Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Плотников К.Ю.
МАОУ Центра образования № 47
г. Иркутск
zvukimus@mail.ru

Учебный (образовательный) проект «Наше творчество с музыкой»


Plotnikov K.Yu.
МAGEI “Educational Centre № 47”
Irkutsk

Educational project “Our work with music”

The article discloses the content and regulations for the educational project, implemented through video recording in order to present the student's own creativity, directly or indirectly related to music. Proposed conclusions on the results of the testing period of this form.

Метод учебных проектов (Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик и др. [6]) в последние годы всё больше востребован отечественным общим образованием (это отражено и в нормативных документах – например, см. адресные ссылки следующего абзаца, и в непосредственной образовательной практике – описанию одного примера которой посвящена эта статья).

Как наиболее весомые аргументы актуальности метода учебных проектов приведём такие доводы:

  • он позволяет выстраивать пространство «персонального образования для самореализации личности» [4, с. 2];
  • он обеспечивает такую комплексность в системе оценки достижений школьника, где используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга «проекты, творческие работы, <...> самоанализ и самооценка» [5, с. 29] (ст. 18.1.3. / п. 5).

В то же время, исходя из собственного педагогического опыта и опыта коллег (в первую очередь, учителей общеобразовательных школ), при оценке образовательных перспектив метода учебных проектов призываем обратить внимание на то, что этот метод:

  • с одной стороны, несёт в себе несомненные преимущества – возможность генерации идеи, во-первых, действительно, чем-либо привлекающей школьника (к примеру, связь с какими-либо обстоятельствами жизни самого ребёнка / подростка, школы, страны и т. д.), во-вторых, реализация её вариативными способами, в-третьих, осуществление планов как самостоятельно, так и в составе группы сверстников; бо́льшие шансы (чем те, что предоставляются при выполнении других учебных заданий) для демонстрации автором-школьником своей позиции и пр.;
  • с другой стороны, содержит и некоторые ограничения (и даже – риски) – реализация при использовании данного метода, в основном, индуктивного метода познания; частое следование школьников, разрабатывающих свою версию, общедоступным «шаблонным» (и не всегда – достойным) аналогам; при отсутствии должного внимания со стороны учителя, помогающего школьнику презентовать работу классу, слабое усвоение и автором-разработчиком, и аудиторией тех важных моментов технологии и творчества создания, что позволяют в дальнейшем индивидууму развиваться, а не превращаться в банального копировальщика и др.

В образовательной области «Искусство: музыка» метод учебных проектов не нов, его можно увидеть в реализации (в подготовке определённого музыкального произведения) таких традиционных музыкальных мероприятий конкурсного (конкурс строевой песни на параллели, общешкольный хоровой фестиваль, этап «Походная песня» в туристических соревнованиях семей и др.) или концертного характера (номера-поздравления ко Дню матери, к Новому году, к окончанию учебного года и пр.).

Воспитательный потенциал музыкального искусства позволяет и, более того, на наш взгляд, – непременно обязывает рассматривать метод учебных проектов в случаях его реализации с использованием музыкального материала уже не как учебный, а как образовательный. При этом, содержательной основой разрабатываемого и реализуемого школьником (группой школьников) проекта может становиться конкретная учебная тема, как строго зафиксированная в названии, согласно учебному плану (к примеру, «Музыкальный театр», «Музыка моего края» и т. д.), так и более свободно отражающая круг вопросов, входящих в учебную программу («Семейная музыкальная реликвия», «Юбилей композитора – творчество исполнителя – праздник слушателя» и др.).

Анализируя педагогический (и собственный, и своих коллег; как в учебном году, так и во время, – в первую очередь, летних – каникул) опыт, особенно, принимая во внимание наиболее успешные (и с точки зрения художественной ценности, и с точки зрения творческой удовлетворённости участников) примеры обращения к разным вариантам регламентирования деятельности школьников, мы пришли к тому, что наиболее оптимальными в условиях общего образования являются следующие параметры метода образовательного проекта в области «Искусство: музыка»:

  • учитывая, с одной стороны, популярность гаджетов и их технические возможности, с другой стороны, доступность этих средств (если не личного, то принадлежащего одному из своих друзей или родственников), стоит фиксировать его результаты на видео (к примеру, Е.В. Орлова номинирует подобное как мультимедиа-проект [8]) – путём использования видеозаписи, осуществляемой в какой-либо (учеников мы ориентируем на обращение к бесплатному софту) программе, установленной на смартфон, ноутбук и т. п.;
  • рекомендуемая продолжительность презентуемого школьником видеоматериала – от полуминуты до 3-х минут – оправдана и с позиции разработчика проекта (понимая, что для подготовки и записи, скорее всего, понадобятся, как минимум, несколько дублей), и с позиции зрительской аудитории (уже приученной современной культурой к отдельным небольшим порциям аудиовизуальной информации), к тому же, учитель должен помнить, что ещё понадобится время и для совместного с классом анализа представленной творческой работы;
  • предоставление школьнику возможности выполнять проект (всего, в целом, или отдельные его этапы) либо самостоятельно, либо, при желании или необходимости, в составе группы товарищей (как сверстников, так и другой возрастной категории) и / или родственников;
  • естественное расширение собственно музыкальных направлений возможной творческой самопрезентации (пение сольное, ансамблевое, хоровое, в т. ч., как и по отношению к другим видам музыкальной деятельности – в разных стилях, жанрах, манерах; игра на любительском или профессиональном музыкальном инструменте – так же, либо сольная, либо ансамблевая / оркестровая; сочинение и обработка музыки и др.) рядом направлений, которые также, явно и косвенно, связаны с музыкой – например, хореографией, актёрским искусством, искусством (видео)режиссёра и (видео)оператора [16], различными изобразительными искусствами (графикой, аппликацией, мультипликацией и др.), поэзией, художественным словом и пр. [12];
  • опять-таки, естественное и оправданное с позиции главного участника этой деятельности, разрешение использовать наработки, результаты, полученные не только в условиях учебного процесса, организуемого в общеобразовательной школе (в этой смысле обратим внимание читателя и на такие формы общего образования, как семейное, экстернат и др.), но также – и в учреждениях системы дополнительного образования детей [13], включая и время проживания в детских оздоровительных лагерях [10].

Итак, образовательный проект, который мы назвали «Наше творчество с музыкой», представляет из себя следующее:

  • школьник, готовит свой вариант представления назначенной учителем темы через собственное творчество, так или иначе связанное с музыкой – пение, игру на музыкальном инструменте, сочинение или обработку (перекомпоновку и др.) музыки, движение под музыку, подбор или создание к ней иллюстраций (нарисованных, сфотографированных и пр.), словесное представление художественного образа музыкального произведения или истории его создания;
  • выбрав по своему усмотрению (либо по рекомендации педагога, родителя и др. авторитетного для себя человека) конкретный музыкальный пример (одну или несколько его версий), а также – направление, через которое будет освоено содержание музыки, подросток (ребёнок), воспользовавшись смартфоном (самостоятельно или обратившись за помощью к родственнику / товарищу), фиксирует на видео приготовленный (при необходимости и желании отрепетированный) материал;
  • ученик вправе осуществлять отдельные этапы проекта и всё задуманное, в целом, как полностью самостоятельно (без других людей), так и с участием компаньонов; таковыми случаями надо считать хор, оркестр, хореографический ансамбль и др. творческие коллективы, а также – группы сверстников, создаваемые именно для осуществления данного проекта – к примеру, один участник сочиняет стихотворный текст, второй – поёт (читает), третий – делает «нарезку» фонограммы или аккомпанирует на инструменте, четвёртый (или вновь – первый) – записывает на видео и т. д.;
  • может быть использован видеоматериал, снятый ранее (но, непременно – с участием самого школьника), при условии, что содержание соответствует заданной учителем теме, при этом, неважно, был ли данный материал подготовлен в рамках выполнения учащимся учебных заданий по соответствующему предмету общеобразовательной школы, в рамках получения дополнительного образования в одной и (или) в нескольких образовательных областях, в рамках досуговой деятельности и пр.;
  • очень важной составной частью реализации образовательного проекта является презентация его результата (записанного на видео материала) сверстникам (а также – желательно, но необязательно – и родственникам) с направляемым педагогом обсуждением достоинств и предлагаемых для дальнейшего развития творческих идей (и, может быть, корректировок представленного).

В представленном как оптимальный варианте регламентации музыкального образовательного видеопроекта (данное нами название – «Наше творчество с музыкой»), а также – в предлагаемых выводах мы опираемся:
- с одной стороны, на анализ 3-летнего периода апробации данной модели в ЦО № 47 Иркутска и в детском оздоровительном лагере (ДОЛ) «Байкал» (выполнено более 200 работ; приняло участие более 800 учащихся школы и детей (подростков), отдыхавших в ДОЛ;
- с другой стороны, на сопоставление опыта и разработок других практиков и учёных.

В целом, наиболее важным считаем следующие выводы:
1) в разработке и осуществлении задуманного одинаково значимым является решение триединого комплекса задач:
а) технологических (с одной стороны, связанных с ИТК компетентностью школьника – подбор материала, запись и монтаж звука и видеоряда; с другой стороны, – музыкантских, танцорских и пр. – в соответствующем направлении творчества с точки зрения постижения его как ремесла);
б) художественных, что связано с наличием и формированием эрудиции в сфере культуры, художественного вкуса, основанного на со-знании и глубинном восприятии художественных феноменов, представленных фольклором (разных культурных традиций, начиная с освоения наследия своего народа), классикой и достойными образцами современного искусства;
в) оценочно-ценностных (и оценочно-управленческих), с одной стороны, позволяющих школьнику открыть в себе с помощью музыки (как творчества, как языка, как искусства, как коммуникации) свой творческий потенциал, развивая его в дальнейшем, с другой стороны, дающих возможность поставить корректную, но достаточно надёжную преграду пошлости, бездарному копированию и др. негативным проявлениям, транслируемым современной масскультурой (задуманной и реализующей идеи манипуляции человеком через потворство его низменным страстям и пр.) – всему тому, что является явными или скрытыми рисками при стихийном освоении ребёнком (подростком, молодым или неопытным взрослым человеком) информационного пространства, окружающего нашего современника.
2) Решению задач технологического плана (операций, связанных с ИКТ и с музыкантским ремеслом) способствует освоение арсенала средств т. н. музыкально-компьютерных технологий (МКТ [1; 2; 14]).
В качестве примера методического обеспечения постановки и решения технологических задач проекта приведём «Инструкция для учителя (родителя)» и «Инструкция для школьника» – [7] см. прилагаемый к презентации проекта / в разделе «Документы» – текстовый файл «Инструкции...».
3) Возможности МКТ (при работе с музыкантскими направлениями) и самой видеозаписи позволяют гораздо более объективно и эффективно решать оценочно-ценностные и оценочно-управленческие задачи проекта (когда сама работа становится не только обучающим и творчески развивающим материалом (отражением процесса), но и материалом мониторинга (фиксацией результата), позволяя на основе сравнения себя с самим же собою выстраивать индивидуальный образовательный маршрут (с векторами реализации в рамках учебной, концертной, конкурсной, досуговой и пр. деятельности) [11].
4) Одним из самых тонких, но важных вопросов, по нашему глубокому убеждению, является решение проблемы художественного репертуара, выбираемого школьником для представления своего творчества (и в рамках данного образовательного проекта, и, в целом, в освоении человеком культуры). Призываем коллег – учёных и педагогов-практиков – к активному диалогу в этом направлении, оценивая плюсы и минусы как с точки зрения педагогики (и психологии!), так и с точки зрения культурологи.
5) Необходимо как перед профессиональным, так и перед родительским сообществом более внятно артикулировать наличие проблемы противодействия ряду образовательных рисков, появившихся с момента формирования феномена, обозначенного нами «е-музыка» [9], и способных развернуть вектор развития отдельного индивидуума и всего общества с позитива творчества на негатив декаданса, деградации и т. п. [15].

Нельзя упустить время, отведённое нам на поиск новых путей, позволяющих школьнику (выпускнику, студенту, взрослому) и всему обществу с большей уверенностью и оправданным оптимизмом смотреть в завтрашний день, найти и реализовать себя в настоящем [3].

Литература:
1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Научный журнал. 2004. № 4 (9). С. 123–138.
2. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии» // Сибирский учитель. 2016. № 3 (106). С. 74–77.
3. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в решении проблемы воспитательно-информационного пространства детства (в свете принципа противостояния полярных цивилизаций) // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 321–323.
4. Концепция развития дополнительного образования детей (№ 1726-р; от 04.09.2014). URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
5. Об образовании в Российской Федерации (№ 273-ФЗ; от 29.12.2012). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
6. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.
7. Наше творчество с музыкой (визитная карточка образовательного проекта) [Электронный ресурс] // Общероссийский «Интерактивный банк лучших практик дополнительного образования детей» (ресурс детских технопарков «Кванториум») – URL: http://bestpractice.roskvantorium.ru/program/79-nashe-tvorchestvo-s-muzykoi.
8. Орлова Е.В. Музыкальное образование и мультимедиа-проекты // Электронный научный журнал «Медиамузыка». 2013. № 2. URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/2_6.html
9. Плотников К.Ю. Е-музыка как педагогический феномен // Вестник КазНУ. Серия Педагогическая. 2016. № 3 (49). С. 88–94. URL: http://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/386/377.
10. Плотников К.Ю. Место е-музыки в музыкально-оздоровительной среде детского оздоровительного лагеря // Педагогический имидж. 2017. № 1 (34). С. 70–77.
11. Плотников К.Ю. Мониторинг связанных с музыкой образовательных продвижений школьника // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 3 (19). С. 175–193. URL: http://www.vestospu.ru/archive/2016/articles/19_19_2016.pdf
12. Плотников К.Ю. Мультидисциплинарность учебного проекта как реализация индивидуального образовательного маршрута школьника // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2015. №3 (19). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26241573_71705758.pdf.
13. Плотников К.Ю. Обучающиеся в ДМШ дети (подростки) на уроке музыки в общеобразовательной школе: проблемы, перспективы // Формирование духовно-нравственных ценностей средствами искусства: Материалы V межрегиональной научно-практической конференции, 06 дек. 2017 г. Рязань: ИП Коняхин А.В. (Book Jet), 2017. С. 155–157.
14. Плотников К.Ю. Роль музыкально-компьютерных технологий в выстраивании и реализации индивидуального образовательного маршрута подростка // Педагогический журнал. 2015. № 6. С. 50–65.
15. Плотников К.Ю. Устранение педагогической поддержкой образовательных рисков освоения школьниками музыкально-компьютерных технологий // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2016. № 4 (47). С. 89–93. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1476802163.pdf 16. Создание музыкального видеоролика: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства. М.: ООО «Медиамузыка», 2016.

Комментарии

Оставьте свой комментарий