Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Губа Н.В.
Шутов И.Н.

Техникум железнодорожного транспорта
Санкт-Петербург
guba@sptgt.ru; shutov@sptgt.ru

Cтратегия деятельности преподавателя при организации занятий в интерактивном технопарке


Guba N.V.
Shutov I.N.

Railway Technikal college
St. Petersburg, Russia

Strategy of working of the teacher at the organization of training session in interactive Technopark

This article is devoted to organization of training session in interactive Technopark. High-tech educational environment allows to develop professional competences. Еxperience of interaction between a teacher and students in a Railway Technikal college.

Проблемы подготовки кадров работников массовых профессий для обеспечения производственных процессов сегодня стали главным вопросом существования профессионального образования по всем уровням его организации. Профессиональное обучение требует актуальности и открытости, триединства формального, неформального и информального (по терминологии ЮНЕСКО) в учебном процессе. В XXI в. декларируется открытость образования всей мировой культуре, определенному социуму, конкретному человеку [1]. Скорость информации в эпоху интернета невообразимо высока, поэтому общество заинтересовано в хорошей подготовке к жизни каждого ребенка в высокотехнологичном будущем. В школах внедряют новые образовательные стандарты, формируют новые парадигмы и открывают новые возможности развития личности. При этом остаются существенными бюрократические препятствия созданию гибких лабораторий, которые позволяют развиваться различным типам обучения, включая активное взаимодействие с цифровыми технологиями [3].

Современные транспортные системы развиваются с перспективой перехода от информационных к информационно-управляющим технологиям на уровне укрупненных полигонов сети железных дорог. Информационные системы обеспечивают управление движением поездов во взаимодействии с устройствами диспетчерской централизации, оптимизируют выполнение графика движения поездов, помогают сократить непроизводительные затраты. При подготовке молодых работников железнодорожного транспорта практическая составляющая учебного процесса представляется нам определяющей для формирования и развития профессиональных компетенций. Сейчас теоретическому обучению в высшем и среднем профессиональном образовании уделяют больше времени, чем практическому. Вот почему на предприятиях выпускникам учебных заведений приходится осваивать всю работу почти с самого начала. Наш техникум выпускает специалистов среднего звена по профессии 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте с подготовкой по рабочим специальностям составителя поездов, сигналиста, приемосдатчика грузов и багажа. Это востребованные на транспорте профессии, поэтому работодатели довольно придирчиво оценивают качество подготовки наших выпускников. Однако для работы по современным технологиям и на современном оборудовании профессиональные компетенции формируются фрагментарно. Принципиально необходимо бороться за конкурентоспособность транспортного образования на современном рынке труда. Компетентностный подход к обучению считается ключевым направлением модернизации современного профессионального образования, в котором предусматривается овладение конкретным набором компетенций, позволяющих выпускнику адаптироваться в условиях высокой конкуренции, частой смены технологий и сложной экономической ситуации [4]. В свою очередь компетентностный подход предполагает единство формирования профессиональных (знания, умения и практический опыт) и личностных компетенций (способность действовать в разных жизненных ситуациях). Одной из форм реализации такого подхода в условиях среднего профессионального образования представляется организация учебных занятий на информационных площадках, интерактивных лабораториях и технопарках. Наиболее популярным форматом таких площадок становится how-to инструкции по различным темам, принципиальным отличием которых считаем переход от стереотипов учебной деятельности к увлечениям, к игровому взаимодействию, точнее взаимовоздействию участников образовательного процесса. Такое отличие требует особой психолого-педагогической стратегии преподавательской деятельности в профессиональном обучении.

Технопарки и вообще различные места формата мейкер-спейс (креативные пространства, где сообщество собирается в неформальной обстановке и организуется для совместного обучения) функционируют только при условии оснащения высокотехнологическим оборудованием, выдерживающим мощную вычислительную нагрузку [5].

В Санкт-Петербургском техникуме железнодорожного транспорта 1 декабря 2016 г. открыта лаборатория управления движением, основу которой составляет программно-технологический комплекс «Имитационный тренажер дежурного по железнодорожной станции (ДСП)/ поездного диспетчера (ДНЦ)» с 10 рабочими местами ДСП и тремя ДНЦ, а также имитационный 3D-тренажер приёмосдатчика грузов и багажа. Программное обеспечение имитационного тренажерного комплекса разработано в НПО «Желдоравтоматизация». В лаборатории управления движением, действующей по принципам технопарка, студенты техникума оказываются в роли дежурных по станции и поездных диспетчеров. Виртуальный полигон железной дороги включает три диспетчерских круга по три-четыре станции в каждом. Инновационные технологии позволяют организовать движение поездов как при нормальной эксплуатации средств сигнализации, централизации и блокировки, так и в сбойных ситуациях при выходе из строя отдельных устройств и систем управления движением поездов. Студенты изучают в этой лаборатории порядок действий оперативного персонала службы перевозок при нормальных условиях эксплуатации и в нестандартных ситуациях.

Технопарки стремительно распространяются по России с 2013 г. (в Астрахани) и действуют по проектно-командному методу, представляя собой модель современного научно-технологического центра. Такое инновационное развитие образовательного пространства требует непрерывного совершенствования медиа-компетенций преподавателей, оказываются в ситуации, когда медийная подготовка студентов опережает их возможности овладения такими компетенциями преподавателей [8].

Информационные ресурсы технопарка позволяют организовать исследовательскую проектную деятельность обучающихся, причем нами отмечен заметный рост познавательного интереса, а также проявление инициирования этого интереса и рекрутинга студентов младших курсов к работе в лаборатории. Проектную деятельность в технопарке мы стали применять как факультативно в кружковой работе, так и на занятиях по основной образовательной программе. Приведем примеры исследовательских тем для совместной работы студентов 2-3-4 курсов (соответственно оператора, дежурного и диспетчера): пропуск поездов по диспетчерским участкам в условиях возникновения у поезда неисправности тормозов; порядок действий ДСП/ДНЦ по приему и отправлению поездов в условиях нарушения нормальной работы устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) при ложной занятости стрелочного или первого блок-участка, при неисправности стрелочных переводов, светофоров; пропуск поездов по диспетчерским участкам в условиях работы вывозного или сборного поездов, при назначении внеграфиковых поездов и т.п.

Исповедуя принципы научной школы профессора Носковой Т.Н., считаем наш технопарк высокотехнологичной информационной образовательной средой, которая не только сама по себе становится условием, но и служит средством эффективной самостоятельной образовательной деятельности студентов [6]. Нами отмечено, что эффективным средством образовательной деятельности высокотехнологичная информационная среда служит только при условии, когда студент подготовлен к взаимодействиям в среде: умеет организовать и регулировать свою образовательную деятельность, формулирует образовательный запрос, обладает информационной компетентностью. Следует подчеркнуть, что образовательная деятельность в таких условиях принципиально изменяет психологическую основу действий субъектов – как педагогов, так и обучающихся, которые при осуществлении этой деятельности участвуют взаимно воздействуя друг на друга в высокотехнологичной среде. Деятельность педагога в ней проявляется в новых аспектах профессионализма и позволяет видеть обучающегося в единстве развития всех сфер личности (мотивационной, когнитивной, регуляционной) через мониторинг продуктов информационной и коммуникационной деятельности. Преподавателям техникума в таких непростых условиях потребовалось психологическое сопровождение, что стало предметом исследования в магистерской диссертации Н.В. Губы [2].

Изучение информационной образовательной среды проводится во многих аспектах, из которых выделяются: во-первых, как одна из сторон деятельности участников коммуникационного процесса, т.е. в основном с точки зрения своей способности представить личное знание в форме информации, затем воспринимая информацию, вновь превращать ее в свое личное знание [7]. В технопарке предоставлена возможность индивидуального тренинга на конкретном рабочем месте (второй курс). Во-вторых, среда функционирует как система сложившихся форм коммуникации субъектов. Мы проводим ролевые тренинги при сетевом взаимодействии обучающихся (третий курс). В-третьих, как созданная в обществе информационная инфраструктура, позволяющая осуществить коммуникативную деятельность в масштабах, соответствующих уровню развития этого общества: информационные источники, банки данных, средства массовой информации, сеть интернет и интранет и т.п. Как комплексная деловая игра на четвертом курсе нами проводится тренинг с моделированием внезапных ситуаций в движении поездов и неисправности устройств. Причем в технопарке предоставлена возможность отрабатывать приемы профессиональной деятельности на реальных станциях и участках железной дороги: Малая Вишера Октябрьской ж.д., Брантовка Северной ж.д., Струнино Московской ж.д.; Зима – Черемхово Восточно-Сибирской железной дороги, Торфяное – Окуловка Октябрьской ж.д. Индивидуализация исследовательских заданий проявляется у нас в поиске информации в сети интернет об этих реальных станциях или участках железной дороги. Студенты готовят сообщения, тематические конспекты, оформляют компьютерные презентации. В технопарке выполнены три конкретных дипломных проекта на реальных действующих информационных системах управления движением. Следовательно, лаборатория управления движением становится ресурсным центром, где прослеживаются новые направления технологии управления перевозочным процессом.

Подводя итоги, определяем стратегию деятельности преподавателя в технопарке как взгляд на перспективу, концепцию намерений всех участников взаимовоздействия, что выражается через их действия. На студентов во время обучения обрушивается такая лавина информации, что они вынуждены принимать решения неопределенной степени сложности, поэтому стратегии как положение и как перспектива могут быть сопоставимы с определениями стратегии как плана или модели. В нашем случае это понимается как направленность внимания педагога на обучаемого и выстраивание системы педагогических воздействий во взаимовоздействии с обучаемыми при согласии с идеальным представлением о конечном результате педагогической деятельности. Педагогическая стратегия заключается в устойчивой последовательной деятельности педагога на реализацию цель, в умении преподавателя интерпретировать происходящие события, действия, поступки, факты и случаи с точки зрения проецируемой цели. Отметим, что самое важное в предлагаемой стратегии, что задача ставится не педагогом, а самой жизнью!

Литература:
1. Образование, наука и бизнес в создании интеллектуалоемких сред: монография / Г.А. Ключарев [и др.]; Рос. Федерация, Федер. агентство науч. орг., Ин-т социологии РАН. – Санкт-Петербург: Нестор-История, 2016. - 286 с.
2. Губа Н.В., Шутов И.Н. Психологические сопровождение деятельности преподавателя при высокотехнологичном обеспечении профессионального образования / Профессиональное образование, наука и инновации в ХХI веке: сб. трудов ХI Санкт-Петербургского конгресса. Санкт-Петербург, 23-24 ноября 2017 г. – СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2017. С.62-64
3. Куц Е.В. О высокотехнологичной среде образовательного учреждения / Е.В. Куц, С.Ю. Дроздов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iiorao.ru/iio/pagesizdat/ison/publication/ison_2013/num_16_2013/Kutcs_Drozdov.pdf (28.02.2018)
4. Стрекалова Н. Б. Учебный процесс в современных информационно-образовательных средах: монография / Н.Б. Стрекалова. - Тольятти: Тольяттинская академия управления, 2015. – 150 с.
5. Иванова Е. О. Конструирование учебников для реализации процесса обучения в информационно-образовательной среде: [монография] / Иванова Е.О., Осмоловская И. М., Шабалин Ю. Е.; Институт стратегии развития образования Российской академии образования. – Москва: Институт стратегии развития образования РАО, 2017. - 187 с.
6. Носкова Т.Н. Информационные технологии в образовании и высокотехнологичная образовательная среда / Носкова Т.Н., Тумалева Е. А., Шилова О. Н. // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета [Текст] / РГПУ. – СПб., 2012. – № 2. - С. 83-87.
7. Елкина Н.Н. Понятие высокотехнологичной образовательной среды в контексте трех законов диалектики / ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет Мастерство online: международный научно-популярный журнал. – 2016 №1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (28.02.2018) http://ripo.unibel.by/assets/masterstvo_online/docs/6/1_10.pdf
8. Стойкина Т.Л. Создание информационно-образовательной среды в образовательных учреждениях, как условие достижения нового качества образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-sozdanie-informacionno-obrazovatelnoy-sredi-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-kak-uslovie-dostizheniya-novogo-kachestva-obr-1501179.html (28.02.2018)

Комментарии

  • Данная тематика очень интересна. Особенно если учесть, что студенты будут создавать самостоятельно различные ситуации, а потом искать оптимальный выход из них. Это как раз и будет развивать мышление будущего движенца - управленца.

  • О распространении технопарков в России с Астрахани следовало указать о школьном образовании. Региональный технопарк успешно функционирует https://vk.com/schooltech Истины ради - началось объединение учебных, научных, технологических возможностей высокотехнологичных электронных ресурсов в Томске (1990), затем последовательно подмосковный Зеленоград (1991), МГУ (1992), МИФИ (1993). Мы сподобились примкнуть к такому названию после участия в конференции института проблем транспорта РАН, которая проходила в технопарке Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России (Московский пр. 149)

Оставьте свой комментарий