Тел.: (812) 643-77-67*33-56 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Казанникова А.В.
ГБОУ прогимназия «Радуга» № 624
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
kazannikova@yаndex.ru
Старовойтова Е.Н.
ГБОУ прогимназия «Радуга» № 624
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
elenastar@yаndex.ru

Цифровая образовательная среда: практика работы на уровне дошкольного и начального общего образования


В статье рассмотрены возможности практического использования цифрового ресурса «Мобильная Электронная Школа» в образовательной деятельности дошкольника и младшего школьника. Использование электронных ресурсов в образовательном пространстве детского сада и начальной школы позволяет рассматривать понятие «цифровая социализация обучающегося» как одно из направлений обеспечения преемственности уровней общего образования.

Kazannikova A.V.
State Budgetary Educational Institution progymnasium «Raduga» № 624
Admiralteysky region, Saint-Petersburg
kazannikova@yаndex.ru
Starovoytova E.N.
State Budgetary Educational Institution progymnasium «Raduga» № 624
Admiralteysky region, Saint-Petersburg
elenastar@ yаndex.ru

Digital educational (learning) environment (setting): practical expertise of work for preschool & general primary school levels

The article discloses the opportunities of practical application of digital resource «Mobile Electronic School» in educational activities of preschooler & elementary school children. The implementation & usage of electronic resources in educational system of nursery & general primary school allow to consider & perceive the notion «digital social engagement (socialization) of school children» as one of the ways which assures the continuity of general education levels.

Формирование личности современного ребенка происходит в особой социальной ситуации развития, где цифровые и коммуникационные технологии является не просто «продолжением» и «расширением» его жизненного пространства: они изменяют всю структуру его жизни и деятельности. Если до цифровой эпохи развитие ребенка происходило в социальном взаимодействии взрослого и ребенка, самих детей между собой, то сегодня цифровые и коммуникационные технологии нередко оказывается в роли значимого посредника между ребенком и окружающим миром.

Переход к передовым цифровым и коммуникационным технологиям, изменяющим традиционные формы социализации подрастающего поколения, позволил авторам [1] ввести понятие «цифровая социализация», связанное с новыми формами приобретения необходимых знаний, опыта, норм поведения, навыков-действий. Авторы рассматривают понятие «цифровая социализация» прежде всего, применительно к подросткам, однако признают, что, феномен детства сегодня необходимо рассматривать в контексте влияния на него инфокоммуникационных технологий [2].

По мнению Г.У.Солдатовой, ИКТ сегодня – это «…важнейший агент социализации, который начинает конкурировать с семьей и школой» [2]. Поэтому понятие «цифровая социализация» и векторы расширения возможностей образовательной среды в рамках этого понятия необходимо рассматривать также на этапах дошкольного и начального общего образования. Связано это с решением стратегических задач в рамках федерального проекта «Современная школа», который нацелен на обновление образовательных программ и внедрение новых методов обучения. Обновление образовательных программ за счет внедрения новых методов обучения может происходить, в том числе, за счет использования электронных ресурсов, которые будут расширять, и дополнять существующие образовательные программы.

Представляемый опыт основан на адаптации электронного образовательного ресурса «Мобильная Электронная Школа» в системе дополнительного образования ГБОУ прогимназия «Радуга» № 624 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее - Прогимназия) при реализации общеразвивающей программы дополнительного образования «Здесь мой дом родной». Данная программа реализуется как в детском саду, так и в начальной школе Прогимназии.

Целью обозначенной программы является создание условий для формирования в сознании обучающихся ядра общечеловеческих ценностей через знакомство с адаптированными элементами восточнославянской традиционной культуры в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

При этом, использование единого цифрового ресурса позволит обеспечить преемственность технологических компонентов образовательных программ на уровне дошкольного и начального общего образования. Из всех современных существующих ресурсов цифрового образования был выбран цифровой ресурс «Мобильная Электронная Школа» (далее – МЭШ). Выбор ресурса МЭШ был связан со следующими преимуществами:
- использование электронных средств обучения позволяет передавать информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
- увеличение иллюстративного материала;
- обеспечение условий для наглядно-образного мышление детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- мобильность при необходимости быстрой корректировки занятия;
- создание условий для интерактивной взаимосвязи «ребенок – педагог»;
- возможность одновременного использования графической, текстовой, аудиовизуальной информации;
- возможность моделирования ситуаций, которые сложно увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков птиц, животных, природных явлений и т. д.);
- обеспечение высокой динамика занятия;
- возможность индивидуализации обучения.

Использование ресурса МЭШ позволяет реализовать интерактивную модель обучения, реализуя условия для изменения режима взаимодействия педагога с воспитанниками: активность педагога уступает место активности детей. В этой педагогической ситуации задача взрослого заключается в создании условий для проявления инициативы последних.

Рассматривая возможность использования цифрового ресурса, авторы определяют алгоритм подхода, который позволяет обеспечить преемственность образовательных программ в детском саду и в начальной школе. Алгоритм включает следующие позиции:
­ подготовительный этап – анализ существующих программ прогимназии;
­ шаг 1 – определение единых идейных позиций;
­ шаг 2 – определение единых методико-технологических ресурсов;
­ шаг 3 – формирование модуля программ.

На этапе определения единых идейных воспитательных позиций преемственности программ были выбраны базовые человеческие ценности: семья, здоровье, патриотизм, природа, познание, труд и творчество. Критерием методико-технологического единства стало использование онлайн-ресурса, построенного на одновременном взаимодействии с компьютером воспитанников и педагога.

Включение современной информационно-образовательной среды в программу, с одной стороны, создаёт мотивацию продуктивного действия у ребёнка; с другой – обеспечивает требования ФГОС дошкольного образования при использовании проверенного безопасного контента, соответствующего требованиям СанПиНа.

Использование электронного цифрового ресурса МЭШ в образовательной деятельности старших дошкольников и младших школьников позволяет воплотить в рамках реализации общеразвивающей программы дополнительного образования «Здесь мой дом родной» принцип технологической преемственности за счет:
• общности ценностно-целевых установок реализуемых проектов на разных ступенях образовательной системы;
• единства методологических подходов в использовании МЭШ при реализации общеразвивающей программы дополнительного образования, способствующих формированию мотивации и активизации познавательной и творческой деятельности в процессе реализации проекта;
• развития коммуникативных навыков обучающихся при реализации совместных проектов в разновозрастных группах, связывающих образовательные звенья при последовательной реализации преемственной программы дополнительного образования;
• вариативности форм и методов организации проектной деятельности с использование электронного цифрового ресурса МЭШ, способствующих активизации познавательной деятельности на каждом возрастном этапе;
• повышения профессиональных компетенций педагогов-практиков, ориентированных на решение проблемы преемственности в формировании социальной позиции обучающихся.

Литература:
1. Солдатова Г.У. и др. Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ [Электронный ресурс] // URL: https://istina.msu.ru/projects/112130868 (дата обращения: 06.03.2019)
2. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71–80.

Комментарии

Оставьте свой комментарий