Тел.: (812) 643-77-67*33-56 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Векилова С.А.
Семенова Г.В.

РГПУ им. А. И. Герцена
Санкт-Петербург
semenovagv@herzen.spb.ru

Компьютерная тревога преподавателей как проявление сопротивления инновациям в цифровой образовательной среде


Рассматривается явление компьютерной тревоги как проявление сопротивления росту у преподавателей. Эмпирические данные получены на выборке N=95. Показано, что выраженной компьютерной тревогой характеризуются 52,6 % преподавателей. Представлены возможные способы работы по преодолению компьютерного стресса.

Vekilova S.A.
Semenova G.V.

Herzen State Pedagogical University of Russia
St. Petersburg, Russia

Computer Anxiety Of Teachers As A Manifestation Of Resistance To Growth In The Digital Educational Environment

The phenomenon of computer anxiety is considered as a manifestation of resistance to growth among teachers. Empirical data were obtained on a sample of N=95. It is shown that 52,6 % of teachers are characterized by severe computer anxiety. We present possible ways of work to overcome computer stress.

Ориентация субъектов образовательного процесса на создание и использование цифровых образовательных ресурсов, активная интеракция, осуществление деятельности в цифровой образовательной среде – важные тенденции современности. В литературе широко освещаются вопросы участия в этих процессах педагогов и обучающихся, главные проблемы и вызовы, порождаемые этими явлениями для педагогической практики [4, 9]. При этом недостаточно хорошо изучены факторы, препятствующие адаптации субъектов образовательного процесса в новых условиях жизнедеятельности.

Вообще, формирование цифровой образовательной среды можно считать одной из важнейших инноваций современности. Естественно, что это явление не могут игнорировать субъекты образовательного процесса. Как ни парадоксально, в исследованиях, посвященных цифровой образовательной среде, эти субъекты часто сами оказываются «за скобками», а при внедрении новых технологий, значимых новаций менеджеры часто упускают из виду «человеческий фактор». Сравнение отечественных и зарубежных исследований по проблемам дистанционного обучения убедительно доказывает, что во многих отечественных подходах отсутствует диагностический этап, когда определяются ресурсы и «слабые места»; часто не прогнозируются возможные индивидуальные трудности и коллективные проблемы, связанные, например, с особыми потребностями [8]. Тем более не учитываются значимые жизненные ориентации субъектов этого процесса [6].

Одним из следствий такого менеджмента является дезадаптация субъектов образовательного процесса к условиям цифровизации и их дезориентация в цифровой образовательной среде. На психологическом уровне это выражаются в таком сложном, незаслуженно игнорируемом явлении, как компьютерная тревога, или технофобия. Американский исследователь O. Khasawneh определяет технофобию как иррациональный страх, тревогу, которые испытывает человек в ответ на новые стимулы, исходящие от незнакомых форм технологий [2]. Компьютерная тревога представляет собой переживание предстоящей угрозы, обусловленное ожиданием чего-то опасного от взаимодействия с компьютером. Именно компьютерная тревога является маркером сопротивления стратегическим изменениям и росту, которые неизбежно сопровождают инновационные тенденции, связанные с цифровизацией образования.

Кросскультурные исследования феномена компьютерной тревоги отмечают, что число пользователей, испытывающих стресс при взаимодействии с компьютером, варьирует от 30 % до 50 % и, следовательно, технофобия – это нормативный ответ человека на технологический стресс [1]. Описываются такие специфичные психофизиологические реакции, как возбуждение, тремор, ощущение нехватки воздуха, невозможность сконцентрировать внимание, запомнить необходимый алгоритм действий, аккумулировать и воспроизводить опыт.

В России в начале 90-х годов ХХ века компьютерная тревога диагностировалась у 30 % респондентов, а в 5 % случаев эта тревога доходила до уровня фобии. Л. Ф. Бурлачук связывает проявление компьютерной тревоги с эффектами новизны, неизвестности [3].

В эмпирическом исследовании, инициированном и осуществленном на кафедре психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена, была предложена анкетная методика, в которой задавались вопросы о тех состояниях и отношениях, которые переживают и испытывают преподаватели в связи с использованием компьютерной техники в образовательном процессе, в том числе – при создании цифровой образовательной среды и при взаимодействии в ней. Всего в исследовании приняли участие 95 преподавателей разных образовательных ступеней; респонденты представляли 23 населенных пункта России, в том числе мегаполисы (Москва и Санкт-Петербург), города-миллионники (Волгоград, Краснодар, Новосибирск и др.), а также небольшие города (Саранск, Энгельс, др.). Исследование проводилось анонимно, с использованием Google-форм, респондентами были мужчины и женщины в возрасте от 23 до 76 лет.

Результаты демонстрируют, что 52,6 % преподавателей имеют высокие показатели компьютерной тревоги, т. е. отвечая на вопросы анкеты, эти респонденты указывают, что процесс взаимодействия с компьютером инициирует у них интенсивные переживания, связанные с тревогой. Средний уровень тревоги испытывают 42,1 % преподавателей, а низкий уровень тревоги – только 5,3 % участников исследования.

Теоретическая модель исследования предполагала учет 4-х компонентов компьютерной тревоги: когнитивные установки (негативные мысли о процессе работы за компьютером), эмоциональные переживания (переживания страха, неуверенности, опасений), самокритичные суждения (самокритика по поводу неуспешности работы на компьютере, ошибок), поведение избегания (реальные действия, направленные на то, чтобы отстраниться от цифрового поведения, избежать работы на компьютере).

Сравнительный анализ значений каждого из четырех компонентов компьютерной тревоги демонстрирует, что первый ранг получает поведение избегания (3,19 балла); на втором месте по степени выраженности – два компонента компьютерной тревоги: самокритичные суждения (3,06 баллов) и негативные переживания в ситуации необходимости работать за компьютером (3,06 балла). Когнитивный компонент компьютерной тревоги – представление об отрицательном влиянии компьютера на человека и общество в целом (2,06 балла) – не выражен и находится в зоне нейтральных значений.

Полученные эмпирические данные обогащают представление о компьютерной тревоге, переживаемой российскими преподавателями в условиях формирования и развития цифровой образовательной среды, и ставят вопрос о возможностях ее преодоления.

В. Н. Лазарев и М. В. Кангро в этой связи отмечают, что работа с сопротивлением конкретного человека всегда проще и эффективнее, чем работа с сопротивлением группы, т. к. в группе происходят такие синергетические процессы, при которых сопротивление усиливается и не может отождествляться с простой суммой сопротивлений отдельных сотрудников. Проявления силы при совладании с сопротивлением не требуется тогда, когда ясна природа этого сопротивления. Чрезвычайно важен также прогноз (определение источника и силы сопротивления) – чем он точнее, тем успешнее можно справиться с сопротивлением [7].

Сопротивление, низкая терпимость к изменениям, выражающиеся в компьютерной тревоге, – это нормально, но их обязательно нужно учитывать и с ними необходимо работать. Г. В. Егорова и Н. М. Дегтярева считают, что при выборе стратегии дальнейшего развития в управлении необходимо учитывать причины сопротивления, их природу и степень напряженности социально-экономических отношений. «На уровне индивида необходимо помочь сотруднику приобрести новое понимание происходящего и пересмотреть свое отношение к изменению. При этом чаще всего требуется индивидуальная работа с ним по разъяснению выгод и преимуществ, которые он получит в результате реализации стратегии» [5, с. 304]. К методам управления сопротивлением изменениям относятся следующие:

  • информирование и общение – этот метод наиболее эффективен в ситуациях нехватки информации, однако, может потребовать значительного времени;
  • помощь и поддержка – применяются, когда люди боятся, что у них не получится адаптироваться к новым условиям; подход хорош в ситуациях адаптации, но может быть довольно дорогостоящим;
  • переговоры и соглашения – применяется, когда в результате изменений есть риск потерь у конкретных сотрудников; может быть дорогостоящим;
  • манипуляции и кооптации – применяются в исключительных случаях, когда ничто другое не срабатывает; могут возникнуть проблемы с реализацией этих методов в том случае, когда сотрудники поймут, что ими манипулируют; плюсы такого подхода – он дешевый и быстрый;
  • явное и неявное принуждение – используется, когда изменения нужно ввести быстро, и инициаторы изменения обладают серьезной силой; метод работает быстро, но риск есть тогда, когда после его применения в коллективе все же остаются недовольные.

Таким образом, деятельность по сопровождению введения инноваций в образовательный процесс, по работе с сопротивлением росту и преодолению компьютерной тревоги – важная организационная задача, без решения которой невозможно благополучие субъектов в цифровой образовательной среде.

Литература:
1. Brosnan M. J. Technophobia: The Psychological Impact of Information Technology. London, New York: Routledge, New Fetter Lane, 2003. 185 p.
2. Khasawneh O. Y. Technophobia Without Boarders: The Influence of Technophobia and Emotional Intelligence on Technology Acceptance and the Moderating Influence of Organizational Climate // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 88. P. 210-218.
3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2009. 384 с.
4. Горбунова И. Б., Товпич И. О. Информационная образовательная среда как ресурс формирования информационной культуры участников образовательного процесса в Школе цифрового века // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 192-196.
5. Егорова Г. В., Дегтярева Н. М. Управление сопротивлением персонала стратегическим изменениям // Вестник Казанского технологического университета. 2009. № 4. С. 302-309.
6. Коржова Е. Ю., Артемьева В. А., Веселова Е. К., Дворецкая М. Я. Жизненные ориентации современных студентов (на примере будущих психологов) // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 3 (45). С. 18-23.
7. Лазарев В. Н., Кангро М. В. Внедрение технических инноваций и проблемы управления сопротивлением изменениям // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. Сборник статей победителей VI международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 91-94.
8. Никитина Л. Н., Семенова Г. В. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития / Под ред. проф. Л. М. Шипицыной. СПб.: ИСПиП, 2012. 191 c.
9. Носкова Т. Н. Вызовы профессиональной педагогической деятельности в условиях информатизации // Развитие военной педагогики в XXI веке. Материалы V межвузовской научно-практической конференции. Под ред. С. В. Костарева, И. И. Соколовой, Н. В. Ершова. СПб.: Изд-во ВВМ, 2018. С. 15-22.

Комментарии

  • Хотелось бы уточнить у авторов, выявлена ли взаимосвязь между возрастом педагогов и уровнем проявления компьютерной тревожности?

  • Как Вы считаете, какова роль курсов повышения квалификации для преподавателей в рамках деятельности по сопровождению внедрения информационных технологий в профессиональную деятельность педагога? Ведь тревога возникает, когда не умеешь пользоваться инструментом.

Оставьте свой комментарий