Тел.: (812) 643-77-67*33-56 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Бессолицын А.С.
Грачев А.А.
Федорова Н.Б.

ФГБОУ ВО ПГУПС
Императора Александра I
bessolitsyn@pgups.ru

Информационные технологии, используемые при подготовке специалистов железнодорожного транспорта


В «Учебном центре управления движением им. Б.П. Бещева» кафедры ПГУПС проводятся занятия по дисциплине «Управление эксплуатационной работой». Целью изучения дисциплины является формирование у обучающихся знаний, умений и представлений в области теории и практики организации, управления и технологии поездной, сортировочной, маневровой работы на станциях, узлах, участках и полигонах сети, на основе которых они могут обеспечить эффективную и безопасную эксплуатацию, проектирование и развитие транспортно-технологических комплексов железнодорожного транспорта.

Bessolicin A.S.
Grachev A.A.
Fedorova N.B.

FGBOU VO PGUPS
Imperatora Aleksandra I

Information technologies used in the training of railway transport specialists

At the Department "management of operational work"in the" Training center of traffic management. B. P. Besheva" conducted laboratory classes on discipline "Managing of operational work". The purpose of the discipline is the formation of students ' knowledge, skills and ideas in the field of theory and practice of organization, management and technology of train, sorting, shunting work at stations, nodes, sections and polygons of the network, on the basis of which they can provide effective and safe operation, design and development of transport and technological complexes of railway transport.

Подготовка высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста с высшим образованием сегодня невозможна без применения современных информационных технологий в учебном процессе. Информационные системы обеспечивают управление движением поездов во взаимодействии с устройствами диспетчерской централизации, оптимизируют выполнение графика движения поездов, помогают сократить непроизводительные затраты [1]. Обучение железнодорожным специальностям накладывает на высшие учебные заведения особую ответственность, поскольку от квалификации выпускников напрямую зависит безопасность перевозочного процесса.

Безошибочность действий работников при принятии решений в условиях дефицита времени и при возникновении нестандартных и аварийных ситуаций зависит в основном от трех факторов: профессиональной пригодности, уровня профессиональных знаний и наличия устойчивых навыков и умений работы в конкретных условиях. Развивать и контролировать эти качества позволяют системы оценки уровня профессиональных компетенций, автоматизированные обучающие системы и интеллектуальные тренажерыимитаторы. Также подготовка специалиста с учетом современных профессиональных компетенций подразумевает овладение навыками оперативного влияния на перевозочный процесс [2].

Настоящий этап развития системы образования связан с внедрением в учебный процесс информационных технологий. Информационные технологии, постепенно входящие в практику обучения, предоставляют как преподавателю, так и учащемуся более широкие (по сравнению с традиционным обучением) возможности в преподавании и изучении дисциплин самых различных циклов. Информационная обучающая система представляет взаимосвязанный комплекс программно-технических и учебно-методических средств, предназначенный для автоматизации и индивидуализации обучения. Использование таких систем позволяет выстроить для каждого обучаемого индивидуальную образовательную траекторию.

В разработанной лабораторной работе имитируется движение поездов на участке из семи станций. Перед началом работы обучающийся знакомится с видеоматериалами о порядке ведения графика. Подготавливается бланк для работы. Лабораторная работа заключается в нанесении на график линий хода поездов с указанием всех необходимых сведений на основании докладов дежурных по станциям о движении поездов. Работа осуществляется в наушниках, что позволяет не мешать другим участникам занятия и сосредоточится на собственных сообщениях. Доклады дежурных воспроизводятся с помощью компьютерной программы-симулятора «Ведение графика исполненного движения под аудиосообщения (АудиоГИД)» [3].

При помощи наушников обучающийся погружается в рабочую информационную среду. Практически, можно сказать, что создаётся обучающая виртуальная система, в которой обучающийся погружается в среду виртуальной реальности, что позволяет получить, закрепить, отработать знания и навыки, необходимые в настоящей реальности.

В соответствии с вариантом последовательно воспроизводятся сообщения дежурных по станциям, например, «Диспетчер. Я – Городок. Поезд 2743 прибыл в 17 часов 31 минуту».

Чтобы будущий специалист надежно обеспечивал безопасность, нужны не только знания порядка действий, но и, главное, устойчивые умения и навыки безопасной работы. Вырабатывать навыки и умения можно только тренировками, проводить которые в производственных условиях во время практики невозможно. Искусственно создавать аварийные ситуации на станциях для отработки навыков безаварийной работы не всегда возможно, так как это связано с принудительным вмешательством в работу действующих устройств. Другая причина нарушений в процессе организации работы – несогласованность обмена информацией оперативными работниками.

Освоение полученных теоретических знаний и умений оперативной работы, т. е. готовность к профессиональной деятельности выпускников по специальности «Эксплуатация железных дорог» проверяют во время деловой игры. Это метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с автоматизированным рабочим местом в диалоговом режиме при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости.

Проведение таких занятий, направлено на формирование общепрофессиональной компетенции: готовность к использованию алгоритмов деятельности, связанных с организацией, управлением и обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; и на формирование следующих профессиональных компетенций, соответствующих видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета.

Модель в подобной системе должна отображать визуальную информацию о ситуации на полигоне дороги, и дает возможность управлять сценариями ситуаций на дороге, принимать решения, основываясь на теоретических знаниях. Модели подобных симуляторов разработаны с учетом требований определенных разделов дисциплины. Таким образом, программные комплексы визуального моделирования используют современные средства компьютерных и интерактивных технологий, а также физические объекты симуляции.

Виртуальный тренажер на автоматизированных рабочих местах является «Имитационный тренажер ДСП/ДНЦ». Он моделирует работу электрической централизации железнодорожных станций, блокировки на перегонах, движение подвижных единиц. В нем реализованы разные типы станций, а пульт-манипулятор, компьютерный или аналоговый, полностью копирует работу реальных устройств [4].

При работе на тренажере возможно использование двух версий:
• локальная – каждый пользователь обучается индивидуально, независимо от других, выбирает полигон и приступает к работе;
• сетевая – на одном полигоне обучается группа пользователей с распределением ролей, где отрабатывается взаимодействие оперативных работников, руководитель деловой игры имеет возможность со своего рабочего места контролировать ход игры и вносить корректировки: имитировать нестандартные ситуации, менять вводные.

Игровая часть максимально приближена к практической работе на реальных станциях и участках. В назначенное расписанием время коллектив смены занимает свои рабочие места, по команде руководителя игры включается игровое время, и все участники приступают к реализации производственного процесса в районе управления. Диспетчерский персонал района управления (поездные диспетчеры кругов) производит все операции по приему, отправлению, пропуску поездов, а также при маневровых работах четко, точно выполняя Правила технической эксплуатации, Инструкцию по сигнализации на железных дорогах и техническо-распорядительный акт станции [5].

Работа каждой смены продолжается от четырёх до шести часов. Система регулируемого учебного времени за этот период позволяет проиграть работу 6 или12-часовой смены. По окончании смены каждый участник игры подсчитывает количественные и качественные показатели своей работы по установленной методике и оформляет отчёт о работе. На основании этих отчётов руководители игры оценивают работу отдельно каждого участника, а также каждого игрового коллектива.

Проведение современных занятий с использованием информационных и автоматизированных систем на кафедре «Управление эксплуатационной работой» в «Учебном центре управления движением им. Б.П. Бещева», позволяет решать задачи, такие как: обеспечение реализации действующих технических регламентов и стандартов в области железнодорожного транспорта при перевозках пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа; разработка и внедрение систем безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта; организация и управление перевозочным процессом; осуществление контроля и управления системами организации движения поездов и маневровой работы.

Литература:
1. Губа Н.В., Шутов И.Н. Cтратегия деятельности преподавателя при организации занятий в интерактивном технопарке / Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научной конференции 12 – 26 марта 2018 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 124-129 с.
2. Грачёв А.А., Шутов И.Н. Формирование корпоративных компетенций как условие конкурентоспособности транспорта // в сборнике: Транспорт России: проблемы и перспективы - 2016 Материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 127-131.
3. Бессолицын А.С., Федорова Н.Б., Сергеева Т.Г. Проведение современных лабораторных работ в сфере организации движения на железной дороге // В сборнике: Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке сборник трудов XII Санкт-Петербургского конгресса. 2018. С. 30-32.
4. Имитационный тренажер Сортировочная станция . URL: http://zdaspb.ru/ru/deyatelnost3/produktsiya-obuchayushchie-sistemy/imitatsionnyj-trenazher-sortirovochnaya-stantsiya .
5. Бессолицын А.С., Федорова Н.Б. Организация деловых игр с использованием автоматизированных тренажеров // Интеллектуальные технологии на транспорте. 2016. № 4 (8). С. 34-39.

Комментарии

  • В далеком 1988 г. познакомился с работой замечательного учебного центра управления перевозками. На курсах повышения квалификации в ЛИЭИ им. Пальмиро Тольятти по теории и практике деловых игр нас познакомили с передовым опытом ленинградских вузов - ЛФЭИ им. Вознесенского, ЛПИ им.Калинина, ЛИИЖТ им. акад. Образцова. Мы пришли в восторг от действующего макета железной дороги, которой управляли студенты с действующего оборудования. Не мог даже предположить, что окажусь здесь преподавателем через много лет. На кафедре УЭР сложилась школа управления перевозочным процессом, продолжающая классические традиции в современной высокотехнологичной образовательной среде. В нынешних условиях развития технологий управления перевозочным процессом на Российских железных дорогах такой подход формирования и развития профессиональных компетенций представляется оптимистичным с точки зрения перспектив востребованности и успешности карьеры выпускников старейшего транспортного вуза страны. Авторы статьи достойные люди и авторитетные специалисты, которые десятки лет занимаются организацией работы студентов в учебном центре, поэтому их представления о теории и практике учебного процесса на основе современных информационных технологий интересны для дидактики высшего инженерного образования.

Оставьте свой комментарий