Тел.: (812) 643-77-67*33-56 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Куликова С.С.
Кунина О.Г.

РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
kulikovasvs@gmail.com

Информатизация дошкольного образования: вовлечение родителей в образовательный процесс


В статье рассматривается проблема вовлечения родителей в образовательную деятельность, в частности в процесс развития детей дошкольного возраста. Отмечается, что согласно нормативным документам дошкольное образовательное учреждение должно активно взаимодействовать с родителями, искать новые формы и способы сотрудничества. Информатизация дошкольного образования предоставляет педагогам новые возможности для реализации качественного образовательного процесса. Прежде всего, за счет организации открытой среды обучения, воспитания и развития для детей и родителей.

Kulikova S.S.
Kunina O.G.
HSPU
St. Petersburg, Russia

Informatization of preschool education: the involvement of parents in the educational process

The article deals with the problem of parents' involvement in educational activities, in particular in the process of preschool age children development. It is noted that, according to regulatory documents, a preschool educational institution should actively interact with parents and search for new forms and ways of cooperation. Informatization of preschool education provides teachers with new opportunities for the implementation of a quality educational process, first of all, through the organization of an open learning environment for education and development of children and parents.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря социальным преобразованиям информационные технологии прочно закрепились на всех ступенях образования, включая дошкольное образование, где еще совсем недавно наблюдался лишь точечный опыт их использования.

Процесс информатизации в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) обусловлен вызовами развивающегося цифрового общества, современный педагог должен идти в ногу со временем, должен быть готов использовать новые образовательные инструменты для подготовки новых поколений к полноценной жизни и труду в обществе будущего. Сегодня уже невозможно представить качественное дошкольное образование без активного использования информационно-коммуникационных технологий. [1,2] В современных ДОУ появляются высокотехнологические средства обучения и развития дошкольников (видеокамеры, компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и др.). Идет расширение производства развивающих и образовательных мультимедиа продуктов для детей дошкольного возраста (компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, обучающих и развивающих видеофильмов и программ, сайтов и т. п.) [4]. ИКТ используются в процессе управления ДОУ, в методической работе, в работе воспитателей с детьми и родителями.

Согласно концепции внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать основным инструментом для создания в детском саду развивающей предметной среды [2]. Компьютер необходимо рассматривать не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальную информационную систему, способную на новом уровне организовать различные направления образовательного процесса, обогащать и изменять развивающую среду детского сада в целом, а также процесс взаимодействия с родителями.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» одной из приоритетных задач выступает взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка [7]. В концепции дошкольного воспитания акцентируется внимание на положении: «Семья и детский сад, имея свои особенные функции, не могут заменить друг друга» [2]. В ФГОС дошкольного образования отмечается, что родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи [6].

Нормативные документы подчеркивают, что педагоги ДОУ и родителей должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Поэтому дошкольные учреждения сегодня ищут новые формы, способы и методы работы с родителями, которые позволили бы выявлять и учитывать актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Большое внимание в ДОУ уделяется поиску эффективных форм сотрудничества с родителями, способов взаимодействия, обеспечивающих активное включение родителей в процесс развития детей дошкольного возраста.

Проблема привлечения внимания родителей к совместной работе с дошкольным учреждением и вовлечение в процесс развития собственного ребенка требует поиска решения в опоре на современные информационно-коммуникационные технологии. Очевидно, нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в развитии и успехах своих детей, чтобы у них были все необходимые для этого знания и умения, чтобы они чувствовали поддержку и помощь со стороны ДОУ [5]. Для этого необходимо создание единого образовательного пространства [3], которое позволит организовать эффективное сотрудничество семьи и детского сада.

Семья и детский сад - два важных института социализации ребенка. Главное в работе - завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Как известно, процесс воспитания без родительского участия невозможен. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте" (18 Закон РФ «Об образовании») [7]. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Новое поколение детей – это цифровое поколение («цифровые дети»). Они с годовалого возраста интуитивно осваивают цифровое пространство, насыщенное разнообразными техническими устройствами (компьютерами, планшетами, мобильными телефонами, периферийными устройствами). Они с раннего детства на «ты» со всеми современными технологиями: легко и свободно перемещаются в сетевом пространстве, быстро находят нужную им информацию, играют в игры онлайн, общаются в соцсетях или при помощи мессенджеров. Марк Пренски, автор крылатой метафоры «цифровые аборигены», уже более 10 лет назад заявил, что «они все делают по-другому»: иначе коммуницируют, обмениваются, оценивают, занимаются творчеством, знакомятся, играют, учатся. У них иное миропонимание, они думают и обрабатывают информацию совершенно другим способом, нежели предыдущие поколения – поколения X и Y.

Современное поколение детей – поколение Z (Net Generation, Internet Generation, Generation М), это дети сети Интернет и современных технологий, их образ жизни и личностное развитие напрямую зависимы от интернет-связи, онлайн сервисов, электронных ресурсов, digital медиа и мем-культуры.

Что можно сказать о современных родителях, кто они? Преимущественно это представители поколений X и Y. Одни из них слишком много работают, стремясь к благосостоянию, чтобы соответствовать потребностям и запросам современного общества или личным амбициям (карьерному росту). Как результат, они проводят со своими детьми гораздо меньше времени, чем им хотелось бы. Чтобы "искупить" эту вину родители задаривают подарками, они готовы покупать игрушки, гаджеты, модные аксессуары практически по первому требованию, не дожидаясь праздников и знаменательных дат.

Другие родители, наоборот, принимают самое непосредственное, активное участие в жизни ребенка, они «всегда на связи», хотят знать, что делает их ребенок, чем увлекается, что у него получается, что нет. Такие родители находятся в постоянном поиске «лучшего» для своего ребенка. Они общаются на форумах в поисках ответов на вопросы, читают блоги для родителей, подписываются на разнообразные группы, активно взаимодействуют с другими родителями, обмениваясь опытом обучения и воспитания ребенка.

Родители 21 века воспитывают детей по-современному, «в ногу со временем», используя современные информационные и коммуникационные технологии. Они являются основными социальными заказчиками и работа с детьми в образовательном учреждении невозможна без учета их запросов. Поэтому главными задачами педагогов детского сада должны стать:

  • активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения
  • организация совместной деятельности воспитателя и родителей, включая детей
  • поиск новых форм взаимодействия, новых полезных идей и инновационных технологий в работе с семьями воспитанников/

Как заинтересовать родителей в совместной деятельности и сделать их активными участниками учебно-воспитательного процесса?

Качественных результатов можно достичь благодаря единому образовательному пространству для сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей. [1]. Основной целью должно стать проектирование открытой среды обучения и воспитания детей дошкольного возраста, среды развития ребенка, в которой созданы комфортные условия для всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, детей, логопедов и психологов), где всем будет интересно, познавательно и безопасно.

Какими возможностями должна обладать такая среда?

Во-первых, это информирование родителей через сетевую среду, обогащение их знаниями в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
Во-вторых, консультирование родителей специалистами ДОУ (педагогами, логопедами, психологами) по разным вопросам, связанных с жизнью ребенка в ДОУ и его личностным развитием; организация взаимодействия педагогов и родителей с целью обмена мыслями, идеями, чувствами и переживаниями.
В-третьих, организация совместной работы специалистов ДОУ, родителей и детей. Например, организация виртуальной выставки детских работ, фотовыставки, создание электронной газеты, видеороликов, подготовка к праздникам и пр.
В-четвертых, организация досуговой деятельности родителей и детей (игротренинги, мастер-классы, участие в конкурсах и пр.).

Для достижения сформулированной цели очень важно установить партнерские отношения с родителями, учитывать интересы и потребности конкретной семьи и ребенка, демонстрировать положительный образ воспитанника, создать атмосферу взаимопонимания и взаимоподдержки, обогащать знания и умения родителей в обучении ребенка, поддерживать в них уверенность в собственных педагогических возможностях [1].

Очевидно, традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, беседы, семинары и пр.) никуда не исчезнут, но они должны дополниться инновационными формами работы с родителями, которые позволят получить доступ к информации и помогут взаимодействовать с родителями в формате 24/7.

Активное вовлечение родителей в процесс развития ребенка дошкольного возраста через сотрудничество со специалистами ДОУ не просто способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей и культуре межличностного взаимодействия, но и способствует становлению «основы общества будущего». Как известно, во взрослой жизни в действиях и поступках человека проявляется то, что заложено в детстве. Хочется верить, что в будущем наши дети будут созидать, дарить добро и создавать мир.

Литература:
1. Баландин Д. Л. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Д. Л. Баландин, И. И. Комарова, Т. С. Комарова. — М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2008.
2. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: Аналитический обзор / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. — М.: ЮНЕСКО. 2011. — 174 с.
3. Информационное письмо Минобразования РФ от 25.05.2001 № 753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России». - URL: https://base.garant.ru/1586576/#friends
4. Коваль А. Н., Малыгина А. Н. Использование ИКТ-технологий в детском саду // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 648-650. — URL https://moluch.ru/archive/111/27863
5. Усеинова Э. В. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47709
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/ 7. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Комментарии

  • Я считаю,что, действительно, очень актуально создание интернет-информирования родителей о достижениях их детей или их дел. Также, из-за минимального свободного времени современных родителей, очень актуально внедрение дистанционного общения педагога и родителями по сети,но не стоит забывать,что живое общение родителя и ребенка, всегда должно быть,вне зависимости не от чего. Это неотъемлемая часть в воспитании детей и не одна современная технология на данный момент не заменит этого.

Оставьте свой комментарий