Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Манаенкова Н. Г.
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
stasyasta17@gmail.com
Селивановская О. А.
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
seliv.olg@yandex.ru

Обучение младших школьников пользованию электронным словарем: реальность и перспективы


Manaenkova N.G.
Selivanovskaia O. A.

HSPUR
St. Petersburg, Russia

Teaching young learners to use electronic dictionaries: reality and perspectives

The article describes the results of research in the field of using electronic dictionaries with young learners in the EFL classroom. It includes survey of teachers’ and students’ views as well as assessment of young learners’ skills in using paper and electronic dictionaries. The article discusses the usefulness and the educational potential of electronic dictionaries in the primary English classroom.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) относит к метапредпредметным результатам освоения программы начального образования «формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий» [1]. Он также относит к метапредметным результатам начального образования использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Таким образом, способность использовать словарь для решения познавательных и коммуникативных задач является одним из обязательных требований к выпускнику начальной школы.

Использование словаря является важным компонентом автономности учащегося (learner’s autonomy) при овладении иностранным языком. Оно позволяет ученику самостоятельно преодолевать затруднения, связанные с дефицитом языковых средств при чтении или в продуктивных видах речевой деятельности: говорении и письменной речи.

В учебно-методической литературе в области обучения иностранному языку использование словаря традиционно относится к специальным (предметным) учебным навыкам и умениям. Однако следует отметить, что применительно к начальной школе речь, как правило, идет о двуязычном словаре учебника [2]. Действительно, учебник постоянно используется в образовательном процессе и словарь, расположенный в конце учебника, кажется наиболее доступным для младших школьников. Состав такого словаря тщательно отобран и соответствует лексико-грамматическому минимуму для данного класса по программе конкретного УМК по английскому языку. На наш взгляд, это является одновременно и преимуществом, и недостатком такого вида словарей. Словарь учебника как бы не предусматривает возможность того, что учащийся встретится со словами, не входящими в лексический минимум. Более того, словарь учебника удобно использовать на уроке, но процесс овладения иностранным языком не ограничен рамками классно-урочной системы.

Современные информационно-коммуникационные технологии уже стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Как когда-то CD-диски заменили кассеты, так же и интерактивная доска стала заменять меловую, электронный журнал пришел на смену книжному, электронные словари постепенно заменяют бумажные.

В данной статье представлены результаты исследования, посвященного проблеме обучения младших школьников пользованию электронным словарем.

Для изучения отношения учителей к использованию младшими школьниками электронных словарей было проведено анкетирование учителей английского языка. При анкетировании были использованы анкеты в бумажной форме и онлайн сервис Google Forms. Всего в исследовании участвовало 22 респондента.

Большинство опрошенных учителей английского языка (75%) считают целесообразным использование учащимися младших классов электронных словарей. В качестве обоснования такого мнения были приведены следующие причины:

  • электронные словари могут стать хорошим помощником для детей в современном мире, почему бы не научить младших школьников пользоваться ими правильно (33,3%);
  • электронный словарь позволяет быстро отыскать незнакомое слово (33,3%);
  • электронный словарь удобен и практичен (30,6%).

Те учителя, которые не считают целесообразным использование учащимися электронных словарей в младших классах (25%), привели следующие аргументы:

  • электронный словарь расхолаживает (37,5%);
  • лучше использовать бумажный словарь (37,5%);
  • считаю, что в начальной школе не стоит пользоваться электронными словарями, т.к. детям не стоит использовать электронные девайсы (25%).

Следует отметить, что количество сторонников использования электронных словарей увеличивается до 90,5%, если речь идет об учащихся старших и средних классов.

Вместе с тем, на вопрос анкеты о том, какие словари используются на уроках английского языка с младшими школьниками, были получены следующие ответы:

  • двуязычный бумажный словарь (44,4%);
  • двуязычный словарь учебника (30,6%);
  • электронный словарь (13,9%);
  • одноязычный словарь (11,1%).

Таким образом, можно констатировать противоречие между признанием большинством учителей целесообразности использования младшими школьниками электронных словарей и реальной практикой обучения английскому языку, в которой преобладают бумажные словари.

Для изучения мнения младших школьников об использовании электронных словарей было проведено анкетирование учащихся 4-го класса. Ряд вопросов анкеты был направлен на выявление способов, которые используют младшие школьники для преодоления затруднений, связанных с дефицитом языковых средств. Анализ ответов детей позволяет констатировать, что в большинстве случаев учащиеся обращаются за помощью к взрослым: учителю, родителям, репетитору. Это естественно, учитывая возраст респондентов. В то же время анализ ответов показывает, что младшие школьники используют словари, в том числе электронные. Рассмотрим результаты анкетирования более подробно.

Если при чтении текста на уроке английского языка учащиеся встречают слово, которое не могут понять, абсолютное большинство (70%) обращаются за помощью к учителю. Значительно меньшее количество (20%) спрашивает у одноклассников/соседа по парте. Лишь 10% респондентов использует словарь в конце учебника.

В случае, если незнакомое слово встречается при выполнении домашнего задания, 54,5% детей обращаются за помощью к родителям, 9,1% детей – к репетитору. Примерно равное количество младших школьников в данном случае использует словарь учебника (18,3%) или электронный словарь/переводчик (18,1%).

В случаях, когда затруднения возникают при выполнении домашних заданий в говорении или письменной речи (ребенок, не знает или не может вспомнить, как нужное слово называется по-английски), большинство учащихся (54,4%) пытается заменить незнакомое слово другим, знакомым. Значительная часть детей обращается за помощью к родителям или репетитору (36,4%). Равное количество респондентов ответило, что они используют бумажный словарь (9,1%) или электронный словарь (9,1%).

На вопрос: «Хотелось бы тебе пользоваться электронным словарем?» абсолютное большинство учащихся (88,9%) ответили утвердительно. Для обоснования своего мнения учащимся был предложен открытый вопрос. Ниже приведены некоторые наиболее распространенные ответы младших школьников:

  • «Там больше информации»;
  • «Искать слова в электронном словаре удобнее и быстрее»;
  • «Не надо долго искать в конце учебника»;
  • «Там много слов, и есть звукопроизноситель»;
  • «Потому что там легко найти в несколько действий»;
  • «Потому что не надо вечно листать страницы»;
  • «Потому что он удобнее и быстрее, но портит глаза».

Важным компонентом владения пользованием словарем является его оптимальное использование, то есть использование в тех случаях, когда значение слова невозможно установить на основе контекста, словообразовательно догадки и т.д. Поэтому серия диагностических заданий также включала установление значения слова без словаря.

При контроле и оценке работ учащихся были использованы следующие критерии:

  • учащийся не может установить значение слова/ неправильно устанавливает значение слова – 0 баллов;
  • учащийся правильно установил значение слова, но не может употребить его в правильной форме в контексте -1 балл;
  • учащийся правильно установил значение слова и употребил его в форме, соответствующей контексту - 2 балла.

Для установления и сравнения уровней владения пользованием словарем и языковой догадкой были выделены следующие критерии. Низкий уровень: учащийся набрал 0 – 59% максимального количества баллов, средний уровень: 60-84%, высокий уровень: 85-100%.

На основании анализа результатов диагностики можно сделать вывод, что лучше всего учащиеся 4-го класса владеют пользованием словарем учебника: 100% учащихся продемонстрировали высокий уровень. Также диагностика выявила хорошие результаты при выполнении заданий на основе бумажного англо-русского словаря: 62,5 % детей продемонстрировали высокий уровень и 37,5% детей - средний уровень. Младшие школьники продемонстрировали умение устанавливать значение слова на основе языковой догадки: высокий уровень - 87,5% учащихся, средний уровень: 12, 5%. Наиболее низкие результаты были показаны в заданиях с использованием электронного словаря: лишь 12,5% учащихся продемонстрировали высокий уровень, 87,5 % учащихся – средний уровень.

Комментируя результаты диагностики уровней владения пользованием словарем и языковой догадкой, нельзя не отметить, что обучение использованию электронных словарей на уроках английского языка в начальной школе не проводится. Тот уровень владения электронным словарем, который показали учащиеся 4-го класса, был достигнут ими фактически самостоятельно, за счет практического применения электронных словарей.

В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на положительное отношение учителей и младших школьников к электронным словарям, на уроках английского языка в начальной школе по-прежнему преобладают бумажные словари. Для того, чтобы младшие школьники научились эффективно использовать электронные словари, необходима целенаправленная работа. Безусловно, важно четко определить правила использования электронного словаря на уроке: на каких этапах урока и с какой целью учащиеся могут обратиться к электронным словарям. Не менее важно разработать методику обучения младших школьников пользованию электронным словарем, которая позволит учащимся научиться оптимально и эффективно использовать электронный словарь.

Литература:
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования http://base.garant.ru/197127/
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа [Текст] В 2 ч. Ч.2. — М.: Просвещение, 2010. — 231 с. — (Стандарты второго поколения)

Комментарии

Оставьте свой комментарий