Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Шомысова В.В.
РГПУ им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург
veroni-1994@mail.ru

Электронные образовательные ресурсы для обучения студентов разработке и проектированию информационных систем


Shomysova V.V.
HSPU
St. Petersburg, Russia

Electronic educational resources for teaching students the information systems design

The article considers the problem of teaching students of pedagogical universities to design, develop, and use electronic educational resources, describes the structure and content of the e-learning course, including examples of the main types of activities on creation of information systems, the methodology of training bachelors the development of information systems.

Современный образовательный процесс в школе и вузе требует разнообразных средств обучения, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), отвечающих требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [1]. В Национальной доктрине Образования РФ, рассчитанной до 2025 года, подчеркивается, что важными целями и задачами образования является «создание программ, ориентированных на широкое использование информационных технологий в образовании, а также подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий» [2,3].

Существует противоречие между востребованностью в сфере образования специалистов в области проектирования и разработки информационных систем и недостаточной готовностью выпускников педагогических вузов эффективно решать задачи в этой области. Важным средством обучения в вузе являются ЭОР, подходы к созданию и практическому использованию которых, по мнению автора, недостаточно разработаны.

С чем связана проблема недостаточной готовности выпускников педагогических вузов проектировать и разрабатывать информационные системы? Какой подход к обучению нужно использовать для решения этой проблемы? Какими должны быть структура и контент ЭОР, направленных на эффективное обучение студентов проектированию и разработке информационных систем (ИС)? Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо решить ряд задач.

Первой задачей является изучение специализированной литературы по вопросам проектирования современных ИС и научно-педагогической, методической литературы по методам обучения студентов, ориентированным на самостоятельную учебную деятельность, осуществляемую, в том числе, дистанционно, и базирующуюся на использовании специальных электронных образовательных ресурсов.

Второй задачей является исследование существующих ЭОР, позволяющих студентам самостоятельно изучать теоретический материал по вопросам проектирования и разработки ИС, а также имеющих возможность предоставить задания для практикума в этой области.

Третья задача подразумевает создание ЭОР, который соответствует современным требованиям и характеристикам, наглядно иллюстрирует основные этапы разработки ИС, направлен на формирование готовности студентов самостоятельно проектировать и разрабатывать ИС.

Четвертой задачей является разработка методики обучения бакалавров направления «Педагогическое образование» созданию ИС, базирующуюся на демонстрационном ЭОР.

Методика обучения студентов проектированию и разработке ИС обеспечит формирование готовности студентов к самостоятельной учебной деятельности в области создания ИС, при соблюдении следующих условий: 1) отбор содержания основывается на принципах научности, связи теории с практикой, доступности; 2) ведущими средствами обучения являются демонстрационные примеры; 3) на завершающем этапе обучения используется метод проектов, предполагающий самостоятельное создание студентами ИС или их компонентов.

Авторская методика предполагает разработку электронного учебного курса (ЭУК), который позволит студентам самостоятельно изучать материал на базе дистанционной технологии. Анализ специализированной литературы позволил выявить основные примеры видов деятельности по созданию ИС, которые войдут в учебный материал авторской методики: распределение прав доступа между классами пользователей; поиск и фильтрация данных по совокупностям параметров; редактирование данных в мульти-табличных формах; создание хранимых процедур для обработки данных; использование специализированных библиотек для формирования агрегированных отчетов. Разрабатываемый ЭУК включает теоретические сведения по основам проектирования ИС: виды, требования к структуре, технология создания ИС; практические задания в виде лабораторных работ по созданию ИС [4,5]. Учебные материалы размещаются в системе дистанционного обучения (СДО) Moodle.

В разработанной методике предполагаются следующие способы взаимодействия студентов с преподавателем и между собой на базе возможностей СДО Moodle: формулировка вопросов и получение ответов, размещение разработанных проектов, анализа работ других студентов, самоанализа. Размещенные работы формируют библиотеку проектов, к которой могут обращаться студенты в удобное время. Таким образом, студенты могут сравнивать полученные результаты с результатами других обучающихся. Лучшие проекты студентов послужат примером другим студентам. По мнению автора, подобное решение способствует готовности студентов самостоятельно проектировать и разрабатывать ИС, профессионально решать задачи в различных областях знаний, формированию компетенций, соответствующих современным стандартам в образовании. На рис.1 представлены виды учебной деятельности студентов при обучении проектированию и разработке информационных систем с использованием СДО Moodle.

Рис. 1. Виды учебной деятельности студентов при обучении проектированию и разработке информационных систем с использованием СДО Moodle

Литература:
1. Баранова Е.В. Развитие профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования, специализирующихся в области информатики, при обучении современному программированию // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. Образовательные и профессиональные стандарты в обеспечении готовности выпускника и профессиональной деятельности в сфере образования: Сборник статей по материалам всероссийской научной конференции с международным участием, 14 апреля 2016 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. — 356 с. — С. 136-140
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.asf.ru/fpn.htm. Модернизация российского образования. Министерство образования Российской Федерации. М., 2003. дата обращения 01.03.17
3. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б. Электронные ресурсы в подготовке современного специалиста образования // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям (к 20-летию НИИ НПО РГПУ им. А.И. Герцена) Ч.1 – СПб, 2013. – С. 246-252
4. Носкова Т.Н. Электронные образовательные ресурсы: к вопросу типологии // «Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей. – СПб Изд-во «Лема», 2014. – 255 с. – С.40-46
5. Миронова Л. И. Электронные образовательные ресурсы как средство реализации инновационной педагогической технологии в вузе. Екатеринбург, 2010

Комментарии

  • Очень заинтересовали формулировка статьи, обоснование темы и перечень поставленных задач. Вместе с тем, из текста трудно понять, какие ЭОР были автором выявлены и исследованы, и в чем особенность разработанного электронного учебного курса. Как я поняла, он разработан в среде Moodle? Хотелось бы узнать, какие элементы курса, заложенные в Moodle, использованы авторами для лабораторных работ, в какой программной среде выполняются сами лабораторные работы? С уважением, А.А.Витухновская.

Оставьте свой комментарий