Тел.: (812) 643-77-67*33-56 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Репина Т.Ю.

СПбГУ,
Санкт-Петербург
t.repina@spbu.ru

Информационно-коммуникационные технологии в образовательном пространстве университета на примере преподавания иностранного языка


В статье представлены информационно-коммуникационные технологии и Интернет сервисы, применение которых в современных высших учебных заведениях оказывает большое влияние на качество профессионального образования. После обзора основных тенденций и способов использования ИКТ в образовательном процессе вуза, указываются сферы, задачи и примеры их использования в преподавании иностранного языка.

Repina T.Yu.

SPbGU,
St. Petersburg, Russia

Information and communication technologies in the higher education system implemented in teaching a foreign language

The article presents information and communication technologies and Internet services, the use of which in modern higher educational institutions impacts the quality of professional education. After a brief overview of the main trends and ways of applying ICT in the higher education process, the scope, objectives and practices of their use in teaching a foreign language are indicated.

Информатизация затрагивает все сферы жизнедеятельности человека: науку, производство, культуру. В сфере образования информатизация заявляет о себе, прежде всего, через использование систем поддержки образования (Learning Management Systems) типа Blackboard, Moodle, Sakai для структурирования, организации и управления учебно-образовательным процессом. Внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в целом положительно влияет на преподавание и изучение предметных дисциплин и эффективность профессиональной деятельности преподавателей.

Прежде чем перейти к описанию практики использования средств ИКТ в преподавании иностранного языка, следует отметить ряд общих тенденций и особенностей их применения в высшем профессиональном образовании.

Особенностью обучения в высшей школе является ориентированность на подготовку к профессиональной и научной деятельности. Система должна быть достаточно гибкой и быстро реагировать на изменения в науке и экономике, и ИКТ по сути революционизируют традиционный образовательный процесс. Они позволяют создавать новые электронные образовательные ресурсы в процессе обучения, переносить часть обучения в дистанционный формат, обеспечить самообразование. С их помощью актуализируются используемые учебно-методические и научно-исследовательские материалы в любой предметной области [6]. Новые дисциплины можно включать в учебный план сразу, не дожидаясь выхода печатных учебников и пособий. Облачные сервисы предоставляют место для хранения учебных материалов. На сайте курса в LMS можно разместить тексты, контрольно-измерительные материалы, ссылки на дополнительные и мультимедийные ресурсы. Есть возможность разбить материалы по темам и занятиям, вносить коррективы в их перечень по мере учебной необходимости [7]. Кроме того, ИКТ дают преподавателю реальную возможность удовлетворять индивидуальные запросы студентов и учесть конъюнктуру рынка труда. Совершенствование взаимодействия с электронными образовательными Интернет-ресурсами, особенно с культурно и научно-познавательными сервисами глобальной сети, обеспечивает быстрый доступ к источникам достоверной и актуальной информации по всем отраслям науки, техники и искусства [4,5]. В итоге, внедрение информационно-коммуникационных технологий становится одним из приоритетных направлений в развитии системы образования, обеспечивающим достижение высокого качества профессиональной подготовки.

Целенаправленное и регулярное погружение студентов в локальную информационную среду учебного заведения и глобальную сеть Интернета с их разнообразными образовательными ресурсами развивает поисковые, творческие, исследовательские способности студентов, удовлетворяет их индивидуальные потребности и интересы, повышает мотивацию к учебной деятельности, способствуют приобретению навыков, применимых в дальнейшей профессиональной деятельности. Информационные технологии стимулируют переход от пассивного получения знаний к развитию навыков 21 века. Кроме того, они создают условия для самовыражения личности студента. Результаты самостоятельной творческой работы значимы для других студентов и могут быть легко и с пользой интегрированы в процесс обучения дисциплине.

Не секрет, что современное поколение обучающихся больше нуждается не в приобретении теоретических знаний и умений, а в способности и условиях их постоянно наращивать и совершенствовать. Следовательно, необходимо показывать возможности информационно-образовательной среды для дальнейшего образования, профессиональной переподготовки и саморазвития, воспитывать культуру и создавать среду для непрерывного обучения. Образовательные ресурсы вуза могут и должны быть доступны желающим пополнить свои знания и после получения диплома. Они способны обеспечить основу обучения в течение всей жизни без возрастных, временных и пространственных ограничений.

В СПбГУ онлайн-курсы являются частью образовательного процесса. Например, «История», «Философия», «Безопасность жизнедеятельности» в 2018/2019 учебном году полностью реализовывались в онлайн-формате. «История Санкт-Петербурга и Ленинградской области», «Введение в науку о данных» были курсами по выбору [1]. 52% студентов используют онлайн курсы для развития карьеры. Реализаций онлайн-курсов занимается Центр развития электронных образовательных ресурсов. СПбГУ является активным участником проекта «Глобальное образование», благодаря которому российские и зарубежные вузы сотрудничают с СПбГУ в сетевой форме, а более 10 российских вузов смогли включить онлайн-курсы СПбГУ в свой образовательный процесс. СПбГУ – участник проекта «Национальная платформа открытого образования», предоставляющего доступ к качественному высшему образованию онлайн [2]. На данный момент на платформе размещено 40 курсов, подготовленных лучшими преподавателями и учеными университета. Ещё 62 курса, включая пять специализаций, открыты для слушателей на платформе Coursera, 5 на платформе Stepik. Общее количество внешних слушателей онлайн-курсов СПбГУ в 2018 году превысило 800 тысяч человек [1]. По данным Центра не менее десяти онлайн-курсов готовятся для включения в образовательный процесс СПбГУ в этом году. Уже открыт новый конкурс на отбор педагогических сценариев для создания массовых открытых онлайн-курсов [1]. Востребованность онлайн-курсов как системы непрерывного образования объясняется широким выбором, современным форматом обучения, отсутствием формальных требований для участия, возможностью заниматься в индивидуальном режиме и получить сертификат, официально подтверждающий завершение обучения по курсу [3,8].

Программа обучения в СПбГУ требует от выпускников владения английским языком на уровне B2. В Программе стратегического развития до 2020 г. поставлена задача увеличения количества курсов, читаемых в СПбГУ на английском языке, до 20% от общего числа. На некоторых факультетах этот порог уже превышен. Дисциплины преподаются также на других языках. А значит, требования к качеству обучения иностранным языкам постоянно растет.

При использовании электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам неизменно возникает вопрос о необходимости проведения серьезной и затратной по времени предварительной организационной работы преподавателя. Она включает не только выбор технологии и отбор подходящих текстов или мультимедийных материалов, но и подготовку методического обеспечения для каждого из них с учетом языкового уровня обучающихся и конкретных дидактических и академических задач. К примеру, при адаптации оригинального текста преподаватель необходимо подготовить блоки заданий для выполнения до, во время и после работы с текстом. Следование установленному алгоритму действий не только помогает лучшему пониманию студентами текста на иностранном языке, но и способствует развитию у них учебных умений и критического мышления. Наличие шаблона или алгоритма действий также стимулирует преподавателя максимально полно реализовать потенциал выбранного материала для обучения и довести работу до конца.

Актуальность изучения вопросов, связанных с применением новых информационно-компьютерных технологий в обучении иностранному языку, обусловлена не столько разработкой новых форм и методов преподавания, сколько изучением уже имеющихся технологий и средств, чтобы интенсифицировать и упростить процесс подготовки к обучению.

Информационная среда создает широкие возможности для практики узнавания и применения нужной лексики в аутентичном контексте при выполнении логически обоснованных практических задач коммуникации. Осознание того, что данную лексику изучается с конкретной практической целью, обеспечивает мотивацию и активное участие студентов в процессе обучения.

При личностно-ориентированном подходе для обеспечения коллективной и групповой работы необходимы ресурсы, предназначенные для одновременной совместной работы нескольких учащихся, например google.doc или использование чатов, форумов в локальных сетях вуза, на сайте курса или в социальных сетях, но уже без контроля со стороны преподавателя, на полном доверии. На сайте курса можно сразу спланировать разбиение класса на группы для выполнения конкретного задания или проекта [7]. В данном случае средства ИКТ позволяют не только изучать материал, но и формировать навыки совместной деятельности в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

Вики-технологии, встроенные в системы поддержки образования, тоже хорошо подходят для обеспечения самостоятельной, групповой и проектной работы студентов. С их помощью можно создавать веб-страницы и веб-сайты, контент которых можно постоянно редактировать, добавлять файлы любого типа, назначения и содержания, а также с помощью гиперссылок выходить на внешние сайты, подключать аудио и видео ресурсы. Для курса профессионального иностранного языка особо востребованным является вики-словарь, в который можно вносить термины по специальности или отдельной предметной области, снабжая их определениями, примерами, иллюстрациями.

Эффективность освоения иностранного языка во многом зависит от регулярной практики всех речевых навыков. При возникновении трудностей или, наоборот, при желании двигаться быстрее, студент может быть заинтересован в совершенствовании одного навыка или освоении конкретных лексико-грамматических правил. Полезными могут оказаться знания о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка.

В первую очередь, преподаватель может рекомендовать подкасты для развития навыков аудирования и говорения. Подкасты могут представлять серию аудиозаписей или видеороликов по конкретной тематике (закрепление грамматических правил, разъяснения лексических сложностей, употребление идиом, фразеологических оборотов, повседневных фраз, тем для общения). Программы Русской службы BBC, LearnEnglish Британского Совета предлагают разнообразные серии подкастов в формате радиопостановок с русскоязычными комментариями ведущих, комментированные новости и т.п.

На YouTube можно подписаться на видео ролики харизматичных преподавателей со стажем или энергичных носителей языка, которые готовы выступать в роли коучей, которые объясняют смысл разговорных выражений из повседневной английской речи и делятся примерами их употребления, объясняют отдельные грамматические и лексические трудности, делятся секретами подготовки к тестам и языковым экзаменам. Чаще всего они представляют собой монологи ведущего о грамматике, лексике и английской культуре, разбавленные советами и инструкциями по изучению языка.

Богатый выбор всевозможных приложений, сервисов, инструментов обучения с использованием электронных технологий, и в первую очередь ресурсы Интернета, открывают практически неограниченные возможности при обучении любой дисциплине в высшей школе. Задача преподавателя по возможности не отставать от своих студентов в освоении новых технологий и постоянно быть в курсе нового и полезного контента, который может быть использован в образовательном процессе.

Литература:
1. Материалы ректорского совещания. 11 марта 2019. [Электронный ресурс]. Доступ: https://spbu.ru/openuniversity/documents/materialy-rektorskogo-soveshchaniya-377
2. Официальный сайт «Национальная платформа открытого образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://npoed.ru/ (Дата обращения: 31.03.19)
3. Официальный сайт «Открытое образование. Санкт-Петербургский государственный университет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://openedu.ru/university/spbu/
4. Репина Т.Ю. Цифровые и Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку.// В сборнике: Герценовские чтения. Иностранные языки. Материалы Всероссийской межвузовской научной конференции. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. С. 233-235.
5. Репина Т.Ю. Повышение эффективности усвоения учебного материала с использованием мультимедиа и без. // В сборнике: Мультимедийные средства в преподавании филологических дисциплин. XLIII Международная филологическая конференция. 11-16 марта 2014, Санкт-Петербург, 2014, С.3-7
6. Репина Т.Ю. Обоснование самостоятельного создания электронных образовательных ресурсов. // Мультимедийные средства в преподавании филологических дисциплин: Материалы XLII Международной филологической конференции, 25-30 марта 2013 г. Санкт-Петербург, 2013, С. 23-27
7. Репина Т.Ю. Возможности SAKAI как платформы сетевого и дистанционного обучения иностранным языкам. // В сборнике: Дополнительные образовательные программы по иностранным языкам: Материалы XII Научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2013, С. 73-79
8. Официальный сайт «Центр развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://online.spbu.ru/o-centre/(Дата 31.03.19)

Комментарии

Оставьте свой комментарий