Тел.: (812) 643-77-67*33-56 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Ягодник Л.Н.
Школа № 213
Санкт-Петербург
lyagodnik@mail.ru
Яковлева О.В.
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
o.yakovleva.home@gmail.com

Практический опыт использования информационных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка


В статье приведен практический опыт использования информационных технологий при реализации проектной деятельности с учащимися 6 класса в процессе изучения страноведческого материала на уроках английского языка. Показаны этапы работы над учебным проектом, критерии оценивания работ учащихся. Данный вид работы позволяет реализовывать дифференцированный, личностно-ориентированный подход в обучении, а также позволяет создать проект, который в дальнейшем можно использовать для обучения учащихся.

Yagodnik L.N.
School № 213

Saint-Petersburg, Russia

Yakovleva O.V.
HSPU
St. Petersburg, Russia

Practical experience of information technology use for project activities on the English lessons

The article presents practical experience of using information technologies in the implementation of project activities with the 6th grade pupils in the process of studying regional geographic material in the English lessons. The stages of work on the educational project, and the criteria for evaluating the work of pupils are given. This type of work allows implementing a differentiated, student-centered approach to learning, and allows creating a project that can be later used to teach other students.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед образованием новые цели. Они направленны на раскрытие способностей обучающихся, на формирование личности и готовности к жизни в современном мире. В основе ФГОС основного общего образования поколения лежит системно-деятельностный подход. Согласно ФГОС, системно-деятельностный подход предполагает: «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [6].

Китайская пословица гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я научусь». В процессе работы над учебным проектом учащиеся проживают конкретные ситуации, проникают в глубь явлений и процессов. Психолого-педагогические исследования в области усвоения информации, доказывают, что наибольшее количество информации усваивается, если она собрана, проанализирована и переработана самим создателем [2, 5]. Только такая работа позволит развивать активное самостоятельное мышление учащихся, научить запоминать, воспроизводить и представлять на аудиторию полученные сведения, и отвечать за сроки выполнения, форму и значимость своего продукта. При реализации системно-деятельностного подхода основное место отводится активной и разносторонней максимально самостоятельной деятельности школьника [3]. Ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной или исследовательской деятельности. Данный подход находит свое отражение в проектной методике, результатом которой является реальный продукт как средство самовыражения.

Применение информационных технологий при реализации проектной деятельности целесообразно, так как вызывает дополнительную мотивацию, интерес. Учащиеся видят практический путь применения полученных знаний в межпредметном контексте. В современной системе образования метод проектов является одним из самых эффективных способов для формирования представления об уровне сформированности метапредметных умений учащихся, которые рассматриваются ФГОС как наиболее важные [7, 8].

Исходя из вышеперечисленного можно говорить не только о важности, но и необходимости использовании проекта при изучении английского языка учащимися начальной ступени среднего образования. Такая работа расширяет возможности практического применения знаний иностранного языка, формирует умения определять объем необходимой и достаточной информации, устанавливать очередность выполнения этапов работы, делать выводы и критически оценивать проделанную работу [1, 4].

Во время работы с учениками 6 классов по учебно-методическому комплекту О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой «Английский язык» для 6 классов общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка в 4 четверти изучается страноведческая тема «Австралия». В рамках изучения данной темы, учащиеся знакомятся с подробными сведениями о географии Австралии, людях, которые населяют эту страну. При этом акцент ставится на климатических особенностях страны, рельефах и делении на районы. Данный материал также знакомит учащихся с весьма необычным животным миром Австралии. Предложенный материал учебника очень заинтересовал учащихся, но, к сожалению, не дал им исчерпывающей информации. В следствии этого у учащихся возникло желание создать небольшие видеоролики при помощи компьютерной программы «Киностудия Windows» об интересных животных Австралии озвучив их самостоятельно. Таким образом, учащиеся включились в проектную деятельность.

Целью учебного проекта стал сбор, переработка и обобщение информации о выбранном австралийском животном, его видовых характеристиках и особенностях, а также подбор интересных фактов, связанных с этим животными, посредством создания доступного для понимания школьников начальной ступени среднего образования видеоролика, на английском языке.

В процессе реализации проекта, учащиеся решали следующие задачи:

1. Изучить информацию из различных источников о выбранном животном и его особенностях;
2. Отобрать наиболее интересную и понятную с точки зрения их ровесников информацию;
3. Подобрать иллюстративный и фото материал, соответствующий выбранной информации;
4. Написать текст на английском языке на основе изученной и обобщенной информации;
5. Сформировать презентацию на основе иллюстративного материала и написанного текста;
6. Научиться читать текст для видеоролика в соответствии с интонационными и произносительными нормами языка;
7. Записать текст на электронный носитель;
8. Создать видеоролик;
9. Представить видеоролик своим одноклассникам;
10. Провести анализ проделанной работы;
11. Разместить откорректированную версию продукта проекта для ознакомления.

Реализация данного проекта осуществлялась согласно следующим этапам:

1. Определение темы проекта;
2. Выбор формы организации проекта;
3. Составление технологической карты проекта с указанием временных рамок для выполнения каждого этапа;
4. Ознакомление с общеизвестной информацией о выбранном животном;
5. Отбор источников информации;
6. Составление плана презентации информации;
7. Написание доступного и понятного текста на английском языке;
8. Подбор иллюстративного и фото материала в соответствии с составленным текстом;
9. Формирование презентации;
10. Подготовка к аудиозаписи текста;
11. Выполнение аудиозаписи текста;
12. Создание видеоролика при помощи программы «Киностудия Windows»;
13. Оформление документации;
14. Презентация проекта;
15. Самоанализ проекта;
16. Публикация окончательного варианта проекта.

Актуальность данного проекта заключается в том, что доступных и простых для восприятия видеороликов о животных Австралии практически нет. Существующие ролики перегружены сложной лексикой и не создают целостной картины о фауне этого удивительного континента. Следовательно, учащиеся были мотивированы создать интересные, познавательные, грамотно выполненные с точки зрения современных информационных технологий ролики о животных Австралии. Содержание роликов выходит за рамки школьной программы, однако лексический и грамматический уровень текста позволяет воспринимать информацию учащимся начальной ступени средней школы без языковых трудностей.

Оценивание каждой проектной работы осуществлялось по следующим критериям:

1. Своевременное выполнение этапов проекта;
2. Текст проекта: грамотность, доступность изложения, логичность, соответствие теме;
3. Презентация проекта: красочность, правильный выбор стиля;
4. Текст аудиозаписи: соответствие интонационным и произносительным нормам языка;
5. Видеоролик: доступность информации для восприятия;
6. Защита проекта: соответствие требованиям, предъявляемым к защите проекта.

Необходимо отметить, что проекты выполнялись учащимися исключительно по желанию, в сотрудничестве с учителем, который сопровождал и вносил коррективы в проект на каждом из этапов.

В качестве отчета о проведенной работе учащиеся не только представляли сам ролик, но и папку с документами, описывающими работу над проектом, сложностями, с которыми они столкнулись во время своей работы, черновики и анализ собственной деятельности. С одним из выполненных видеороликов можно ознакомиться по ссылке: https://youtu.be/IKOlEHtB834.

В образовательной практике обучения иностранному языку информационные технологии находят сегодня широкое применение. Актуально и их использование в процессе реализации проектной деятельности со школьниками. В практическом примере, рассматриваемом в данной статье, информационные технологии (в частности, мультимедиа) выступали как средство творческой и исследовательской деятельности учащихся. Следовательно, они овладевали не только предметными умениями в области изучаемого языка, но и метапредметными: переработка информации и ее представление, критическое мышление в процессе отбора информации, элементы творческой деятельности в процессе создания текста и медиатекста, коммуникативные умения в процессе взаимного обсуждения выполненных работ. Учащиеся овладевают современными инструментами деятельности человека – цифровыми инструментами. Кроме того, они видят практический выход разработанного проекта – возможность его публикации в открытом доступе и использование данных материалов для обучения других, обмена знаниями и опытом творческой деятельности.

Разумеется, проектная методика не заменяет, а лишь дополняет другие виды технологий обучения иностранному языку. Она полезна как для высокомотивированных и одаренных учащихся, так и для слабоуспевающих, но проявляющих заинтересованность в теме проекта. Данный вид работы позволяет реализовывать дифференцированный, личностно-ориентированный подход в обучении, а также позволяет создать проект, который в дальнейшем можно использовать в работе с другими учащимися. Применение информационных технологий позволило решить ряд дополнительных образовательных задач: реализация межпредметных связей (иностранный язык, география, биология, информатика); создание дополнительной мотивации у учащихся через возможность реализации взаимного просмотра созданных видеороликов и их обсуждения.

Литература:
1. Аксентьева С.В. Проектная деятельность на уроках английского языка в 5 классе // Научно-методический журнал «Педагогический поиск». 2014. № 8. С. 24-26.
2. Алтухова С.О. Информационно-проективная деятельность как средство эффективного усвоения учебно-научной информации // Региональное образование: современные тенденции. 2016. № 1 (28). С. 126-129.
3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. №4. С. 18-22.
4. Воловикова С.В. Проектная деятельность на уроке английского языка в рамках внедрения ФГОС // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т33. С. 5-8.
5. Рослякова С.В. Системно-деятельностный подход к исследованию проблемы формирования познавательной компетентности у учащихся подросткового возраста в учебном процессе // Научное мнение. 2013. № 8. С. 235-241.
6. Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/#b3ac23ba5e3cfc8ef. (дата обращения: 05.03.2019.
7. Яковлева О.В., Мотрич Н.И. Проектная деятельность в информационной среде как средство развития коммуникативной компетенции школьников (на примере изучения английского языка) // Личность, общество, образование в изменяющемся мире межвузовский: Сборник научных трудов. Ленинградский областной институт развития образования. 2012. С. 389-393.
8. Яковлева О.В., Ягодник Л.Н. Возможности виртуального урока в изучении английского языка // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных трудов. Санкт-Петербург. 2013. С. 210-214.

Комментарии

Оставьте свой комментарий