Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Крылова И.А.,
Силаков В.А.

РГПУ им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург
irenesmith@ya.ru

Использование компьютерной программы при формировании англоязычных лексических навыков в начальной школе


Krylova I.A.,
Silakov V.A.

HSPU
St. Petersburg, Russia

Computer Programme in the English lexical subskills formation in primary school

The article deals with the issue of formation of lexical subskills in a foreign language classroom. The authors point out the lack of computer based exercises in the existing software at the first stage of the lexical subskills formation. The suggested special authoring computer programme includes a range of exercises effective for the teachers during the classes of English as a foreign language.

Применение компьютерных программ в преподавании иностранного языка несомненно является способом повышения качества обучения, в частности при формировании лексических навыков.

Лексические навыки являются компонентами речевых умений и образуют фундамент для обеспечения использования языка как средства общения.

В настоящее время существует ряд компьютерных программ, которые могут быть использованы при формировании иноязычных лексических навыков [1, 2, 3, 5, 6, 7, 8]. Однако большинство таких компьютерных программ практически не содержат упражнений для работы на начальном, ориентировочно-подготовительном этапе формирования лексических навыков. Поэтому в рамках данного исследования было принято решение разработать компьютерную программу, в которой будет собран комплекс упражнений для работы по формированию лексических навыков именно на этом этапе.

В качестве электронного средства была выбрана программа-тренажер, поскольку функционал этого вида информационных и коммуникационных технологий подходит для формирования тех или иных навыков при обучении.

В соответствии с методикой формирования иноязычных лексических навыков в состав программы необходимо было включить следующие типы языковых упражнений [4]:
• упражнения в идентификации и дифференциации;
• упражнения в субституции;
• упражнения в трансформации;
• конструктивные;
• переводные упражнения.

Возможность самостоятельного отбора педагогом языкового материала к уроку способна существенно расширить методические возможности учителя. Поэтому было принято решение осуществить эту возможность в рамках предлагаемой компьютерной программы.

Компьютерная программа основывается на четырех основных общедидактических принципах:
• активности;
• доступности;
• наглядности;
• прочности.

Информационными основами программы являются следующие характеристики:
• компьютерная программа создана в среде разработки флэш, на языке программирования Action Script 3.0, что позволяет использовать программу без предварительной установки на компьютер, запуск также возможен и со сменного USB-носителя информации;
• обратная связь осуществляется при помощи графического отображения и текстовых указаний, что делает программу простой и удобной в использовании.

Интерфейс компьютерной программы претендует на максимальную доступность и наглядность, поскольку все действия пользователя снабжены подсказками и комментариями. Быстродействие программы повышено за счёт оптимизации программного кода и возможности запуска с любого сменного носителя без необходимости установки на жесткий диск.

Кроме того, программа создана таким образом, что в ней может быть использован абсолютно любой лексический и графический материал. Пользователь может самостоятельно заранее загрузить весь необходимый материал в интерфейс программы. Данное свойство делает программу актуальной для применения в работе с любым УМК и любой лексической темой. Перед началом работы потребуется загрузить в программу необходимый лексический и графический корпус, после чего программа готова к действию.

Предлагаемая ниже последовательность упражнений представляет собой алгоритм использования разработанной компьютерной программы при формировании лексических навыков на ориентировочно-подготовительном этапе у детей младшего школьного возраста.

Упражнение 1. «Послушай и повтори вместе со всеми».

- Look at the screen, please. Listen and repeat.

Учитель, используя интерактивную доску и компьютерную программу, нажимает на изображения предметов, дети внимательно слушают произношение диктора, затем повторяют за ним хором. Для того, чтобы загружать в программу аудиофайлы с произношением любых лексических единиц, их нужно предварительно создать с помощью любого бесплатного сервиса конвертации текста в речь, например, http://www.fromtexttospeech.com.

Форма работы: групповая.

Упражнение 2. «Послушай и повтори самостоятельно».

- Look at the screen, please. Point, listen and repeat.

Дети самостоятельно на своих компьютерах нажимают на изображение на экране, слушают произношение диктора, затем повторяют за ним в индивидуальном порядке.

Форма работы: индивидуальная

Упражнение 3. «Назови и напиши, что изображено на картинке».

- Look at the screen, please. Name the pictures.

Учитель с помощью компьютерной программы и интерактивной доски предлагает детям назвать картинки, всплывающие на экране. После чего программа предлагает написать название предмета, изображенного на картинке.

Форма работы: групповая и индивидуальная.

Упражнение 4. «Соотнеси картинку и слово».

- Children. Look at the screen. Match the pictures with the words.

Учитель с помощью компьютерной программы и интерактивной доски выводит на экран изображения и слова. К доске выходит ученик, чья задача за наименьшее количество времени успеть соотнести слова и картинки, перетаскивая их на интерактивной доске.

Программа фиксирует время выполнения, количество ошибок и выдает средний балл каждому ученику, а также соотносит эти результаты с внутренней программной шкалой, по которой ученик может получить золотую, серебряную или бронзовую награду. После чего к доске выходит другой ученик и старается выполнить это же задание быстрее и качественнее, чтобы получить больше баллов. Порядок слов и картинок каждый раз меняется случайным образом, поэтому детям не удастся справиться с заданием путем простого запоминания позиций на интерактивной доске.

Форма работы: индивидуальная.

Упражнение 5. «Назови, что пропало».

- Look at the screen, please, remember the pictures! Say, what’s missing.

Компьютерная программа выводит на экран шесть картинок и каждые десять секунд одна из них в случайном порядке пропадает с экрана. Учитель предлагает детям назвать исчезнувшие изображение в том порядке, в котором они пропадали с экрана.

Затем, при нажатии на клавишу проверки картинки будут вновь появляться на экране в том же порядке, что и исчезали, таким образом позволяя осуществить проверку правильности выполнения задания. Спрашивать можно весь класс, либо отдельных учеников.

Форма работы: групповая и индивидуальная

Упражнение 6. «Соотнеси слово и перевод».

- Children, look at the screen, please. Мatch the words and the translations.

Учитель с помощью компьютерной программы и интерактивной доски выводит на экран изображения изучаемых предметов. В этот же момент программа выдает перевод к картинкам, но порядок расположения подписей к картинкам не соответствует действительности. Задача детей состоит в том, чтобы соотнести слова и перевод, путем их перетаскивания по интерактивной доске.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Упражнение 7. «Послушай и выбери перевод».

- Listen and choose the translation.

Каждый ребенок индивидуально с помощью персонального компьютера и компьютерной программы прослушивает слово и выбирает правильный вариант перевода данного слова. Ребенок находит соответствующий вариант перевода и нажимает на него.

Форма работы: индивидуальная.

Упражнение 8. «Послушай и выбери картинку».

- Listen and choose the picture.

На интерактивной доске с помощью компьютерной программы выводятся шесть картинок с изображением изучаемых слов. Программа воспроизводит название одной из этих картинок. Задача каждого ребенка состоит в том, чтобы выбрать и нажать на ту картинку, название которой прозвучало в данный момент.

Форма работы: индивидуальная.

Представленная нами компьютерная программа создана с целью повышения эффективности процесса формирования иноязычных лексических навыков у детей младшего школьного возраста на ориентировочно-подготовительном этапе. В программе собраны упражнения, включающие различные формы работы: групповой вид работы за счёт использования мультимедийной доски и индивидуальный на персональном компьютере.

Кроме того, функции программы позволяют использовать её при изучении любой лексической темы, так как пользователь может самостоятельно загружать любой лексический и графический материал.

Программа адресована преподавателям и студентам педагогических ВУЗов. В дальнейшем планируется апробация программы в рамках практической деятельности в детских общеобразовательных заведениях с целью её адекватной и объективной оценки на соответствие заявленным требованиям.

Литература:
1. Гакова О.А. Применение компьютерной программы "Английский язык в три приема" на уроке [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей – 2015. – URL: http://festival.1september.ru/articles/607007/ (Дата обращения 26.02.2018).
2. Игра «Лунтик. Английский для малышей» для PC [Электронный ресурс] // Лунтик – 2013. – URL: http://www.playluntik.ru/games/igra-luntik-angliyskiy-dlya-malyshey-dlya-pc (дата обращения 26.02.2018).
3. Хусаинова Г.З. Обучающая компьютерная программа "English for children" [Электронный ресурс] // «English for children» – 2014. – URL: https://sites.google.com/site/moikomputernyeprogrammy/children(дата обращения 26.02.2018).
4. Шатилов С.Ф. Некоторые принципы создания системы упражнений для обучения иностранному языку: учебное пособие / С.Ф. Шатилов –СПБ.: ЛГПИ, 2000. – 520 с.
5. About MUZZY Language Courses. Руководство по использованию программы [Электронный ресурс] // Muzzy Online – 2015 – URL: https://www.muzzybbc.com/ (дата обращения 26.02.2018).
6. Neya: Английский для хулиганов. Руководство по использованию программы [Электронный ресурс] // «Neya» – 2014. – URL: http://smallgames.ws/8949-neya-anglijskij-dlya-xuliganov.html (дата обращения 26.02.2018).
7. Oxford Word Magic. Электронное пособие [Электронный ресурс] // Oxford University Press – 2015. – URL: https://elt.oup.com/catalogue/items/global/multimedia_digital/9780194316675?cc=global&selLanguage=en (дата обращения 26.02.2018).
8. Tell Me More Kids English for Windows. Развивающая программа [Электронный ресурс] // Aurolog Reviews – 2013. – URL: http://www.esl.net/tell_me_more_kids.html (дата обращения 26.02.2018).

Комментарии

  • Интересная разработка, надеюсь, что апробация пройдёт успешно. Применение подобных технологий позволит действительно продвинуться вперёд от методов с кассетами/дисками и карточками с изображениями. Как вы считаете - подойдёт ли программа для изучения не только лексики, но и других разделов, например, грамматики? Ещё один вопрос. Для выполнения упражнения 1 необходимо отдельно выполнить конвертирование текста в речь с помощью внешнего сервиса. Планируется ли добавить подобный функционал напрямую в вашу программу с помощью text-to-speech библиотек, например Festival (http://www.cstr.ed.ac.uk/projects/festival/)?

Оставьте свой комментарий