Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Соловьева А.С., Тумалева Е.А.
РГПУ им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург
star.58@list.ru

Сетевая образовательная среда как ресурс реализации аспектов межкультурной коммуникации при обучении иностранных студентов


Solovyeva A.S., Tumaleva E.A.
HSPU
St. Petersburg, Russia

Educational Networked Environment as a Realization Means of Intercultural Aspects in Foreign Students Education

The article raises a question of a necessity for educational establishments to create a special educational networked environment in order to facilitate education process for foreign students. The article presents different theories upon the subject of intercultural studies. The author suggests that not only students would benefit from it, but also professors would have an opportunity to learn more about intercultural methods and aspects of education and enlarge their experience in working with foreign students.

В настоящее время в вузы поступает все большее количество иностранных студентов, что связано, как с повышением оценки качества Российского образования, так и тенденциями, связанными с реализацией мобильности студентов. В то же время подготовка преподавателей вузов к работе с иностранными студентами не всегда оказывается достаточной для успешной реализации образовательного процесса ввиду широкой вариативности национального состава студенческой группы [4]. Студенты-иностранцы, в свою очередь, тоже часто оказываются не готовы к эффективному взаимодействию с представителями другой нации в рамках обучения в ВУЗе [3]. Однако, поведение людей, принадлежащих к другим культурам, вовсе не является чем-то непредсказуемым, оно поддается изучению и прогнозированию, но требует дополнительной подготовки, специальных образовательных программ, направленных на подготовку к межкультурной коммуникации.

В связи с этим представляется важным создать ресурс, который бы позволял преподавателю в краткие сроки подготовиться к занятиям с иностранными студентами, при работе с которыми очень важно учитывать различные аспекты межкультурной коммуникации [6]. Данный вопрос актуален не только для преподавателя, но и для самих студентов-иностранцев, которые также должны учитывать особенности взаимодействия с преподавателями, являющимися иностранцами по отношению к ним. С учетом того, что виртуальная среда является наиболее доступной и удобной, предполагается, что сетевой образовательный модуль может поспособствовать решению проблемы оптимизации взаимодействия студентов и преподавателей [1].

В данной статье рассматриваются основные теории и практики межкультурной коммуникации и развития межкультурных компетенций, а также анализируется потенциальная возможность применения культурологических и антропологических технологий в рамках международной образовательной деятельности.

Создание сетевого образовательного модуля, направленного на реализацию межкультурной коммуникации при обучении студентов-иностранцев, позволит:
• обеспечить выбор стратегии обучения иностранных студентов преподавателем и фасилитировать процесс;
• обеспечить необходимые условия для успешной и эффективной коммуникации между субъектами образовательного процесса (отечественными, иностранными студентами, преподавателями);
• повысить интерес иностранных студентов к образовательной и самообразовательной деятельности;
• содействовать развитию коммуникативных компетенций у студентов и преподавателей в аспекте межкультурной коммуникации.

Теоретической базой исследования стали «модель развития межкультурной чувствительности» Милтона Беннетта [9], «межкультурная компетенция», включающая три аспекта: «общекультурологические и культурно-специфические знания», «умения практического общения» и «межкультурную психологическую восприимчивость» [2].

Согласно современной классификации моделей межкультурной компетенции, подразделяющихся на универсальные и культурно-специфические [7], не представляется возможным использование единого подхода, а требует многоаспектности и многокомпонентности. В данном исследовании планируется совместить педагогическую, социокультурную, каузальную, номенклатурную, структурную и динамическую модели компетенций. Другой понятийный блок касается непосредственно педагогического и методического аспектов исследования. Преподаватели, которые обучают представителей различных этнических, культурных и языковых групп, должны принимать к сведению конфликт в компонентах образовательных систем разных стран и решать проблему не только языковой, социокультурной, но и «академической адаптации». Студенты-иностранцы, обучаясь в российском вузе, стараются моделировать и организовывать процесс обучения согласно их культурным традициям [8].

Итак, предполагается провести работу по созданию электронной образовательной среды, которая включала бы в себя:
1. Оценочно-рейтинговый модуль;
2. Портфолио студентов;
3. Информационный портал о системах образования других стран;
4. Общий форум преподавателей и студентов;
5. Портал о культуре России;
6. Выход к внешней среде, с тем, чтобы учащиеся могли делиться своими знаниями и успехами с широкой аудиторией вне учебного заведения;
7. Ресурс для работы над изучением и совершенствованием русского языка.

Отдельный блок планируется посвятить психологической и социальной адаптации студентов к учебному процессу [5]. Преподаватели, которые обучают представителей различных этнических, культурных и языковых групп, должны принимать к сведению конфликт в компонентах образовательных систем разных стран.

Таким образом, делается вывод, что данное исследование является актуальным и потенциально способно решить ряд возникающих в последние десятилетия проблем, связанных с обучением иностранных студентов. Предполагается, что создание электронной образовательной среды будет сопровождаться изучением аспектов межкультурной коммуникации, что позволит не упустить из виду важные для понимания различных культур нюансы.

Литература:
1. Бикалова Ольга Владимировна Особенности формирования методической компетентности преподавателя вуза // Вектор науки ТГУ. 2015. №2-1 (32-1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-metodicheskoy-kompetentnosti-prepodavatelya-vuza (дата обращения: 25.02.2018).
2. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов // Под ред. А. П. Садохина. М.: Юнити-Дана, 2002.
3. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования // Журнал социологии и социальной антропологии. №. 1, Вып. 2. 2007. С. 125–139.
4. Сурыгин А. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб: Златоуст, 2000.
5. Сурыгин А.И. Дидактический аспект обучения иностранных учащихся (основы теории обучения на неродном для учащихся языке). СПб.: изд-во Нестор, 1999.
6. Цыбанёва В. А. Модульно-компетентностный подход в системе профессионального иноязычного образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №70-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modulno-kompetentnostnyy-podhod-v-sisteme-professionalnogo-inoyazychnogo-obrazovaniya (дата обращения: 25.02.2018).
7. Черняк Н. В. Классификации моделей межкультурной компетенции //Альманах современной науки и образования. №. 2. 2015. С. 119–125.
8. Шевелёва С. И. Педагогическое общение как фактор адаптации иностранных обучающихся к образовательной среде российского вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №. 5-4. 2015. С. 680–683.
9. Bennett, M. J. A developmental Approach to Training for Intercultural Sensitivity // Intercultural Journal of Intercultural Relations. №10, V 2. 1986. P. 179–196.

Комментарии

  • Вопросы, затронутые авторами данной статьи, действительно очень актуальны, особенности в условиях расширения возможностей академической мобильности студентов. Хотелось бы уточнить, какие направления будут затронуты в оценочно-рейтинговом модуле проектируемой электронной образовательной среды?

  • Вопрос об адаптации студентов действительно еще не решен до конца, а приобщение студентов и преподавателей к компьютеризированной системе (а я так предполагаю, она будет компьютеризированной), то есть к технологиям, позволит упростить процесс адаптации как студентов, так и преподавателей. Но очень важным аспектом является поддержка интереса к самообучению у студентов. Каким образом на будет осуществляться в данной системе?

Оставьте свой комментарий