Тел.: (812) 643-77-67*33-56 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Яковлева О.В.
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
o.yakovleva.home@gmail.com

Особенности профессионального воспитания в электронной информационно-образовательной среде


В статье рассматриваются отличительные особенности профессионального воспитания в электронной информационно-образовательной среде. Выделено два основных вектора реализации профессионального воспитания – развитие профессионально-значимых качеств личности будущего педагога и формирование готовности реализовывать эти качества в будущей профессиональной деятельности, а именно в решении профессиональных задач, связанных с воспитательными влияниями на личность ученика. Речь идет о формировании у студента опыта понимания и применения электронной информационно-образовательной среды как комплекса условий и средств решения воспитательных задач в будущей профессиональной деятельности. Приведена типология электронных информационно-образовательных сред с точки зрения решения задач воспитания: с точки зрения пространственной широты и интернационализации, с точки зрения содержания деятельности в среде и с точки зрения направления векторов активности участников среды.

Yakovleva O.V.
HSPU, Saint-Petersburg
o.yakovleva.home@gmail.com

Features of professional up-bringing in the electronic information and educational environment

The article discusses the distinctive features of professional up-bringing in the electronic information educational environment. There are two main vectors for the implementation of professional up-bringing - the development of professionally significant personal qualities of a future teacher and the formation of readiness to realize these qualities in future professional activities, namely, in solving professional problems related to the implementation of positive influence on a pupil’s personality. It means shaping a student’s experience in understanding and applying the electronic information and educational environment as a set of conditions and means of solving educational problems in future professional activities. The grounds for typologies of electronic information educational environments are presented: a spatial breadth and internationalization, a content of the activity in the environment and a direction of activity vectors of the environment stakeholders.

В педагогической науке основополагающей является идея о факторах развития и воспитания личности. В числе таких факторов называют наследственность, среду, целенаправленное воспитание и собственную деятельность человека. Среда - явление многомерное. В педагогических исследованиях выделяют социокультурную среду [11]; социальную среду [1]; микросреды, в которых реализуется непосредственное общение личности (семья, образовательные учреждения, сообщества) [12]. Однако сегодня в содержание понятия «среда» входит и электронная информационно-образовательная среда (Закон РФ «Об образовании») [13]. Она также становится важным фактором развития и воспитания личности.

Современная образовательная среда рассматривается как единство взаимодействий всех субъектов воспитательного процесса в межличностном взаимодействии и в электронной информационно-образовательной среде. Важность воспитательного компонента подчеркивается и в Законе РФ «Об образовании», где понятие «образование» трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней». В условиях развития цифровой экономики как общемировой тенденции будет повышаться роль электронной информационно-образовательной среды. В частности, в нашей стране разрабатывается базовая модель компетенций для цифровой экономики (программа «Цифровая экономика РФ», направление «Кадры и образование»), имеющая единую структуру – «ценности – цель (предмет) – действия» (А. Данилюк, А. Кондаков и др.) [3]. Формирование ценностной компоненты - основная задача профессионального воспитания. Ценностные ориентиры цифрового общества – это непрерывное образование, ответственность в цифровом пространстве, творческое осмысление деятельности, экологическая культура, информационная культура. Электронная информационно-образовательная среда должна, с одной стороны, дополнять, расширять среду межличностного взаимодействия, а в условиях электронного обучения и «работать» на развитие профессиональных ценностей личности за счет целенаправленно заложенных в нее целей и ценностей. В соответствии с психодидактической концепцией проектирования электронной информационно-образовательной среды, предложенной Т.Н. Носковой, традиционно передаваемые в межличностном взаимодействии ценности отчуждаются от педагога-воспитателя в электронные ресурсы, на базе которых реализуется решение профессиональных задач (в совокупности электронных ресурсов, коммуникаций и управления образовательной деятельностью) с помощью инструментальных средств деятельности [7].

В широком смысле профессиональное воспитание понимается как процесс развития профессиональных и личностных качеств, а также профессиональной культуры в целом для решения актуальных профессиональных задач. Следовательно, необходимо рассмотреть два основных вектора реализации профессионального воспитания – развитие профессионально-значимых качеств личности будущего педагога и формирование готовности реализовывать эти качества в будущей профессиональной деятельности, а именно в решении профессиональных задач, связанных с реализацией воспитательных влияния на личность ученика (ребенка, подростка). Речь идет о формировании у студента опыта понимания и применения электронной информационно-образовательной среды как комплекса условий и средств решения воспитательных задач в будущей профессиональной деятельности.

В традиционном образовательном процессе основным средством воспитательных влияний является педагогическое общение и взаимодействие. Как преобразуется педагогическое общение в электронной информационно-образовательной среде? Здесь ситуация иная. Частично роли педагога и его функции (фасилитатора, тьютора, педагога-навигатора) может выполнять электронная среда, а именно наполняющие ее электронные ресурсы, а также организованные в ней и управляемые образовательные взаимодействия [9]. Это происходит за счет отчуждения педагогического опыта в электронную среду. Так как среда – это определенная система условий, позволяющих субъекту развиваться, то в электронной среде также участник может использовать ее условия и возможности – отбирать лично значимые ресурсы, вступать во взаимодействия по интересам и т.д. Это актуально для профессионального и высшего образования, когда основными задачами воспитания уже не является усвоение норм и ценностей общества и социализация (как на этапе среднего образования), но актуальными становятся задачи принятие норм, этики, ценностей своей профессии. Здесь должен произойти переход от воспитания к самовоспитанию. В то же время, ценностный компонент профессиональной деятельности чаще всего не учитывается и явно не обозначается при проектировании электронных курсов и электронных образовательных сред в целом. Если сегодня в законодательстве декларируется электронное обучение и применение дистанционных образовательных технологий как равноправная альтернатива образованию в формате «лицом к лицу» [4; 10], то, без сомнений, электронная информационно-образовательная среда должна иметь воспитательный потенциал, в ней должны быть возможности для выбора и решения задач, направленных на овладение профессиональными ценностями, расширение кругозора, реализацию созидательной деятельности.

Основные тенденции изменения воспитания в электронной информационно-образовательной среде представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные тенденции изменения профессионального воспитания в электронной информационно-образовательной среде.

Образовательная среда межличностного взаимодействия («аудиторная»)

Электронная информационно-образовательная среда

Цели

Цели образования, соответствующие современной парадигме

Расширение спектра целей: овладение современными образовательными стратегиями, непрерывное образование, информационная безопасность, критичность восприятия информации

Формы организации взаимодействия, решения образовательных задач

Преимущественно фронтальная

Возможности для реализации вариативных форм, индивидуализации

Средства взаимодействия

Педагогическое межличностное взаимодействие, ИКТ как сопровождение педагогического межличностного взаимодействия

Разнообразие ИКТ-инструментов, электронные образовательные ресурсы, коммуникационные средства - СМК, социальные медиа, средства выразительности мультимедиа

Образовательные технологии

Широкий спектр современных педагогических технологий, обусловленный образовательными целями и личностными особенностями педагога

Технологии самостоятельного решения образовательных задач

Деятельность педагога

Создание среды межличностного общения и взаимодействия, поддерживаемой широким спектром педагогических средств и технологий

Отчуждение профессионального опыта в электронные ресурсы, создание электронной образовательной среды, создание условий для самостоятельного решения образовательных задач, мониторинг и коррекция деятельности субъектов среды

Взаимодействие между обучающимися

Создание условий для взаимодействий, управление взаимодействием

Самостоятельный выбор контактов по интересам, появление новых смыслов взаимодействия

Взаимодействие между педагогами

Ситуативное, обусловленное реализацией межпредметных связей

Совместное создание среды, совместная разработка ресурсов, коммуникаций

Продукты деятельности

Акты коммуникаций остаются в памяти участников, возможно ситуативное накопление материальных продуктов деятельности (работ, фото, видео и др.)

Акты коммуникаций сохраняются в электронном формате, накапливаются, могут развиваться другими участниками, использоваться многократно, возможна презентация продуктов деятельности в открытой среде

 

С точки зрения профессионального воспитания перспективной является концепция моделирования электронной образовательной среды [8]. В условиях информационного пространства, глобального мультикультурного общества воспитательные задачи должны выходить на первый план. Возникает многочисленные риски, связанные с информационной безопасностью личности ребенка, подростка, взрослого - аддикциями, девиантным поведением в электронной среде. Внимание педагогов и психологов привлекают новые риски цифрового пространства: кибербуллинг, защита персональной информации в социальных сетях, осведомленность о безопасном поведении в сети [15]. Во многом перечисленные проблемы обусловлены недостатком внимания к воспитательным аспектам – низкий уровень критичности мышления молодежи, неумению ориентироваться в медиа среде и самостоятельно анализировать информацию, информационная безопасность. Принимая во внимание специфику и сущность электронной информационно-образовательной среды, необходимо реализовать в ней переход от воспитания к самовоспитанию.

В условиях электронной среды решение задач воспитания необходимо рассматривать в контексте междисциплинарности: соединяя подходы информатики, педагогики, психологии. Информатика обогащает воспитание подходами к развитию ИКТ-компетенций, а также информационной культуры личности. Психология привносит понимание потребностей и ценностей, наивысшее место в которых занимает самореализация личности. Кроме того, мы начинаем говорить о направляемой социализации личности в электронной среде. Педагогика обогащает понимание воспитания системно-деятельностным подходом, а также идеями воспитания через сотрудничество, взаимодействие и решение задач.

Какие типы электронный информационно-образовательных сред можно выделить с точки зрения решения задач воспитания?

1. Типология с точки зрения пространственной широты и интернационализации: глобальные – локальные среды. Примером интеркультурных, международных сред является Википедия. Пример национальной российской среды – это проект «Летописи». Пример локальной среды – поддержка и сопровождение конкретного образовательного проекта.

2. Типология с точки зрения содержания деятельности в среде. С точки зрения содержания деятельности, характерных для высшей школы, можно выделить следующие основные направления: научную, художественно-творческую, предметную, социальную, профессиональную, спортивную и другие виды деятельности. Примеры таких сред – это среды поддержки молодежных форумов, волонтерских проектов, акций и т.д. Если говорить о воспитательных задачах в контексте высшей школы, то они находят отражение, прежде всего, в общекультурных компетенциях. В обобщенном виде эти компетенции подразумевают практическое применение основ научного мировоззрения, патриотизм, гражданскую позицию, ориентацию на конструктивное взаимодействие и сотрудничество, толерантность и культурную идентичность, правовое сознание.

3. Типология с точки зрения направления векторов активности участников среды (или с точки зрения соотношения электронной и традиционной частей среды). Первый вариант - электронная среда является отражением и поддержкой деятельности, протекающей в «реальной» среде. Второй вариант - электронная среда выступает точкой возникновения и начала деятельности, которая потом переходит в «реальную» среду или продолжает развиваться с электронной среде. Примерами данного типа сред являются, в первую очередь, краудсорсинговые проекты социальной направленности (сбор и привлечение ресурсов для восстановления памятников, социальной работы, помощи людям с особыми потребностями и др.).

На основании этих трех типологий можно проводить анализ и также моделировать взаимодействия в электронных средах. В каждом из перечисленных направлений деятельности могут решаться задачи, связанные с развитием определенных качеств личности, принятием ценностей, овладением способами поведения. Наиболее широкие возможности для решения задач воспитания в процессе университетского образования, несомненно, связаны с воспитание в процессе предметной деятельности (воспитание через предмет). Эти задачи давно и успешно реализуются в традиционной образовательной среде, во взаимодействии «лицом к лицу». Например, изучение иностранных языков имеет широкие возможности для развития социокультурных компетенций, сравнения культурных традиций через аутентичные письменные, устные, аудиовизуальные тексты. Дисциплины художественно-эстетического цикла способствуют формированию эстетических потребностей, вкусов, взглядов и суждений, дают представления об эстетике в целом через изучение мифологии, народного творчества [2]. Университетские музеи и музейные комплексы активно реализуют просветительские программы [5; 6].

Следовательно, в электронной среде эти задачи также должны быть отражены. Однако нужно понимать специфику решения подобных задач: электронная среда в данном случае чаще всего выполняет функцию поддержки и интенсификации аудиторной практики и может способствовать повышению степени вовлеченности студентов в решения профессиональных и квазипрофессиональных задач.

Кроме того, электронная образовательная среда может решать и задачи поддержки внеучебной деятельности. В данном случае чаще всего речь идет об отражении в среде и популяризации социально значимых проектов, реализуемых студентами [14]. Возможности электронной образовательной среды в данном случае не только в информационной поддержке. Важно, что интеллектуальные инструменты электронной среды (например, данные статистики и аналитики) позволяют проводить анализ деятельности участников, наблюдать и видеть профили активности каждого конкретного субъекта, его социальные связи.

В традиционной образовательной среде воспитательные влияния реализует преимущественно педагог, во взаимодействии лицом к лицу, используя свое мастерство и личностные качества. В электронной образовательной среде «роль» педагога играют электронные ресурсы, а также организованные вокруг них образовательные взаимодействия. Именно в эти ресурсы преобразуется педагогический опыт, мастерство. Электронные ресурсы становятся источником нравственных ценностей, норм, стимулами развития информационной культуры и информационных компетенций. Освоение ценностей, а, следовательно, и достижение воспитательных эффектов становится возможным через организацию коммуникаций и управления образовательными взаимодействиями в электронной среде [8]. Таким образом, электронная образовательная среда становится комплексом условий для освоения ценностей, развития информационной культуры, освоения правил поведения в электронном пространстве, развития общекультурных компетенций. На базе электронных ресурсов, коммуникаций, а также системы управления самостоятельной деятельностью и взаимодействием участников электронной среды происходит решение воспитательных задач.

Литература:
1. Аванесова Е.Б. Модель процесса воспитания общественной активности молодежи в условиях социальной среды // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. № 20 (2). С. 180-184.
2. Виницкая Н.В., Шабалина Е.П. Эстетическое воспитание студентов средствами искусства // МНКО. 2013. №1 (38). С.88-91.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция Базовой модели компетенций цифровой экономики [Электронный ресурс]: https://www.ranepa.ru/images/anons/2018-12/Konceosiya-bmkce.pdf (дата обращения: 07.01.2019).
4. Информационный материал Министерства образования и науки Российской Федерации «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», 19 мая 2014 г. [Электронный ресурс]: https://ode.susu.ru/dekanat/Zakonodatelstvo/PS19.05.2014MaterialMinobrnauki.pdf (дата обращения: 07.01.2019).
5. Колосова Е.М., Свиридова И.А., Федорова Н.М. Модель музейной образовательной среды как компонента гуманитарной среды вуза. Монография. СПб: Астерион. 2008. 66 с.
6. Мельникова Г.Ф., Гильманшина С.И. Музеи университета как фактор поликультурного воспитания молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4. С.225.
7. Носкова Т.Н. Педагогика общества знаний. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 235 с.
8. Носкова Т.Н. Проблемы воспитания средствами информационной образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 177. С. 61-69.
9. Поздеева С.И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2 (16). С. 87-91.
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ: https://base.garant.ru/71770012/ (дата обращения: 07.01.2019).
11. Тугуз Ф.К. Университетская среда как фактор воспитания // Высшее образование в России. 2011. № 2. С. 72-78.
12. Фахрутдинова Р.А. Среда как объект педагогического исследования // Филология и культура. 2009. №17-18. С. 58-63
. 13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/#ixzz5bw0KEVnA (дата обращения: 07.01.2019).
14. Яковлева О.В. Электронная среда университета: Возможности поддержки внеучебной деятельности студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 177. С. 132-137.
15. Siphamandla L., Dube L. Cyberbullying a desecration of information ethics: perceptions of post high school youth in a rural community // Journal of Information, Communication and Ethics in Society // Journal of Information, Communication and Ethics in Society. 2016. № 14(4). С. 313-322.

Комментарии

Оставьте свой комментарий