Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Яковлева О.В.
Дараева А.Ю.

РГПУ им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург
o.yakovleva.home@gmail.com

Социальные медиа как средство развития ценностных ориентаций будущих педагогов


В статье описан практический опыт применения социальных медиа для организации совместной деятельности и рефлексии студентов с целью осознания профессиональных ценностей педагогической профессии, а также поиска возможных направлений саморазвития. Доказано, что развитие ценностных ориентаций студентов, будущих педагогов, с применением социальных медиа будет успешным, если студенты включены в целенаправленное, организованное педагогом взаимодействие с целью осознания ценностей будущей профессии. Приведена характеристика разработанной электронной образовательной среды, содержащей диагностические задания, творческие задания проективного и рефлексивного характера и дискуссионный блок. Разработанную электронную среду может использовать преподаватель как дополнительный образовательный модуль воспитательного и развивающего характера для сопровождения аудиторных занятий, самостоятельной работы и других видов деятельности студентов.

Yakovleva O.V. Daraeva A.Y.

HSPU
St. Petersburg, Russia

Social media as the means of value orientations development for future teachers


The article describes the practical experience of using social media to organize students’ collaboration and reflection in order to understand professional values of the pedagogical profession, as well as to find possible directions for self-development. The research proved that the development of students’ values and orientations as future teachers with the use of social media would be successful if students are involved in an organized by a teacher interaction in order to realize the values of the future profession. The characteristics of the developed electronic educational environment containing diagnostic tasks, creative tasks of a projective and reflective nature and a discussion block are given. Teachers can use the developed electronic environment as an additional educational module to accompany classroom activities, independent work and other types of students’ activities.

В условиях динамично меняющейся социальной ситуации развития личности в условиях формирования общества знаний и цифровой экономики, актуальным вопросом остается проблема целевых жизненных установок человека, его ценностных ориентиров, определяющих содержательную направленность личности. Ведь одной из основных целей образования является принятие человеком системы ценностей общества [4].

Ценностные ориентации понимаются как отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Они проявляются в идеалах, смысле жизни и социальном поведении. Ориентации показывают отношение человека к различным условиям его жизни как результат осознанного выбора жизненно значимых для него предметов и объектов. Для педагогического образования важным является осознанием студентами как будущими педагогами своих профессиональных ценностей, встраивание их в общею структуру ценностей и установок личности. В то же время осознать соотношение личных и профессиональных ценностей, а также наметить пути саморазвития. Особенно это актуально на начальных курсах, когда студент только начинает осознавать специфику будущей профессиональной деятельности, соотносит первый опыт, полученный на практике с уже имеющимися представлениями о профессии и ее ценностях.

Сегодня информационное пространство становится не просто средством отражения реальной среды, но и условием конструирования современной реальности. Появляются новые институты и агенты социализации, которые транслируют новые социальные ценности, нормы и установки, стратегии поведения, что, в конечном счете, оказывает влияние на потребности и интересы, систему отношений, структуру смысловых координат современного человека [7]. Одним из наиболее мощных инструментов влияния на формирование ценностных ориентаций сегодня выступают социальные медиа. Наибольшую активность в использовании социальных медиа проявляет молодежь в возрасте от 14 до 29 лет, хотя нижняя граница стремится к более раннему возрасту [6]. Внимание педагогов и психологов привлекают новые проблемы социальных медиа: кибербуллинг, защита персональной информации в социальных сетях, осведомленность о безопасном поведении в сети детей и подростков. Однако использование социальных сетей не приносит лишь вред. Ведь сущность и основная идея социальных медиа заключается в совместной деятельности по созданию общего контента [1].

Доказано, что широкие возможности социальных медиа можно применять для организации сетевого сотрудничества, совместной деятельности, реализации социально-значимых проектов [2; 5]. Целью проведенного исследования, описываемого в данной статье, было нахождение ответа на вопрос: можно ли использовать возможности социальных медиа для организации совместной деятельности и рефлексии с целью осознания студентами собственных профессиональных ценностных ориентация и возможных направлений саморазвития.

Результатом экспериментальной работы является разработка и апробация электронной среды для поддержки деятельности студентов по осознанию профессиональных ценностей педагогической деятельности. В апробации принимали участие студенты 1 курса института компьютерных наук и технологического образования РГПУ им. А.И. Герцена направления «Педагогическое образование» (общее количество – 12 человек). Электронная среда включала несколько компонентов:
• диагностические задания для определения и осознания собственных ценностных ориентаций и установок;
• творческие задания проективного и рефлексивного характера, в процессе которых происходила корректировка представлений студентов в ценностях педагогической профессии;
• дискуссионный блок для обсуждения мыслей и взглядов студентов по вопросам ценностей педагогической деятельности.

Рассмотрим подробнее каждый из компонентов разработанной электронной среды. На начальном этапе работы студентам предлагался диагностический опрос, целью которого было определить, понимают ли студенты, что такое ценностные ориентации, насколько их представления о данном понятии полные, видят ли они влияние социальных медиа на развитие своих ценностных ориентаций. Анализ ответов показал, что большинство студентов могут дать описательную характеристику понятию «ценностные ориентации личности», однако в большинстве случаев их определения имеют низкую степень обобщения и научности. Основным мотивом применения социальных медиа (преимущественно социальных сетей) является общение по интересам и развлечение. Профессиональные мотивы, а также мотивы саморазвития практически не осознаются.

Центральным аспектом разработанной электронной среды являлся комплекс творческих заданий. В процессе выполнения заданий также были получены интересные результаты, иллюстрирующие развитие представлений студентов о профессиональных ценностях педагога. Студентам предлагалась серия заданий:
• Составление коллажа ценностей современного педагога каждым студентом индивидуально. Для выполнения задания студенты использовали на выбор один из предлагаемых бесплатных онлайн-ресурсов для составления коллажей (например, http://www.fotor.com или https://mycollages.ru). Все учащиеся размещали на шаблоне ценности современных педагогов, которые они считают наиболее важными и значимыми;
• Организация и проведение интервью с педагогом и обсуждение с ним ценностей профессии. По полученным данным студенты должны были создать видео или презентацию и разместить в общем доступе для последующего обсуждения на занятии (возможно применение видео хостинга YouTube);
• Составление «стены заметок» с размещением на ней ценностей современного педагога, которые могут повысить успешность и результативность работы с детьми (использование сервисов для создания инфографики, например, visual.ly или easel.ly).

Последовательность заданий имеет значение, так как осознание ценностей происходит в несколько этапов: сначала студент работает самостоятельно, затем он знакомится со взглядами практикующих педагогов, сравнивает их со своими. Далее – студенты работают в парах или микро-группах, обобщая ценности профессионально деятельности. Они должны прийти к общему мнению для рабочей группы – какие ценности наиболее важные и именно их представить с помощью инструментов визуализации.

Дискуссионный блок предполагал проведение обсуждений и обмена мнениями студентов по вопросам проявления в деятельности учителя ценностных ориентаций. Студентам предлагалось найти и прокомментировать примеры ситуаций (из литературы, кино, видеосюжетов в средствах массовой информации и др.), в которых педагог демонстрирует либо наличие, либо отсутствие каких-либо положительных ценностных установок в профессиональном плане. Однако в силу того, что дискуссионный этап проводился в ходе аудиторных занятий со студентами, было принято решение не дублировать процесс обсуждение в электронной среде. Однако важно понимать, что в случае электронного обучения возможна реализация подобных дискуссий полностью в электронной среде в случае соблюдения методических и организационных требований к деятельности такого рода [3].

Дискуссии показали, что большое количество студентов считают самой главной проблемой, которая может возникнуть в результате несоответствия ценностных установок педагога сущности профессии, отсутствие культуры педагогического общения – резкость, неумение слушать собеседника, авторитарность во взаимодействии (50%). Вторым по значимости идет недостаток у педагогов чуткости, справедливости, понимания (25%). В процессе работы над осознанием профессиональных ценностей наметилась динамика возрастания значимости профессиональных ценностей по сравнению с индивидуальными. Это показал анализ работ по созданию инфографики: на первом месте у большинства студентов преобладала ценность «любовь к детям», в то время как на первые диагностические занятия большинство отмечали приоритет саморазвития над справедливостью и любовью к детям.

Таким образом, доказано, что развития ценностных ориентаций студентов, будущих педагогов, с применением социальных медиа будет успешным, если студенты включены в целенаправленное, организованное педагогом взаимодействие на базе социальных медиа с целью осознания ценностей будущей профессии. Разработанную электронную среду может использовать преподаватель как дополнительный образовательный модуль воспитательного и развивающего характера для сопровождения аудиторных занятий, самостоятельной работы и других видов деятельности студентов.

Литература:
1. Kaplan A.M., Haenlein M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of social media // Business Horizons. 2010. № 53 (1). P. 59-68.
2. Reychav I., Ndicu M., Wu D. Leveraging social networks in the adoption of mobile technologies for collaboration // Computers in Human Behavior. 2016. № 58. P. 443-453.
3. Yakovleva O.V. The teaching in XXI century: a practical experience of organizing students' thematic discussion via social media // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. Методология электронного обучения. Сборник научных статей по материалам международной научной конференции. 2016. С. 73-78.
4. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. № 3.
5. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Тумалева Е.А., Яковлева О.В. Cоциальные медиа как фактор повышения конкурентоспособности специалиста в области образования // Региональная информатика "РИ-2016" Материалы конференции. 2016. С. 375-376.
6. Шалимов А. Б. Социализация личности в социальных сетях // Дискуссия. 2012. №8. С. 42-45.
7. Яковлева О.В. Влияние виртуальной среды на социализацию современной молодежи: Анализ основных рисков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. № 162. С. 183-188.

Комментарии

Оставьте свой комментарий