Тел.: (812) 643-77-67*33-56 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Сергеев А. Н.
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
Волгоград
alexey-sergeev@yandex.ru

Разработка инструментальной системы планирования оценочных материалов основных профессиональных образовательных программ


В статье рассматриваются вопросы разработки инструментальной системы планирования оценочных материалов основных профессиональных образовательных программ. Описываются исходные основания разработки оценочных материалов. Раскрываются виды и внутренние характеристики инструментальных средств, обеспечивающих автоматизацию планирования оценочных материалов (описание перечня оценочных материалов, проверка внутренней полноты и непротиворечивости, содержательная оценка соответствия оценочных материалов планируемым результатам обучения). Приводятся примеры реализации отдельных компонентов указанных инструментальных средств.

Sergeev A.N.

Development of an instrumental planning system for assessment materials of basic professional educational programs

The article deals with the development of an instrumental system for planning assessment materials for basic professional educational programs. The original basis for the development of assessment materials is characterized. The types and internal characteristics of the tools that automate the planning of assessment materials are described (description of the list of assessment materials, verification of internal completeness and consistency, meaningful assessment of the compliance of assessment materials with the planned learning outcomes). The examples of the implementation of individual components of these tools are given.

Современное законодательство, образовательные стандарты и правила реализации образовательных программ определяют необходимость разработки в образовательных организациях обширных комплектов учебной документации – учебных планов, рабочих программ дисциплин и практик, оценочных материалов и др. [1]. Такая разработка (включая экспертизу и оценку качества учебной документации) ведется большими коллективами специалистов – представителями разных кафедр, работниками отделов учебного управления вузов, представителями работодателей. Как правило, документация составляется в электронном виде с использованием традиционного офисного программного обеспечения. Лишь в отдельных случаях (например, при составлении учебных планов) используются специализированные системы.

Вместе с тем автоматизация разработки возможна и востребована в отношении всего комплекта документации. Это позволяет сократить время разработки, а также повысить качество разрабатываемых документов за счет исключения ошибок, внутренней противоречивости и неполноты. В полной мере это следует отнести к разработке оценочных материалов, так как данные документы имеют непосредственное применение в процессе реализации дисциплин и практик, а качество оценки во многом определяется вариативностью предлагаемых обучающимся заданий и их соответствием изначально планируемым образовательным результатам.

Что является исходным основанием для подготовки оценочных материалов по конкретной дисциплине или практике? В условиях компетентностно-ориентированных образовательных программ основанием разработки оценочных материалов будут служить:
1. Заранее запланированные результаты обучения в виде перечня компетенций, закрепленных за дисциплиной или практикой, а также их декомпозиции, выраженной в терминах «знать», «уметь» и «владеть».
2. Содержание дисциплины или практики, представленное в виде перечня изучаемых разделов и соответствующих этим разделам учебных тем.
3. Критерии (индикаторы) оценивания компетенций и принятые в образовательной организации шкалы оценки.

При этом сами оценочные материалы по дисциплинам и практикам будут относиться, как минимум, к двум видам оценивания: проведению промежуточной аттестации (зачет, аттестация с оценкой, экзамен), а также к осуществлению текущего контроля (семестровые задания, контрольные работы, тесты, проектные, исследовательские, творческие работы и др.).

В чем может заключаться автоматизация планирования оценочных материалов? Информационная система, нацеленная на разработку учебной документации основных профессиональных образовательных программ, способна обеспечить в отношении планирования оценочных материалов реализацию следующих инструментальных средств:
1. Средства описания планируемых оценочных материалов, обеспечивающие построение перечня наименования таких материалов, перечней проверяемых компетенций, а также оценочных (рейтинговых) баллов, выставляемых по итогам каждой оценки.
2. Системы проверки внутренней полноты и непротиворечивости планируемых оценочных материалов, соответствия шкал оценивания (схемы рейтинговой оценки) принятым в образовательной организации правилам.
3. Системы содержательной оценки соответствия оценочных материалов планируемым результатам обучения по дисциплинам и практикам.

Рассмотрим подробнее каждое из названных инструментальных средств. Так, средство описания планируемых оценочных материалов – это табличная форма, которая позволяет разработчикам образовательных программ указать наименования оценочных материалов, проверяемые компетенции и выставляемые баллы (рис. 1).


Рис. 1. Форма описания оценочных материалов

Такая форма позволяет вести учет оценочных материалов, оформлять описание соответствующих разделов рабочих программ дисциплин и практик, вести реестры материалов, подлежащих разработке и применению.

Проверка внутренней полноты и непротиворечивости оценочных материалов, соответствия шкал оценивания принятым правилам – это простая проверка наличия всех компетенций, закрепленных за дисциплиной или практикой, соответствия вида промежуточной аттестации требованиям учебного плана, а также выполнения правил по общей сумме выставляемых баллов и их распределения на текущую оценку и промежуточный контроль. Пример результатов такой оценки для ошибочного описания представленных выше оценочных материалов приводится на рис. 2.


Рис. 2. Анализ ошибок в описании оценочных материалов

В приведенном выше примере информационная система фиксирует наличие трех ошибок:
1. В качестве промежуточной аттестации указан экзамен, но учебным планом предполагается наличие зачета.
2. Общая сумма баллов по всем оценочным средствам составляет 90, но требования рейтинговой системы, принятой в вузе, определяет необходимость общей оценки по дисциплине или практике по шкале до 100 баллов.
3. Оценочные средства в своей совокупности обеспечивают проверку компетенций ОПК-2 и ПК-5, но не обеспечивают проверку компетенции ПК-6, также закрепленной за дисциплиной.

Содержательная оценка соответствия оценочных материалов планируемым результатам обучения по дисциплинам и практикам требует реализацию более сложных механизмов, чем оценка по критериям закрепления компетенций или распределения баллов. Так, это может быть средство экспертной оценки соответствия оценочных материалов планируемым результатам обучения, сформулированным в терминах «знать», «уметь», «владеть» через взаимное соответствие следующих установленных отношений:
1) компетенция – раздел дисциплины (практики);
2) раздел дисциплины (практики) – планируемый результат (в терминах «знать», «уметь», «владеть»);
3) компетенция – оценочное средство.

Пример установки соответствий первых двух типов приводится на рис. 3.


Рис. 3. Описание соответствия разделов дисциплины формируемым компетенциям и планируемым результатам, сформулированным в терминах «знать», «уметь» и «владеть»

На основе указанных отношений устанавливаются связи «компетенция» – «планируемые результаты («знать», «уметь», «владеть»)» и «компетенция» –«оценочное средство». Это, в свою очередь, позволяет определить предполагаемые перечни планируемых результатов («знать», «уметь», «владеть»), проверяемые каждым оценочным средством для того, чтобы впоследствии в экспертном режиме установить соответствие проверяемых результатов характеру и содержанию оценочного средства. В результате можно будет ответить на следующие вопросы:
1. Соответствуют ли оценочные материалы требованиям проверки планируемых результатов?
2. Все ли планируемые результаты проверяются имеющимся перечнем оценочных материалов?
3. Корректно ли описаны планируемые результаты, а компетенции закреплены за разделами и оценочными материалами?

Проверка последнего рода позволит оценить качество составления не только перечня планируемых оценочных материалов, но и в целом рабочих программ дисциплин или практик.

Описанные выше инструменты относились именно к планированию оценочных материалов, но не касались вопросов автоматизации их разработки и применения. Этот вопрос заслуживает отдельного анализа и проработки. Такая работа проводилась нами в части реализации системы подготовки и применения тестовых оценочных материалов. Отдельные аспекты реализации этой системы описаны в статьях [2-4].

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Волгоградской области в рамках научного проекта № 18-413-340002\18 «Разработка и оценка качества основных профессиональных образовательных программ в электронной информационно-образовательной среде университета в условиях модульного подхода и требований современных стандартов».

Литература:
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367)
2. Сергеев А. Н. Стратегии оценивания результатов электронного тестирования студентов вуза // Электронное обучение в непрерывном образовании 2018. V Международная научно-практическая конференция (Россия, Ульяновск, 18 – 20 апреля 2018 г.): сборник научных трудов. – Ульяновск : УлГТУ, 2018. – С. 579-585
3. Сергеев А. Н. Разработка оценочных материалов и оценка компетенций обучающихся на образовательном портале ВГСПУ // Электронный научно-образовательный журнал «Грани познания» / Волгоградский государственный педагогический университет. – 2018. – № 3 (56). – URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1530865374.pdf
4. Сергеев А. Н. Язык описания тестов в электронной системе оценки качества освоения образовательных программ // Информатизация непрерывного образования – 2018 = Informatization of Continuing Education – 2018 (ICE-2018) : материалы Международной научной конференции. Москва, 14–17 октября 2018 г. : в 2 т. / под общ. ред. В. В. Гриншкуна. – Москва : РУДН, 2018. – С. 101-106

Комментарии

Оставьте свой комментарий