Тел.: (812) 643-77-67*33-56 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Козина Н.Д.
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
nathalieshishkina@gmail.com

Роль специально спроектированной электронной информационной среды в подготовке бакалавров технологического образования


В статье рассмотрены компоненты и возможности специально спроектированной электронной информационной среды в подготовке бакалавров технологического образования. Использование специально спроектированной электронной информационной среды в образовательном процессе позволяет обеспечить успешность и качество профильной подготовки студентов, а также способствует более эффективному решению профессиональных задач.

Kozina N.D.
HSPU
St. Petersburg, Russia

The role of the specifically designed E-learning environment in bachelor’s of technology education preparing

The article describes components and opportunities of the specifically designed E-learning environment in bachelor’s of technology education preparing. The use of a specially designed electronic information environment in the educational process allows us to ensure the success and quality of specialised training of students and also contributes to a more effective solving of professional tasks.

Сегодня, в эпоху цифровой экономики, перед вузами стоит непростая задача, состоящая в эффективной подготовке успешного молодого специалиста в различных отраслях профессиональной деятельности. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) [3] система высшего образования должна придерживаться компетентностной модели выпускника, ориентированной на высокий уровень сформированности компетенций, необходимых для решения профессиональных задач. В частности, это задачи, поставленные в определённых условиях и нацеленные на активизацию знаний, умений и навыков для достижения конкретных целей в профессиональной деятельности.

Анализ Федерального стандарта, учебного плана подготовки бакалавров технологического образования показал, что недостаточно форм, технологий в модулях и дисциплинах профильной подготовки, нацеленных на формирование профессиональных компетенций (ПК). В дисциплинах базовой части, читаемых на 1 и 2 курсах формируются общекультурные (ОК) и общепрофессиональные (ОПК) компетенции, ориентированные на развитие творческих способностей и проектных умений студентов в образовательном процессе. Однако, дисциплины профильной подготовки, изучаемые на старших курсах, недостаточно ориентированы на формирование профессиональных компетенций (ПК), нацеленных на развитие творческой проектной деятельности студентов. Проблеме формирования профессиональной компетентности студентов технологического образования уделено значительное внимание в работах Н.В. Скачковой, И.В. Мироненко, Э.Ф. Насыровой. Учёные отмечают, что в последние годы все более осознается противоречие между потребностью общества в учителях в области технологического образования с высоким уровнем профессиональной компетентности и недостаточной научной обоснованностью процесса ее формирования у выпускников педагогических вузов.

Создание специально спроектированной электронной информационной среды (ЭИС) будет способствовать более эффективному решению профессиональных задач, которые, в свою очередь, оказывают влияние на формирование профессиональных компетенций (ПК) и специальных профессиональных компетенций (СПК).

Самая важная роль среды – построение связей «старшие – младшие», взаимодействия, которого очень трудно достигнуть в образовательном процессе. Информационная среда частично выполняет роль «информационного зеркала»: отражение проектов, которые студенты выполняют на практических занятиях в рамках образовательного процесса, обеспечение взаимодействия участников образовательного процесса. Технология «Информационное зеркало» несет в себе задачу обеспечить наглядность, эффективное информирование и формирование собственного мнения у обучающихся. [4] Для творческих проектов важно то, что мотивирует к деятельности, то, что организует деятельность, то, что замыкает обратные связи, самопрезентация результатов. Творческая проектная деятельность предполагает определённую свободу, которую можно организовать в данной среде.

Г.А. Берулава и М.Н. Берулава одной из причин отсутствия положительных изменений в современном образовательном процессе выделяют проблемы когнитивного диссонанса между эмоционально-образным типом мышления нового поколения и абстрактно-логическим, на который ориентированы традиционные методики построения учебного материала на лекциях, семинарах и в учебниках [1, с.13].

«Фактически уже сегодня очень многие молодые люди проживают значительную часть своей жизни в пространстве виртуальной реальности. Задача современной системы образования – объединить эти две реальности, создать условия для максимально эффективного развития человека в ее условиях. Сделать так, чтобы переход из одной реальности в другую был максимально комфортным и для человека, и для общества, которое с ним взаимодействует. Соответственно современная система образования должна быть переориентирована на проектное обучение, направленное на развитие личности в условиях нового информационного общества и новой виртуальной реальности» [2, с.15].

В переменную $model помещается ссылка на созданный объект класса модели Teachers. Далее из контекста этого объекта вызывается метод getTeachers, который возвращает информацию о преподавателях в переменную $data. На последнем шаге, с помощью функции view (встроена в Laravel), данные передаются в представление с наименованием teachers.index. Первым параметром функции является наименование представления, вторым – ассоциативный массив, где ключом является строка teachers, а значением – полученные данные о преподавателях ($data). В результате выполнения функции обеспечивается отображение полученной информации о преподавателях в представлении teachers.index через переменную $teachers.

Использование ЭИС в учебном процессе в первую очередь окажет влияние на мотивационную составляющую организации творческой проектной деятельности. ЭИС обладает следующими качественными характеристиками, оказывающими влияние на весь образовательный процесс:
1) взаимосвязь и разнообразие структурных компонентов – возможность взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, единая организация, сотрудничество;
2) динамичность и возможность среды меняться в соответствии со сменой технического оснащения учебного процесса, преобразования учебных планов и т.д.;
3) доступность для участников образовательного процесса и для всех пользователей;
4) возможность обогащения ресурса, непрерывного обновления и дополнения образовательных материалов;
5) вариативность форм и видов учебной деятельности;
6) активность участников среды – интенсивное погружение студента в многообразные средовые контакты профессионального общения, возможность установления прямых межличностных и творчески-деловых контактов;
7) оптимизация процесса обучения и повышение качества подготовки специалистов.

Усиливать влияние ЭИС на ход образовательного процесса можно за счёт мониторинга текущих образовательных траекторий и достижений в реальном времени, развития интерактивного контента, путём совершенствования функции обратной связи.

Задачи среды:
• Организовать кураторство старшими курсами младших курсов;
• Создать «копилку» цифровых образовательных и информационных ресурсов;
• Развить творческие, проектные, коммуникативные способности, критическое мышление, умения интерпретации, анализа и оценки медиатекста;
• Обеспечить личностное развитие студента с помощью и на материале социальных медиа (для решения конкретных образовательных задач).

Говоря о компонентах среды, мы выделяем следующие структурные элементы: организующая, мотивирующая, инициативная и методическая части, а также образцы - продукты творческой проектной деятельности.

Организующая часть предполагает включение в разные виды деятельности.
• Поиск информации в сети Интернет, электронных справочных изданиях.
• Анализ выступлений партнёров на конференциях (на основе материалов, опубликованных в ЭИС).
• Самостоятельная работа и работа в группах с электронными образовательными ресурсами (ЭОР) (Википроекты [5], проекты в Летописи.ру [6]).
• Отбор и сравнение материала нескольких источников (в сети Интернет, ЭОР, текстов учебника).
• Участие в видеоконференциях.
• Анализ фото и видеоматериалов (образцов деятельности – результата творческой проектной деятельности).
• Индивидуальная или коллективная разработка творческих проектов, а также их дальнейшее продвижение (поиск партнеров, обсуждение будущего проекта, взаимопомощь и консультация).
• Подготовка к участию в конкурсах различного уровня.

Также это организация старшими курсами онлайн мастер-классов, совместное создание электронной библиотеки: ссылки на полезные доступные источники (в том числе зарубежные), создание «копилки» бесплатных сервисов и ресурсов, создание «копилки» творческих проектов.

Мотивирующая часть. Доминирующими мотивами творчества сегодня выступают стремление людей к самореализации, самоактуализации, общественному признанию и успеху. Важную роль играет организация и привлечение к участию в конкурсах, выставках. В дальнейшем презентация лучших работ, поощрение. Организацией учёта и поощрения является назначение на повышенную академическую стипендию за достижения в культурно-творческой и научной деятельности. Участие в международных конкурсах – призы и вознаграждения – также профессиональная реализация, положительная репутация. Поэтому главная задача педагога состоит в развитии внутренней мотивации студентов: выдаче заданий, способствующих вовлечению в активную познавательную, творческую деятельность. Также мотивирующим компонентом является возможность получения отклика от других участников, сравнение своего проекта с другими проектами. Это и коммуникация с другими участниками – обмен опытом не только между субъектами образовательного процесса, но и доступ к практикам и исследованиям международных специалистов через вебинары, видеоконференции.

Инициативная часть подразумевает поддержку новых проектов, интересных идей, предложенных студентами, а также помощь в организации.

Методическая часть включает в себя педагогические методы и приемы, а также учебно-методические пособия, рекомендации; информационно-визуальное сопровождения курсов и дисциплин. Возможен выход через электронную среду на онлайн-тренинги, вебинары, видеоконференции и семинары по профилю подготовки (в том числе на такие образовательные платформы как Coursera, Ted, KhanAcademy, Лекториум, ИНТУИТ, Универсариум).

Специфика управления в сетевом сообществе образовательного назначения заключается в осуществлении постоянной обратной связи между участниками группы. Процесс получения информации непрерывен и тут, безусловно, важную роль играет педагогическое сопровождение. Поэтому, самая значимая особенность педагога или специалиста, исполняющего роль модератора – это профессиональная компетентность. В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность учителя» рассматривается как:
• единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности;
• способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий;
• способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, на основе знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей и др. (По материалам к заседанию координационного совета министерства образования России от 17 сентября 2003 г.). Таким образом, педагог-модератор должен быть готов решать профессиональные задачи, иметь хорошую теоретическую подготовку, обладать не только коммуникативными навыками, но и навыками управления образовательным процессом.

Создание и внедрение ЭИС позволит повысить общий уровень профессиональной подготовки бакалавров технологического образования, а также усовершенствует коммуникативное взаимодействие при организации совместной творческой проектной деятельности.

Литература:
1. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика. 2012. №4. С. 11-20 2. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 5-16 3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование – приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 121 – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf [Дата обращения: 30.03.2019]. 4. Сидоров С.В., Обухова Е.А. Особенности работы с информацией в воспитательной технологии «Информационное зеркало» [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/4-1-0-262 [Дата обращения: 30.03.2019]. 5. Letopisi.ru / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://letopisi.org/index.php/Главная_страница [Дата обращения: 30.03.2019]. 6. WikiProject / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wikireality.ru/wiki/Википроект#.D0.9A.D0.BB.D0.B0.D1.81.D1.81.D0.B8.D1.84.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F [Дата обращения: 30.03.2019].

Комментарии

Оставьте свой комментарий