Тел.: (812) 643-77-67*33-56 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Голубева О.П.
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
olgapavna2016@gmail.com

Электронные средства оценивания как интегративный элемент комбинированного урока


В статье рассмотрена эффективность электронных средств оценки знаний обучающихся среднего профессионального образования в ходе занятия на примере приложении LearningApps.org и Kahoot.

Golubeva O.

RSPU, Saint-Petersburg

Electronic assessment tools as an integrative element of the combined lesson

It was considered effective electronic means of assessing students' knowledge of secondary vocational education. Аn example are an online applications LearningApps.org and Kahoot. The traditional and electronic systems of knowledge assessment are compared.

Дисциплина «Станции и узлы» является общепрофессиональной дисциплиной, результатом освоения дисциплины, является формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся второго курса техникума железнодорожного транспорта по специальности 23.02.01 Организация движением и управление на транспорте (по видам), путем усвоения знаний и освоения умений:

  • уметь проектировать продольные и поперечные профили ж. д. пути;
  • уметь вычерчивать схемы раздельных пунктов;
  • знать путь и путевое хозяйство;
  • знать промежуточные раздельные пункты;
  • знать сортировочные станции и ух устройства;
  • знать железнодорожные узлы.

Комбинированный урок (занятие) сочетает в себе различные цели и виды деятельности преподавателя во взаимодействии с обучающимися. Усвоенный на предыдущих занятиях материал последовательно обогащается новым, который по содержанию и структурным особенностям похож на ранее полученные знания, умения и навыки.

Первоначальный этап урока включает проверку домашнего задания, что способствует переходу к этапу изучения нового материала, затем предъявляется новый материал, осуществляется первичное закрепление материала с помощью репродуктивных вопросов и заданий, в конце занятия подводятся итоги с использованием приемов устной и письменной рефлексии.

Рассмотрим подробнее этап закрепления полученных знаний.
Закрепление и контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составляющей процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоенного учащимися программного материала и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе, развитие компетенций [1].

Процесс контроля знаний является многоцелевым. Контроль должен выявить, знают ли учащиеся фактический материал, умеют ли применять свои знания в различных ситуациях, могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения. В ходе осуществления контроля преподаватель имеет возможность получать сведения, необходимые для успешного управления учебным процессом, воспитанием и развитием учащихся [2].

В последние годы в сфере образования сформировался тренд применения новых педагогических технологий, традиционные методы обучения дополняются игровыми методиками. В педагогический лексикон вошло понятие «геймификация». Геймификация в образовании – это использование элементов игры для достижения учебной цели. Геймификация помогает сделать процесс обучения интересным, обучающийся дольше сохраняет внимание и концентрацию, что повышает эффективность усвоения материала на занятиях. Заучивание учебного материала, содержащего сложные для понимания термины, необходимые для освоения специальных дисциплин, обучающиеся, как правило, ассоциируют с делом тягостным, требующим дисциплины. Развлечение и игра — это радость, удовольствие без забот и напряжения. Поэтому в современном образовании развиваются игровые методики, которые мотивируют обучающихся и вовлекают новое поколение в процесс получения знаний.

Конструктор интерактивных заданий LearningApps.org расширяет возможности педагога, позволяя достаточно быстро создавать электронные интерактивные упражнения. Преподавателю не нужно быть профессиональным программистом, достаточно основных навыков работы на персональном компьютере, чтобы создать свой индивидуальный образовательный ресурс не только для контроля знаний, но и для тренинга [3].

Любое упражнение можно загрузить на сотовый телефон по ссылке или по QR- коду. Опыт показывает, что обучающийся, погружаясь в привычную для себя среду, дает больше правильных ответов. В таблице 1 приведены сравнения использования традиционных методов контроля знаний и методы с использованием онлайн-сервиса Learning apps.

Таблица 1 - Методы контроля

Традиционные методы

Методы с использованием онлайн-сервиса Learning apps

Фронтальный опрос

Кроссворд или викторина

Дидактические игры  

Онлайн игры

Тесты

Упражнения на выбор правильных ответов

 

Рассмотрим несколько примеров.
Например, для контроля пройденного материала по теме «Основные устройства на участковых станциях» обучающемуся предлагается выбрать группу основных устройств на участковой станции и включить в нее все входящие элементы. Студенты работают самостоятельно на своем телефоне. Им важен не только результат, но и время, за которое они справятся с заданием. Оценка усвоенных знаний проходит быстро и не вызывает напряжения у обучающихся.


Рисунок 1 - Пример задания «Основные устройства на участковых станциях»

На выполнение заданий сходного формата в традиционном виде и с использованием электронного сервиса время составило 10 мин для экспериментальной группы и 25 мин для контрольной группы. Успешность освоения темы соответственно 55% против 70% .

Достоинства: широта возможностей, удобство навигации, простота в использовании, мгновенный результат, прозрачность, 100% контроль.

К недостаткам данного приложения можно отнести обязательный доступ к сети интернет.

Ещё одним эффективным интерактивным оценочным средством является сервис Kahoot. Сравнительно новый англоязычный проект для создания он-лайн викторин, тестов и опросов может с успехом использоваться в дидактических целях. Студенты могут отвечать на созданные педагогом тесты с планшетов, ноутбуков, лэптопов, смартфонов, имеющих доступ к Интернету.

Одной из особенностей Kahoot является возможность дублировать и редактировать тесты, что позволяет учителю сократить время на подготовку тестов. Яркий дизайн и удобный интерфейс поддерживают высокую мотивацию у обучающихся. Использование данного сервиса при контроле знаний не создает излишнего стрессового напряжения у обучающихся [4].

Рассмотрим организацию итогового контроля по теме: «Схемы участковых станций поперечного типа» в рамках дисциплины ОП.09 Станции и узлы для подготовки теста использовалась программа Kahoot. Тест содержал восемь основных вопросов с четырьмя вариантами ответов. На диаграмме 1 представлены результаты обучающихся двух групп 45 человек.


Диаграмма 1 - Результаты тестирования

При прохождении аналогичного теста в бумажном варианте студенты показали результат ниже 8% не справились с заданием,26% -удовлетворительо,46% - хорошо и 20% - отлично. Для написания традиционного теста потребовалось больше времени с использованием Kahoot прохождение теста и подведение итогов заняло 10 минут, а традиционный тест с проверкой – 20 минут. Можно предположить, что это вызвано стрессовой ситуацией контрольного теста и отсутствием вовлеченности в решение заданий.

Отметим, что преподаватель имеет возможность ввести баллы за ответы на поставленные вопросы, учитывая правильные ответы и скорость выполнения. Результаты отображаются на компьютере преподавателя или их можно вывести через проектор на экран для всеобщего обзора и обсуждения в группе.

Программа имеет англоязычный интерфейс, поэтому для создания тестового задания, преподаватель должен обладать базовыми знаниями английского языка. Текст вопросов и варианты ответов можно вводить на любом языке [4].

Для участия в тестировании учащиеся должны открыть сервис и ввести PIN-код на своем устройстве, который представляет учитель со своего компьютера.

Варианты ответов представлены цветными блоками с геометрическими фигурами. Обучающемуся удобно выбирать ответ на своем устройстве и сразу видеть результат.

Опыт показал, что преподавателю приходится объяснять студентам действия для входа в данное приложение, поскольку большинство обучающихся не обладают базовыми знаниями английского языка. Кроме того, на занятиях могут возникнуть трудности, поскольку требуется стабильное подключение к сети Интернет и наличие смартфона. Однако программа предлагает два варианта прохождения теста: каждый со своего устройства или до 4-х человек с одного устройства. В свою очередь это дает возможность не только индивидуального контроля работы студента, но и организации командного соревнования. Отметим, что работа в команде является одной из общей профессиональной компетенции дисциплины ОП.09 Станции и узлы.

На главном экране высвечиваются имена зарегистрировавшихся участников с результатами ответов, что позволяет определить, кто и какую часть материала усвоил. Если наблюдается в каком-то определенном вопросе высокий процент неверных ответов, то тему необходимо рассмотреть повторно или раскрыть подробнее.

Тест выполнялся по теме «Организация работы участковой станции поперечного типа». Проведение контроля знаний в таком режиме вызвало множество положительных эмоций. По результатам устного опроса 80% студентов предложили всегда пользоваться этим сервисом при прохождении тестов, а также они выказали желание разобрать свои ошибки и пройти тест по данной теме снова. После разбора ошибок и повторного прохождения теста результаты улучшились на 20% и обучающиеся были очень довольны.

Вывод: использование электронных средств оценивания учебных достижений как элемента комбинированного урока позволяет оптимизировать время при проверке усвоения материала, наглядно представить проблемные зоны и повысить заинтересованность учащихся в процессе обучения.

Литература:
1. Губа Н.В., Шутов И.Н. Cтратегия деятельности преподавателя при организации занятий в интерактивном технопарке / Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научн. ст. по материалам международной научной конференции 12 – 26 марта 2018 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – С.124-129. http://fit-herzen-conf.ru /statii/350_shutov.php
2. Торопов Д.А. Дигитализация образования: за и против, перспективы // Педагогика. 2018.№ 6. С. 109-115.
3. Learning apps – конструктор интерактивных упражнений https://learningapps.org/
4. Kahoot – программа для создания викторин, дидактических игр и тестов
http://didaktor.ru/kahoot-programma-dlya-sozdaniya-viktorin-didakticheskix-igr-i-testov/

Комментарии

Оставьте свой комментарий