Тел.: (812) 643-77-67*33-56 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Шомысова В.В.
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
veroni-1994@mail.ru

Методика обучения студентов педагогического направления созданию ЭОР в условиях цифровизации образования


Статья посвящена проблеме создания современных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в условиях цифровизации образования. Описана методика обучения студентов созданию ЭОР и предложен ряд задач для решения проблемы недостаточной подготовки выпускников решать задачи по созданию и использованию ЭОР.

Shomysova V.V.

HSPU, St. Petersburg,
Russia

Methodology for teaching students of the Pedagogics the development of Electronic Educational Resources in the context of digital of education

The article is devoted to the problem of creation of modern electronic educational resources (EER) in the conditions of digitalization of education. The article describes the method of teaching students to create EER and proposes a number of tasks to solve the problem of insufficient training of graduates to solve the problem of creating and using EOR.

Цифровизация образования становится трендом современного общества, где новые информационные технологии активно внедряются в обучение. Вместе с тем, существует потребность в соответствующих специалистах, подготовка которых должна учитывать новые цифровые условия [1].

В настоящее время образовательный процесс требует использования разнообразных средств обучения, среди которых ЭОР, отвечающие требованиям ФГОС, занимают лидирующее место [2].

Существует противоречие между востребованностью в сфере образования специалистов в области создания ЭОР и недостаточной готовностью выпускников педагогических вузов решать соответствующие задачи. По мнению автора, подходы к созданию и использованию ЭОР в школах и вузах недостаточно разработаны. ЭОР являются ключевым средством обучения, поэтому важно разрабатывать соответствующие подходы к их созданию.

Существует также противоречие между необходимостью создания и использования ЭОР учебного назначения (учебные курсы, презентации, видео-, аудио-фрагменты, ресурсы для лабораторного практикума и др.), коммуникационных ЭОР (форум, email и др.), ЭОР управленческого характера (электронный журнал, онлайн-тест и т.п.) [3] и сложностью таких разработок, к которым выпускники педагогических вузов не подготовлены.

Чтобы ответить на вопросы: с чем связана недостаточная подготовка выпускников решать задачи по созданию и использованию ЭОР, какие требования государственных стандартов нужно учитывать при разработке электронных ресурсов, какие проблемы могут возникнуть при создании ресурсов, каким должно быть содержание ресурса, как внедрять новые ЭОР в процесс обучения, необходимо решить ряд задач.

Во-первых, нужно проанализировать специализированную и методическую литературу по вопросам создания ЭОР и методам обучения студентов.

Во-вторых, разработать разноуровневую систему моделей, включающих ЭОР для обучения содержанию, коммуникационные и организационно-управленческого характера. Первый уровень будет включать в себя пользовательские средства для создания ЭОР: презентации PowerPoint, таблицы Excel, Access, инструменты Google и др. Второй уровень будет содержать средства для создания электронных ресурсов с использованием программирования, web-конструкторов, CMS и т.п. На третьем уровне будут использоваться системы управления базами данных (СУБД).

В-третьих, провести анализ инструментов, средств информационных технологий, которые необходимы для создания такого рода моделей. Предлагается иерархия средств для создания ЭОР: пользовательские инструменты (Power Point, Excel, инструменты Google и др.), средства с использованием программирования, средства с использованием программирования и баз данных.

Главной задачей для решения проблемы недостаточной разработанности подходов по созданию и использованию ЭОР является разработка методики обучения студентов.

Методика обучения студентов созданию ЭОР в условиях цифровизации образования обеспечит формирование готовности студентов к самостоятельной учебной деятельности в области создания ЭОР, при соблюдении следующих условий:
1) методика обучения основывается на системно-деятельностном походе;
2) включены материалы, практические задания, основанные на современных методах разработки ЭОР;
3) на завершающем этапе обучения используется метод проектов, предполагающий самостоятельное создание студентами ЭОР$
4) разработан единый электронный ресурс, который позволит студентам изучать материал по различным моделям ЭОР. Данный ресурс должен помочь будущему специалисту научиться решать профессиональные педагогические задачи.

По мнению автора, подобное решение способствует готовности студентов самостоятельно разрабатывать ЭОР, способствующих тому, чтобы профессионально решать педагогические задачи.

Литература:
1. Баранова Е.В. Развитие профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования, специализирующихся в области информатики, при обучении современному программированию // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. Образовательные и профессиональные стандарты в обеспечении готовности выпускника и профессиональной деятельности в сфере образования: Сборник статей по материалам всероссийской научной конференции с международным участием, 14 апреля 2016 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2016. — 356 с. — С. 136-140
2. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б. Электронные ресурсы в подготовке современного специалиста образования // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям (к 20-летию НИИ НПО РГПУ им. А.И. Герцена) Ч.1 – СПб, 2013. – С. 246-252
3. Носкова Т.Н. Электронные образовательные ресурсы: к вопросу типологии // «Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей. – СПб Изд-во «Лема», 2014. – 255 с. – С.40-46

Комментарии

  • Как Вы считаете, каким образом целесообразно мотивировать студентов к освоению подхода и инструментов для создания ЭОР? Проводилось анкетирование студентов – будущих педагогов для выявления их отношения к этим вопросам?

Оставьте свой комментарий