Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Лебедева М. Б.
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
"Ленинградский областной институт развития образования"
г. Санкт-Петербург
margospb56@gmail.com

Педагог-андрагог в системе повышения квалификации учителей: условия результативной педагогической деятельности


Представлен опыт работы кафедры математики, информатики и ИКТ ЛОИРО в создании информационной образовательной среды, помогающей преподавателю системы повышения квалификации в результативном обучении педагогов.

Lebedeva M.B.
Autonomous educational institution
of additional professional education
"Leningrad Regional Institute of Education Development"
St. Petersburg, Russia

Teacher-andragog in the system of teachers’ professional development:conditions of effective pedagogical activity


The experience of the department “Mathematics, Informatics and ICT” LOIRO is presented in the creation of an information educational environment that helps the advanced training system‘s teachers in effective learning.

Именно обучение взрослых, а не детей
может спасти мир от разрушения.
Г. Уэллс

В настоящее время в преддверии вступления в силу Профессионального стандарта педагогов весьма актуальна реализация непрерывного обучения учителей, методистов и других работников системы образования. При этом особенно важной становится проблема результативной деятельности педагогов-андрагогов, тех людей, которые обучают учителей и других работников системы образования.

В российской педагогической науке уделяется внимание специфике работы педагога-андрагога, но гораздо меньшее, чем работе учителя в школе или преподавателя в системе профессионального образования (высшего или среднего), поэтому определение условий результативной работы педагога-андрагога очень актуальная задача. Основная цель данной статьи – определить те минимальные условия, которые сделают работу преподавателя в системе повышения квалификации педагогов более результативной.

При определении условий результативной деятельности будем опираться на те исследования, которые проводятся в области андрагогики. Исследователи подчеркивают, что обучение взрослых людей имеет принципиальные отличия от обучения детей, для его организации преподаватели, работающие в системе повышения квалификации, должны быть способны создать адекватную потребностям взрослых образовательную среду, организовать обучение по индивидуальным образовательным маршрутам на основании выявленных профессиональных затруднений, способствовать профессиональному росту педагогов [2].

Преподаватель в системе повышения квалификации (ПК) учителей должен быть компетентным не только в своей предметной области, но и обладать особыми умениями строить образовательное взаимодействие именно со взрослыми [1, 2]. Положения андрагогики необходимо учитывать при проектировании, организации и осуществлении познавательной деятельности учителя, выборе форм диагностики, определении подходов к итоговой аттестации и др.

Деятельность преподавателя-андрагога в системе ПК учителей должна быть направлена на:
● создание необходимых условий для овладения слушателями нужными знаниями, умениями, навыками, качествами в соответствующей предметной области, а также педагогическими знаниями о стратегиях, формах, методах обучения, адекватных требованиям стандартов;
● вовлечение обучающихся педагогов в деятельность по планированию, реализации и оцениванию своего учебного процесса, возникающих проблем, достижений, успехов и неудач.

В системе ПК учителей педагоги-андрагоги совместно со слушателями осуществляют следующие действия [3]:
1. Определяют реальную профессиональную проблему, которую нужно решить, конкретные потребности данного учителя.
2. Создают неформальный, основанный на взаимном уважении, доверии, сотрудничестве и эмпатии психологический климат совместной работы.
3. Планируют процесс обучения в виде индивидуальной учебной программы, образовательного контракта или других документов, описывающих образовательные потребности, формируемые компетенции, планируемые результаты обучения и способ представления достигнутых в процессе ПК результатов.
4. Определяют в виде совокупности модулей содержание обучения, ориентированное на решение выявленной профессиональной проблемы. Модульный подход к проектированию содержания очень важен именно в этой сфере, так как появляется возможность составления для каждого слушателя индивидуального образовательного маршрута.
5. Осуществляют процесс обучения в зависимости от готовности слушателя, его индивидуальных способностей и возможностей. Учебная деятельность осуществляется не в форме репродуктивной передачи знаний от преподавателя слушателю, а в процессе решения конкретных проблемных, творческих, поисковых профессиональных задач. В процессе обучения разрабатываются учебные материалы, которые после окончания обучения могут непосредственно использоваться в профессиональной деятельности.
6. Проводят оценивание в форме выявления достижений и определения новых образовательных потребностей слушателей, а также фиксации позитивных и негативных аспектов в реализации учебного процесса. Очень важную роль играет рефлексия, взаимное оценивание педагогами выполненных работ, так как появляется возможность осуществлять обмен педагогическим опытом непосредственно в ходе обучения.

Для того чтобы результативность обучения в системе повышения квалификации была обеспечена, должна быть создана открытая насыщенная образовательная среда с учетом возможностей современных ИКТ. Опыт работы с педагогами Ленинградском областном институте развития образования (ЛОИРО) показал, что оптимально, если компонентами ИОС в системе повышения квалификации являются:
● учебно-методические материалы для дистанционной поддержки обучения, разработанные с использованием систем дистанционного обучения (СДО) (в ЛОИРО используется Moodle);
● учебно-методические материалы на сайте или блоге группы (для создания подобных материалов используются возможности Google);
● учебно-методические материалы на образовательном портале института “ХОР”.

Каждый компонент играет свою специфическую роль в ИОС повышения квалификации.

Материалы на сайте дистанционной поддержки обучения (http://ict.loiro.ru) предназначены для предъявления слушателям основных информационных материалов в форме видео ресурсов, текстов, презентаций, схем и таблиц, материалов для диагностики и для общения. В деятельности педагога-андрагога эти материалы играют очень важную роль, так как помогают по-иному расставить акценты в образовательном процессе: основная функция преподавателя не передача учебной информации, а организация деятельности слушателей по ее усвоению. Для того чтобы обучение было успешным, необходима специальная структура материалов наличие: организационного блока (правила и рекомендации по работе с учебными материалами), учебно-методического блока (информационные и диагностические материалы), рефлексивного блока (система анкет, форумов и др., где слушатели могут высказать свое отношение к курсу, описать свои достижения и проблемы, задать вопросы, поделиться свои опытом).

Учебно-методические материалы на сайте или блоге группы служат прежде всего для сбора и систематизации работ, выполненных обучающимися в процессе повышения квалификации. В процессе обучения постепенно формируется коллективный Интернет-портфолио группы, который включает портфолио каждого слушателя, с разработками, выполненными в процессе обучения, а также оценочные материалы (отзывы своих преподавателей, коллег по группе). Таким образом формируется своеобразный банк методических и дидактических материалов, которым слушатели могут пользоваться не только в процессе обучения, но и после его окончания. Для преподавателя системы повышения квалификации этот банк разработок тоже очень важен, так как помогает при работе с новой группой слушателей представить программу обучения, подходы к организации образовательного процесса, требования к выполняемым заданиям. Лучшие методические разработки слушателей могут быть впоследствии размещены на портале ХОР, т. е. в более широком плане представлены педагогической общественности.

Итогом обучения слушателей на кафедре математики, информатики и ИКТ чаще всего становится выпускная квалификационная работа - созданное Интернет-порфолио, а сама процедура аттестации - защита портфолио.

В ЛОИРО уже много лет существует образовательный портал ХОР (http://portal.loiro.ru), главное назначение которого - представление передового педагогического опыта. На портале размещается следующая информация:
● сведения об инновациях в системе образования: ссылки на полезные сайты, Интернет-ресурсы, публикации в электронных журналах, новые книги, вышедшие в разных издательствах;
● разработки учителей, которые могут быть интересны другим педагогическим работникам;
● разработки педагогов-андрагогов, представляющие обзор актуальных направлений развития системы образования, системное описание опыта региона.

Роль образовательного портала ХОР в деятельности педагога-андрагога также велика, поскольку позволяет в процессе обучения всегда ориентировать слушателей на анализ передового педагогического опыта.

Создание открытой насыщенной образовательной среды – первое условие результативной работы педагога-андрагога в системе повышения квалификации учителей.

В обучении учителей в нашей практике важную роль играют различные инструменты формирующего оценивания. Прежде всего стоит сказать о широком использовании рефлексивных анкет, для их создания используются формы Google или соответствующие сетевые инструменты.

Рефлексивные анкеты в обучении учителей важны для:
● выявления профессиональных затруднений на начальном этапе обучения;
● сбора информации об удовлетворенности образовательным процессом на разных его этапах.

Все задания, которые выполняют слушатели, сопровождаются критериями оценивания. Используется балльно-рейтинговая система оценивания, которая стимулирует активную работу слушателей на всем протяжении обучения.

Создание материалов для формирующего оценивания - это трудоемкая работа, требующая больших временных затрат, но эти затраты всегда оправданы, так как создается среда обучения, в которой слушатель понимает, что он делает, для чего, каковы требования к выполняемым заданиям, какой вклад вносит каждое задание в общий результат. Использование системы формирующего оценивания – второе условие результативной работы преподавателей с учителями.

Для преподавателя системы повышения квалификации очень важна идея обучения в течение всей жизни. В этой связи преподаватели кафедры математики, информатики и ИКТ ЛОИРО стремятся широко ориентироваться не только на возможности традиционной системы повышения квалификации педагогов (где можно получить удостоверение установленного образца о повышении квалификации), но и на существующие массовые открытые онлайн курсы (МООК). В последние годы их появилось немало, наиболее интересно и позитивно развиваются Универсариум (https://universarium.org), Лекториум (https://www.lektorium.tv), Степик (http://welcome.stepik.org/ru), Интуит (https://www.intuit.ru). Большое значение данных ресурсов не только в том, что есть возможность бесплатно повысить квалификацию по актуальным направлениям развития образования, но и в том, что можно приобрести столь необходимый сегодня опыт обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Поэтому преподаватели кафедры активно учатся с использованием МООК сами, рекомендуют интересные ресурсы своим слушателям, обучение происходит прямо и непосредственно в ходе профессиональной деятельности и меняет ее в позитивном плане. Использование для своего профессионального развития возможностей ДОТ – третье условие результативной работы преподавателя.

Три условия результативной работы преподавателя системы повышения квалификации учителей, названные в данной статье, не исчерпывают весь спектр условий, но определяют наиболее важные из них.

Литература:
1. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. — М.: М.: ПЕР СЭ, 2007. — 272 с.
2. Основы андрагогики // Под ред. Колесниковой И. А.— М.: «Академия», 2003. 240 с.
3. Шестак Н.В. Андрагогика и дополнительное профессиональное образование [Электронный ресурс] /Шестак Н.В., Астанина С.Ю., Чмыхова Е.В.— М.: Современная гуманитарная академия, 2008.— 201 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16951.html (Дата цитирования 04.02.2018)

Комментарии

  • пишет:

    Уважаемая Маргарита Борисовна, спасибо за интересную публикацию, раскрывающую опыт ЛОИРО. Вы отмечаете, что в ИОС в системе повышения квалификации присутствуют несколько компонентов, в том числе учебно-методические материалы. А какие материалы, по вашему опыту, наиболее востребованы практикующими учителями?

  • Необходимость определения условий результативной работы педагога-андрагога бесспорно актуальное и перспективное направление исследования. Именно от профессиональной деятельности андрагога зависит настрой учителя на постоянное саморазвитие и самосовершенствование в личном и профессиональном плане, а значит и качество его педагогической деятельности в целом в условиях информатизации. Хотелось бы уточнить у автора, с какими практическими трудностями в работе с учителями сталкивается педагог-андрагог? Спасибо.

Оставьте свой комментарий