Тел.: (812) 643-77-67*33-56 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Яковлева О.В.
Исаева Е.А.

РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
o.yakovleva.home@gmail.com

Информационная образовательная среда для индивидуализации обучения детей иностранному языку: исследование мнений родителей


В статье анализируется отношение родителей к информационной образовательной среде как средству сопровождения процесса индивидуализации обучения английскому языку. Приведены результаты анкетирования родителей, которые показали, что родители готовы быть участниками информационной образовательной среды, проявляют интерес к содержанию занятий, хотят видеть примеры используемых педагогом электронных образовательных ресурсов – видеоуроков, аудиозаписей. Родители положительно относятся к творческой деятельности детей на занятиях, к представлению ее результатов. В то же время, родители обеспокоены вопросами взаимной оценки работ участниками среды. Таким образом, требуется целенаправленная работа с родителями по осознанию не только возможностей информационной образовательной среды в сопровождении процесса индивидуализированного обучения английскому языку, но также ее целей, ценностей и этических вопросов.

Yakovleva O.V.
Isaeva E.A.


RSPU, Saint-Petersburg

Information educational environment for the individualization of teaching children a foreign language: a study of parents’ opinion

The article analyzes the attitude of parents to the use of information educational environment to support the process of individualization of teaching English. The results of the survey showed that parents are ready to become the stakeholders of the information educational environment, they are interested in the content of classes, they want to see examples of electronic educational resources used by the teacher - video lessons, audio recordings. Parents have a positive attitude to the creative activities of children in the classroom, to the presentation of results. At the same time, parents are concerned about the issues of peer assessment in the environment. Thus, focused work with parents is necessary to convey not only the possibilities of the information educational environment, accompanied by the process of individualized teaching of the English language, but also its goals, values and ethical issues.

В Федеральном законе «Об образовании» подчеркивается, что родители являются полноправными и активными участниками образовательного процесса в школе. Согласно статье 44 «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Также определены права родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся выбирать формы образования и обучения, курсы с учетом мнения обучающихся, знакомиться с методами обучения и воспитания, технологиями, оценками успеваемости [1, ст. 44].

Взаимодействие семьи и школы описано в исследованиях Ф.Г. Хабибуллиной и Н.А. Куреновой как комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса [7, с. 202]. Автор мастер-классов по взаимодействию между родителями и детским садом М.И. Красноруцкая отмечает особенности проведения родительских собраний: проведение различного рода круглых столов, КВН, викторин, мастер-классов, педагогических гостиных, открытых просмотров. Блиц-опрос «Что я знаю о своем ребенке», в процессе которого на заранее поставленные вопросы ответили дети, а затем те же вопросы были предложены родителям, показал, что большинство родителей подчеркнули для себя моменты, о которых даже не могли догадываться [5].

Еще один пример включения родителей в образовательный процесс описывается в исследованиях Т.М. Кобылянской и Г.З. Курмакаевой «Родительская гостиная — это модель взаимодействия «Родитель — педагог — ребенок», где родителям отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителей необходимыми сведениями и обучающего их некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком» [4, c. 15].

Вместе с тем, существует и ряд проблем, а также рисков активного включения родителей, например, педагогическая неосведомленность, нежелание участвовать в силу профессиональной занятости, чрезмерная несистематизированная активность, незнание детской психологии. Педагоги С.А. Зеленцова и И.И. Заздравных в своих исследованиях о вовлечении родителей в работу дошкольного учреждения пишут: «Крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию» [3, c. 82].

Исходя из вышесказанного, важно отметить взаимодействие семьи и педагогического состава. Особую актуальность приобретает поддержка родителей, а также их активность в ситуациях индивидуализации обучения - индивидуального обучения и репетиторства. Изучение иностранного языка вне языковой среды - сложный процесс. Для эффективного обучения важно создание образовательной среды. Вовлечение родителей важно для погружения ребенка в языковую образовательную среду.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что использование возможностей электронной образовательной среды для реализации индивидуализированного обучения детей английскому языку будет эффективным, если используемая среда создается для расширения и обогащения педагогического взаимодействия. Кроме того, среда и ее электронные ресурсы должны соответствовать психологическим, возрастным особенностям обучающихся.

Особенности расширенного педагогического взаимодействия заключаются в том, что педагог предлагает ученикам выполнение проектов, кейсов, творческих заданий, и одновременно приглашает родителей к совместной деятельности с детьми - оказание помощь в трудных моментах, осуществление контроля регулярной работы, совместное выполнение заданий. При этом педагогу необходимо понимать и возможные риски, противоречия: между желанием родителей активно участвовать и отсутствием педагогической подготовки или знания иностранного языка; между ожиданиями (иногда завышенными) от результатов обучения ребенка и реальной успеваемостью, нежеланием ребенка работать вне уроков и родительскими требованиями.

Одним из путей решения перечисленных противоречий может стать информационная образовательная среда, проектируемая педагогом для сопровождения образовательного процесса. В нее могут включаться родители. Приступая к моделированию, а затем и проектированию такой среды педагог должен учитывать не только мнение родителей, их желания, но также определять проблемные аспекты, направления недостаточной осведомленности.

С целью определения отношений родителей к использованию информационной образовательной среды для сопровождения процесса индивидуализированного обучения английскому языку было проведено исследование их мнений. Респондентами стали как родители, дети которых еще не изучают английский язык, так и многодетные родители, имеющие разнообразный опыт.

Текст анкеты был составлен таким образом, чтобы получить ответы респондентов на ряд вопросов, а именно:

  • Предпочтительная форма организации обучения ребенка иностранному языку (групповая или индивидуальная);
  • Отношение родителя к индивидуализации обучения иностранному языку;
  • Отношение родителя к вовлечению ребенка в творческую деятельность в процессе изучения иностранного языка;
  • Готовность родителя принимать активное участие в процессе взаимодействия ученик-родитель-педагог, в том числе в информационной образовательной среде;
  • Степень активности педагога в применении информационных технологий в обучении;
  • Готовность родителя к участию в оценке работ детей;
  • Отношение родителя к применению педагогом технологий взаимной оценки работ обучающимися;
  • Дополнительные данные – количество детей, уровень владения родителя иностранным языком.

В анкетировании принимали участие 60 человек. Сбор ответов был реализован с применением Google форм; данные анализировались в общем массиве. В анкете присутствовали вопросы с выбором ответов, касающиеся общих статистических данных, но основной блок составляли вопросы оценочного характера. В каждом из вопросов респондентам было предложено оценить степень выраженности соответствующего признака или предпочтения по пятибалльной шкале (1 балл – никогда или почти никогда, 2 балла – очень редко, 3 – редко, 4 – часто, 5 – очень часто или постоянно). Принимая во внимание специфику данных, в ходе их анализа использовались непараметрические методы исследования. Проведен статистический анализ ответов: описательная статистика по всем вопросам, а также корреляционный анализ. Связи между вопросами проанализирована с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (результаты считались значимыми при p <0,05).

Были сформулированы следующие предположения:

  • Родители положительно относятся к индивидуализации обучения детей иностранному языку, в том числе понимают дополнительные преимущества применения информационной образовательной среды для решения задачи индивидуализации;
  • Родители заинтересованы в участии детей в творческой деятельности, а также готовы наблюдать за ее процессом и результатами;
  • Существуют связи между уровнем владения родителя иностранным языком и его активностью в процессе взаимодействия ученик-родитель-педагог, в том числе в электронной среде;
  • Родители недостаточно осведомлены об особенностях применения педагогам технологий взаимной оценки работ обучающимися (как составляющих формирующего оценивания).

Визуальное представление данных реализовано с помощью дендрограммы, полученной в результате кластерного анализа (Метод Варда, дисперсионного анализа для оценки расстояний между кластерами). Дендрограмма демонстрирует группировку переменных. Можно выделить два основных кластера с подкластерами (Рисунок 1).


Рисунок 1. Особенности группировки переменных

Переменная 1 – количество детей
Переменная 2 – длительность изучения иностранного языка
Переменная 3 – форма организации обучения
Переменная 4 – отношение к индивидуализации обучения
Переменная 5 – интерес к учебной деятельности ребенка
Переменная 6 – желание видеть результаты деятельности ребенка
Переменная 7 – отношение к электронной среде взаимодействия
Переменная 8 – желание участвовать во взаимодействиях в электронной среде
Переменная 9 – отношение к вовлечению ребенка в творческую деятельность
Переменная 10 – отношение к взаимной оценке работ обучающимися
Переменная 11 - отношение к оценке работ родителями
Переменная 12 - активность педагога в применении ИКТ
Переменная 13 – уровень владения английским языком

Первый кластер сформирован переменными 2, 7, 8, 5, 6, 9, 10, 11. Первый кластер характеризует степень заинтересованности родителей в образовательном процессе и вовлеченности в данный процесс. Наиболее тесные связи выявлены между переменными 9 и 6 (R=0,64), а также 8 и 7 (R=0,65). Положительное отношение родителей к участию ребенка в творческой деятельности в процессе обучения тесно связано с их желанием видеть результаты деятельности (творческие работы наряду с текущими выполняемыми заданиями). К данному объединению примыкает переменная 5 (на расстоянии объединения 0,6), характеризующая общий интерес родителя к учебной деятельности ребенка. Длительность изучения иностранного языка ребенком не оказывает решающего влияния на заинтересованности родителей в образовательном процессе: для переменной 2 не выявлено значимых корреляций. Вместе с тем, положительное отношение к электронной среде взаимодействия учитель-родитель-ученик связано с повышением желания принимать участие во взаимодействия на базе данной среды. Отдельно объединены переменные 10 и 11 (R=0,8), что показывает следующую закономерность: если родитель высоко оценивает значимость взаимной оценки работ обучающимися, то для него повышается и значимость оценки работ другими родителями. Данные вопросы вызвали неоднозначную реакцию родителей, что вполне закономерно. Ситуация взаимного оценивания включает не только методические аспекты (наличие четких критериев, готовность обучающихся и родителей к оцениванию работ других, опыт участия в оценочной деятельности), но и этические аспекты (корректность и тактичность, согласие на предоставление работы в открытый доступ, умение воспринимать критику в свой адрес). Следовательно, если педагог планирует использовать актуальные на сегодня технологию формирующего оценивания для обучающихся, то он должен детально изучить все особенности и риски данной технологии [6]. Если же планируется участие родителей в оценивании работ, то наиболее корректно это можно сделать в формате комментирования, рейтингования, причем обучающиеся должны сами дать согласие на публичное представление работ. Наиболее удачным подходом в данном случае может стать конкурса творческих работ с присуждением «приза зрительских симпатий».

Второй кластер сформирован переменными 13, 12, 4, 3, 1 (Рисунок 1). Второй кластер характеризует организационные аспекты обучения иностранному языку. В данном аспекте слабые корреляционные связи отмечаются только между переменными 3 и 4 (R=0,3), что демонстрирует логичную закономерность: наличие опыта индивидуализации обучения ребенка обусловливает повышение ценности этого дидактического принципа для родителя. Отметим, что такая переменная, как количество детей (Пер. 1), не коррелирует ни с одной другой, что позволяет сделать вывод: количество детей напрямую не связано со степенью заинтересованности родителя в процессе их обучения. Однако выявлены отрицательные корреляции между переменной 13 и переменными 5, 6 (R=-0,4), 9 (R=-0,5), 10 (R=-0,3). Прилученные данные позволяют сделать предположение, что родители с более низким уровнем владения иностранным языком проявляют более высокий интерес к учебной деятельности ребенка, его результатам, а также отмечают большую значимость как взаимной оценки работ обучающимися, так и получение на них отклика других родителей. Это можно объяснить разными причинами. В частности, в основе может лежать психологический механизм проекции, когда родители, по какой-то причине не получившие глубоких или достаточных знаний иностранного языка и осознающие их нехватку и значимость в профессиональной деятельности и современном мультикультурном обществе, переносят это понимание на деятельность ребенка. Существую примеры, когда родители начинают учиться вместе с детьми. Безусловно, охарактеризованный аспект нуждается в более детальном изучении с целью формулирования уточненных выводов и рекомендаций как для педагога, так и для родителей.

Анкетирование позволяет сделать ряд выводов. Результаты, проведенного анкетирования, позволяют утверждать, что родители учащихся готовы быть участниками информационной образовательной среды, проявляют интерес к содержанию занятий, хотят видеть элементы видеоуроков и аудиозаписей, положительно относятся к творческой деятельности детей на занятиях. В то же время, родители обеспокоены вопросами оценки работ ребенка другими участниками среды, не учителем. Таким образом, можем подтвердить выдвинутые на старте анкетирования предположения: родители положительно относятся к индивидуализации обучения детей иностранному языку, понимают дополнительные преимущества применения информационной образовательной среды для решения задачи индивидуализации. Они заинтересованы в участии детей в творческой деятельности, а также готовы наблюдать за ее процессом и результатами. Существуют связи между уровнем владения родителя иностранным языком и его активностью в процессе взаимодействия ученик-родитель-педагог в электронной среде. Вместе с тем, родители недостаточно осведомлены об особенностях применения педагогам технологий взаимной оценки работ.

В заключении отметим, что использование информационной образовательной среды актуально при углубленном изучении языка, для воспитательной и просветительской функций, как дополнительное образование, для работы с мало мотивированными учащимися, для выполнения творческих работ. С целью дальнейшего развития информационной образовательной среды можно предложить виртуальные экскурсии в англоязычные страны, организацию межкультурной коммуникации для старшего школьного возраста.

Н.Ю. Долгова, П.В. Валынкин, А.П. Афанасьевский считают, что «совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл» [2, c. 37]. В этом контексте информационная образовательная среда - средство педагогической регуляции, помощь во взаимодействии «ученик – родитель». При этом электронная среда позволяет дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы в целом и своего ребенка в частности.

Субъектами взаимодействия и развития в инновационном образовательном пространстве являются ребенок как субъект саморазвития, родитель как субъект сотрудничества, педагог как субъект инновационной деятельности. Использование информационных технологий и ресурсов Интернет очень важно для повышения мотивации, углубления предметных знаний, установления межпредметных связей, межличностного и межкультурного взаимодействия. Между тем, работа в электронной среде требует новых знаний, умений, навыков работы с информацией, а также предполагает психологическую адаптацию учащихся и их родителей к новым условиям взаимодействия.

Литература:
1. 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/#ixzz5bw0KEVnA (дата обращения: 07.01.2019).
2. Долгова Н.Ю., Валынкин П.В., Афанасьевский А.П. Дети – родители – образовательная среда//Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: материалы IV международной научно-практической конференции 5–6 октября 2013 года. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. - С. 37-38.
3. Зеленцова С.А., Заздравных И.И. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 82-84. — [Электронный ресурс]: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/971/ (дата обращения: 07.01.2019).
4. Кобылянская Т.М., Курмакаева Г.З. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов, родителей и детей в целях вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс и повышения педагогической компетентности родителей // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 15-16. — [Электронный ресурс]: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3076/ (дата обращения: 07.01.2019).
5. Красноруцкая М. Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС до): пути решения. [Электронный ресурс]: https://www.maam.ru/detskijsad/publichnaja-lekcija-na-temu.html (дата обращения: 07.01.2019).
6. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Инструменты формирующего оценивания в электронном учебном курсе // Электронная среда в открытом педагогическом образовании: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Научные редакторы: В. В. Семикин, Н. Н. Королева, М. С. Игнатенко. 2017. С. 57-64.
7. Хабибуллина Ф.Г., Куренова Н.А. Педагогический союз учителя и родителей — могучая воспитательная сила [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 201-203. — [Электронный ресурс]: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5585/ (дата обращения: 07.01.2019).

Комментарии

Оставьте свой комментарий