Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Золтнер Т.Н.
Тумалева Е.А.

РГПУ им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
elena_karhu@mail.ru

Электронные образовательные ресурсы в коррекции общего недоразвития речи (ОНР) детей старшего дошкольного возраста


Zoltner T. Tumaleva E.A.
HSPU
St. Petersburg
elena_karhu@mail.ru

E-learning resources in the correction of speech disorders of preschool children

The article about the relevance of the problem of the use of E-learning resources for the correction of speech disorders of preschool children in the conditions of the Federal state educational standard, in order to form a socially adapted personality.

В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по-новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте. Один из критериев оценки выпускника дошкольного учреждения в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа и синтеза слов. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в освоении русского языка в целом. К сожалению, сегодня наблюдается тенденция к постоянному увеличению числа дошкольников с ОНР, что ведет за собой актуализацию такой проблемы как готовность таких детей к школьному обучению. На современном этапе развития образования лиц с нарушением речи особую актуальность приобретают задачи по коррекции речевого развития данной категории детей с целью формирования социально адаптированной личности [Л.С. Волкова, О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина и др.], где развитие речи имеет свои специфические особенности и требует специальной организации коррекционно-развивающей работы в процессе обучения [2]. Возросшие требования к образованию детей с речевыми нарушениями определяют необходимость модернизации содержания образования с позиций применения современных педагогических технологий, в том числе: информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [Т.И. Галишникова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, С.В. Сацевич и др.][4].

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания, созданием и развитием современной информационно-образовательной среды. Использование информационных технологий и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в дошкольном образовательном учреждении определяется требованиями к результатам и условиям реализации основной образовательной программы, определяемыми ФГОС дошкольного образования[5]. Для дошкольников с речевыми нарушениями, на базе основной программы, разрабатывается адаптивная (основная) образовательная программа. Важной задачей дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) при введении ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации образовательной среды для ребенка дошкольного возраста для достижения нового качества образования.

Роль и возможности компьютерных технологий в специальном (коррекционном) образовании детей с различными образовательными потребностями исследовали как отечественные [Б.И. Айзенберг, О.П. Белоножко, В.И. Голод, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина], так и зарубежные ученые [Ж. Саго, Moores D., Strong Levitt H., Papert S.] [4]. Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет педагогу и логопеду переосмыслить свои методические идеи: делать то, что без компьютера делать сложно; делать то, чего не делали раньше (виртуальные экскурсии в лес, парк, музей); по- новому и более качественно делать то, что делали раньше. Электронные образовательные ресурсы обеспечивают визуализацию изучаемого материала об изучаемом объекте, процессе; интерактивный диалог; управление в режиме реального времени объектами, процессами, как реально, так и виртуально представляющими учебные ситуации или модели изучаемых явлений; автоматизацию процессов тренировки учебных умений и навыков, тестирования, входное обследование и контроль результатов учебной деятельности с последующей коррекцией по результатам контроля [3]. Применение инновационных средств обучения, в том числе и использование ЭОР, мультимедийных интерактивных проектов становится одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения речи [1]. Для эффективного использования ЭОР с целью коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, необходимо создать единую информационно-образовательную среду (ИОС) в ДОУ. Образовательная деятельность с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения принцип научности, необходимо помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, неискаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Надо понимать, что разнообразие игр и презентаций, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют принципу научности. Необходимо внимательно отбирать материалы для электронного ресурса, не забывая о том, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитывали специфику детей с нарушениями речи. Основным принципом в обучении является активность ребенка. Чем выше интерес, тем больше познавательная активность ребенка. Использование ЭОР, повышает интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов. Использование электронных ресурсов в образовательном процессе должно быть систематическим и последовательным, т.к. усвоение учебного материала также идет в определенном порядке, системе. Этот принцип важен при «обратной связи», когда продуктивность, при работе с электронными ресурсами постепенно возрастает и усложняется. Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, именно мультимедиа ресурсы позволяют одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Чем больше анализаторов задействовано, тем прочнее усвоен учебный материал.

Использование в коррекционной работе, образовательном процессе ЭОР предотвращает утомление детей, поддерживает у детей, в том числе с различной речевой патологией, познавательную активность, повышает эффективность логопедической, психологической, образовательной работы в целом. Экран притягивает внимание, которого порой невозможно добиться при фронтальной работе с детьми. Поскольку у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, то применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной, интересной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести наглядность в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме [1].

Важная роль в коррекционно-развивающей работе отводится родителям. Включение родителей в единую ИОС ДОУ-процесс, требующий нестандартного подхода. Большинство родителей на сегодня являются уверенными пользователями персонального компьютера и Интернета. Средства ИКТ позволяют родителям стать активным участником коррекционно-развивающей работы, где каждый родитель имеет доступ к сайтам и другим информационным ресурсам ДОУ. На виртуальных площадках совместно с воспитателями, специалистами ДОУ и приглашенными специалистами, администрацией ДОУ они могут обсуждать проблемные вопросы, касающиеся образовательной и коррекционно-развивающей работы. Ссылки на соответствующие электронные ресурсы, предложенные на сайтах ДОУ, воспитателей и учителя-логопеда, предоставят родителям информацию о том, как развивать речь или преодолеть речевые нарушения дошкольника. В рамках магистерского исследования Золтнер Т.Н. создается и апробируется среда, обеспечивающая условия для сетевого взаимодействия с родителями дошкольников речевого детского сада, которая позволяет родителям осуществлять самостоятельную коррекционную поддержку дошкольников; обеспечит содействие развитию информационной базы образовательного учреждения и взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Компьютерные средства обучения повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, интерес детей к этим занятиям. А этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, предпосылки развития логического мышления, что и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе. Особенно важно применение специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, что позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью, он активизирует компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Таким образом, ценность ЭОР заключается именно в том, что дети постепенно начинают интересоваться их содержанием, а не только новой и необычной формой. Так игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей в образовательном процессе. Владение приемами создания электронных образовательных ресурсов, умение планировать и моделировать занятия с использованием ИКТ помогает педагогам решить конкретную образовательную задачу, повысить мотивацию дошкольников.

В заключении хотелось бы отметить, что целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счёте, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом [1]. При этом следует отметить, что применение компьютерных технологий должно гармонично сочетаться с традиционными формами коррекционно- развивающей работы.

Однако в исследованиях, имеющих непосредственное отношение к детям с речевыми нарушениями, возможности коррекции речи средствами ИКТ изучены недостаточно. Не изучено, в частности, влияние применения обучающих компьютерных программ на коррекцию речевого развития; не определены психолого-педагогические условия, способствующие развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями средствами информационно-компьютерных технологий.

Литература:
1. Бражникова А. В. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 188-191
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
3. Моложавенко К.В. Педагогические проблемы внедрения ИКТ в современный образовательный процесс [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/pedagogicheskie-problemi-vnedreniya-ikt-v-sovremenniy-obrazovatelniy-process-638042.html (дата обращения: 22.02.2018).
4. Трифонова Э.П. Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию познавательной сферы глухих школьников: Дис. .канд. пед. наук. Москва, 2008. -286с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/ispolzovanie-informatsionno-kompyuternykh-tekhnologii-v-korrektsionnoi-rabote-po-razvitiyu-p#ixzz58UgPy2Nn (дата обращения: 22.02.2018).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/6261/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/5230/%D0%9F%D1
%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84%96%201155%20%D0%BE%D1%8217.10.2013%20%D0%B3..pdf
(дата обращения: 22.02.2018).

Комментарии

Оставьте свой комментарий