Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Арутов О.А.
РГПУ им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург
oarutov@gmail.com

Перспективы развития мобильного обучения и некоторые его особенности


Arutov O.A.
HSPU
St. Petersburg, Russia

Mobile learning (m-learning) development prospects and some of its features

The article describes mobile technology market development and particularly its educational opportunities. Integration of modern information and communication technologies in education process raises both its quality and extends educational opportunities making it more successful. It considers some situations and learning needs where mobile learning solution will be a good fit.

Стремительное развитие мобильных технологий расширяет не только функциональные возможности телефонов, но и делает их более доступными. С каждым годом число обладателей смартфонов растет, а их распространение приобретает массовый характер.

Согласно оценкам J’son & Partners Consulting, в 2016 году объем российского рынка смартфонов в натуральном выражении составил 26,4 миллиона устройств.

Доля смартфонов в общих продажах мобильных терминалов (суммарных продаж мобильных телефонов и смартфонов) в 2016 году составила около 71 % в натуральном выражении.

По мнению J’son & Partners Consulting, к 2020 году смартфоны практически полностью вытеснят с рынка обычные мобильные телефоны.

Примечательно, что средняя диагональ дисплея смартфона, проданного в России в 2016 году, составила уже 4,6 дюйма, что расширяет возможности их применения в образовательном процессе.

Итак, смартфон становится всё более универсальным устройством. Современный смартфон частично заменяет цифровой фотоаппарат, ноутбук, персональный ПК, а с развитием высокоскоростного интернета становится неотъемлемой частью жизни людей.

Исходя из приведенных данных выше, вытекает вывод, что необходимость вовлечения смартфонов в образовательный процесс приобретает все большую актуальность и становится практически необратимым. Они открывают новые перспективы, как для повышения качества обучения, так и для расширения образовательных возможностей.

В жизнедеятельности человека смартфоны приобретают такую же естественность, как образование и обучение, а их синхронизация с образовательным процессом открывает новые возможности и дополняет существующие методы передачи знаний.

До появления интернета и мобильных телекоммуникационных технологий, традиционное образование имело больше аудиторную форму передачи знаний и умений и существовало в рамках временных и территориальных. Однако, современная образовательная парадигма подразумевает переход от аудиторных форм обучения к смешанному и дистанционному.

Электронное обучение на базе ПК становится нормой в современном обучающем процессе, а оно, в свою очередь, трансформируется в мобильное обучение посредством смартфонов.

Смартфоны уже массово используются в качестве музыкальных и видеоустройств, камер, компьютеров для доступа к Интернету и сайтам социальных сетей, банкам для электронной коммерции, игр и т.п., а в некоторых аспектах и в качестве обучающего инструмента.

Некоторые ситуации, при которых применение мобильного обучения может быть эффективным, а также их обучающие возможности, перечислены далее:
• активация необходимых знаний в памяти путем предварительной работы перед аудиторными занятиями или электронного обучения на базе ПК;
• информирование учащихся о целях и результатах учебного материала до начала занятий для привлечения, переключения внимания;
• обобщение содержания учебного раздела/модуля после ее окончания;
• повторение основ пройденного материала путем напоминаний через несколько дней или недель после его прохождения;
• применение и совершенствование полученных знаний путем проведения викторин, обучающих игр и т.п.;
• трансформация обучения в различные блоги, вики и социальные сети;
• представление основных положений непосредственно перед следующим этапом обучения для поддержания интереса к обучению;
• отправка пуш-сообщений по обновлениям отдельных элементов курса, вместо его повторения сначала при каждом обновлении материала;
• обеспечение обучения «на ходу» для людей с ограниченным временем.

Итак, тенденции современности, требующие диверсификации форм обучения, необходимые для удовлетворения нужд широкого спектра учащихся, и новые технологии, позволяющие выводить обучение за физические рамки школ, институтов и университетов, пересекаются и, соответственно, требуют как совершенствование имеющихся методов, так и разработки принципиально новых.

Выбор инструментов и способов их применения в учебном процессе для удовлетворения потребностей обучения является серьезной проблемой и научного анализа и экспертизы профессионалов.

Литература:
1. Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. — 2014. – № 4. – С.30-41
2. Crompton, H. (2013). "A historical overview of mobile learning: Toward learner-centered education". In Z. L. Berge & L. Y. Muilenburg (Eds.), Handbook of mobile learning (pp. 3–14). Florence, KY: Routledge
3. Robinson, R. & Reinhart, J. (2014). Digital Thinking and Mobile Teaching: Communicating, Collaborating, and Constructing in an Access Age. Denmark: Bookboon
4. Saylor, Michael (2012). The Mobile Wave: How Mobile Intelligence Will Change Everything. Perseus Books/Vanguard Press. p. 176
5. http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214679.pdf
6. http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rossiyskiy-rynok-smartfonov-i-mobilnyh-telefonov-itogi-2016-goda-20170217120201

Комментарии

  • Здравствуйте, уважаемый Оганез Арутюнович…Верхняя строка над полем комментария, носящая название «Имя», предназначена для Вашей информации (Ф.И.О.), а не моей (как меня зовут я знаю). Очень Ваш прошу, больше так не делайте, это неэтично! Вы несколько вольно обходитесь с понятием актуальность…Актуальность = проблема (нерешенная, или недостаточно решенная, плохоформализованная, недоизученная, недоисследованая) + потребность (экономическая, техническая, социальная и пр.) и не как иначе, должны в обязательном порядке присутствовать обе эти составляющие! Ни то, ни другое в статье не раскрыто. Я не знаю, что за отправную точку Вы имеете в виду…Запомните, чтобы не было вопросов, аналитические и обзорные статьи пишутся на базе огромного количества источников (допускается аж до 30), с прямыми цитатами авторов…С перечислением по тексту авторов занимающихся этим же вопросом как в России, так и зарубежом…Я что-то у Вас не увидел в статье информации, что данная проблема рассмотрена такими-то авторами, что, несмотря на это, в зарубежных и отечественных исследованиях последних лет намечается тенденция к актуализации данного вопрос в аспекте динамичного развития рынка Смартфонов (или же, что Вы лично предлагаете в таком аспекте рассмотреть эту задачу или проблему…), что послужило основанием для написания данной обзорной статьи…Вы начали со смартфонов, объемов их продаж и закончили обучением с использованием смартфонов, канва Вашей статьи и её лейтмотив – не прослеживается, причинно-следственные связи – сомнительны.…Вы считаете, раз растет объем продаж смартфонов и они становятся с большей диагональю и « умнее», то надо их использовать в обучении…А если возрастет объем покупки книг, радиоуправляемых роботов – то их тоже нужно будет использовать в обучении? Или думать об этом? Сравнили ли Вы рынок относительно дешевых планшетов и рынок смартфонов? У планшетников экран побольше, характеристики во многом схожи, и стоят они дешевле, но что-то Вы не пишите об обучении с использованием планшетов…Так как планшет = ПК, а об этом уже "писано-перенаписано"…Причина и следствие – это разные вещи… Надо исходить не из экономических соображений рынка смартфонов, а из потребности самого процесса обучения…Доказать, что таковая потребность в смартфонах, как инструментах обучения имеется, вот что надо было делать…А пока я что-то не слышал, о том, что производитель смартфонов ориентируют свои изделия для задач обучения…Вот если бы эта проблема была правильно озвучена, то производители и позиционировали свои смартфоны в рекламной компании – как умные, как универсальный и умный инструмент для обучения!!! Пока же они позиционируются как инструмент для развлечения!!! Конечно же подискутируем, я буду на очной части конференции, уже 4 год ее традиционно посещаю и буду рад на Вас взглянуть… правда я не вижу в статье предмета разговора, ибо она не несет в себе никакой актуальной и полезной для дальнейших исследований информации! Впрочем, может быть у Вас в устной форме получится лучше донести суть статьи и исследования…

  • Александр Павлович, здравствуйте! В знак уважения за уделенное Вами внимания и потраченное время на комментарий, позволю себе небольшую ремарку: Цитирую: "Не совсем понятно, для чего эта статья, приведены общеизвестные вещи...". Для обоснования актуальности, так сказать, отправной точки, имеет место быть использование общеизвестных фактов, не так ли? Также, если Вы обратили внимание, тезис размещен в секции "Стратегии педагогической деятельности в высокотехнологичной информационной среде" и несет название "Перспективы развития мобильного обучения и некоторые его особенности", что говорит о неком его обзорном характере, нежели рассмотрения одной выделенной проблемы. Соглашусь, что могли быть более интересные графики... Думаю, будет интересно и полезно с Вами познакомиться и подискутировать. С уважением, Оганес Арутюнович

  • Здравствуйте. Не совсем понятно, для чего эта статья, приведены общеизвестные вещи...Вы удивитесь, но развитие любых систем отображения информации (СОИ) на любом виде дисплеев (ЭЛТ, LCD, плазма и пр.) идет в сторону увеличения разрешающих и цветопередающих возможностей...это естественное направление НТР и прогресса...Бортовые самолетные СОИ развиваются абсолютно также, отмечу, что первые ЭЛТ и LCD, были спроектированы СССР для нужд Авиации и Космонавтики и только после этого пришли в гражданские сферы...Исследование полезнее было бы провести другое...Рассмотреть зависимость удобства восприятия информации и как следствие обучения от диагонали экрана устройства (смартфона в Вашем конкретном случае)...МНЕ ВОТ ЛИЧНО ДЛЯ КОМФОРТНОЙ РАБОТЫ с обучающими системами (ОС) экрана в 5 дюймов уже не хватает (приходится масштабировать изображение, чтобы было "читабельно", перемещаться по экрану с помощью различных "ползунков" и пр...Понятно, что оно не страшно и можно потерпеть, но неудобства все таки присутсвуют)...опять же экран в более чем 6 дюймов уже неудобен для пользователя в мобильном плане (для оперативного использования и долгого ношения именно в кармане)...Тут мог бы быть более интересный график и более неоднозначная зависимость...Все ОС, системы контроля знаний, ЭОРы, давно уже адаптированы под возможности любого девайса (смартфон, планшет, ПК ноутбук, нетбук) и пишутся с учетом возможности работы с ними в удаленном режиме. Поэтому если у обучаемого есть возможность выхода в интернет, ему не важно с какого девайса он это будет делать...Я и мои коллеги уже лет 5 как активно используем мобильный интернет и мобильные устройства в обучении (как сами, так и ориентируем на это своих студентов), да и все в общем то эти технологии используют...Ни для кого это не новость...

Оставьте свой комментарий