Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Носкова Т.Н.
РГПУ им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург

Реализация методов обучения в электронной информационной среде


Noskova T.N.
HSPU
St. Petersburg, Russia

The implementation of teaching methods in the electronic information environment

On the base of the analysis of teaching methods in classroom practice, the rationale for the changes occurring with the implementation of the learning methods in the context of electronic educational environment. Introduced the concept of pedagogical methods e-learning environments and their classification.

Введение. Методы обучения – одна из основных категорий дидактики. В своей профессиональной деятельности педагог использует разнообразные методы обучения. В аудиторной среде взаимодействий эти методы реализуются средствами педагогического общения и различных видов ТСО. В электронной среде педагог использует ИКТ-средства, следовательно, на их основе реализуется метод обучения.

В отличие от «живого» общения «лицом к лицу» в аудитории метод обучения реализуется инструментально. В данной статье постараемся определить особенности реализации метода обучения в электронной среде и выделить основания для классификации.

Теоретические предпосылки. В самом общем виде метод обучения есть способ совместной деятельности учителя и ученика в достижении поставленной цели обучения. И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин считают (1), что метод обучения есть система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающих усвоение содержания образования. Ю.К. Бабанский (2) трактует методы обучения как способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития, этот ряд можно продолжать.

Традиционно методы обучения реализуются через аудиторную деятельность педагога. Основным средством их реализации выступает педагогическое общение. Иногда используются технические средства обучения, помогающие педагогу решать определенные классы задач.

Классификация методов обучения в дидактике осуществляется по различным основаниям. В каждой классификации выделяется определенная сторона протекания образовательного процесса. Одной из наиболее целостных классификаций, в которой отражена взаимосвязанная деятельность педагога и ученика, является классификация предложенная Ю.К. Бабанским. Он предложил выделить следующие группы методов обучения:
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

В каждой из трех групп методов отражаются определенные стороны взаимодействия педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются с осуществлением и самоорганизацией деятельности обучающихся. Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения школьников, т е внутреннего стимулирования учения. Контролирующие действия учителя сочетаются с самоконтролем учащихся. Эта классификация в наибольшей степени подходит для электронного обучения, в котором самостоятельная деятельность обучающегося становится ведущей.

Самостоятельная работа обучающихся в традиционном обучении осуществляется при выполнении разнообразных видов учебной деятельности. Наиболее распространенным в школьных условиях является работа со школьным учебником, справочной и другой литературой. Применяется также самостоятельная работа с приборами и лабораторными установками.

При организации разнообразных видов самостоятельной работы у обучающихся необходимо выработать общие приемы ее рациональной организации: умение рационально планировать эту работу, четко ставить систему задач предстоящей деятельности, вычленять среди них главные, умело избирать способы быстрого и эффективного решения поставленных задач, осуществлять оперативный самоконтроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу. Наконец, умение анализировать ее общие итоги, сравнивать полученные результаты с планируемыми, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения.

При организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности субъекта в электронной среде появляются новые аспекты, требующие педагогического осмысления. Это связано с обогащением информационного и коммуникационного потенциала электронной среды обучения, возможностью алгоритмизации учебных действий на базе программно-аппаратных средств, разнообразием способов замыкания обратных связей и пр. Самое главное, в электронной среде основным средством учебно-познавательной деятельности становятся самостоятельные взаимодействия обучающегося с электронными ресурсами, информационные обмены с машиной и пользователями электронной образовательной среды, с использованием ИКТ-инструментов. Поэтому педагогическая проблема заключена в том, как правильно организовать эти учебные действия обучающегося, направленные на решение задач обучения.

Это достигается через особое педагогическое построение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и педагогическую организацию коммуникационных образовательных взаимодействий, через которые решаются планируемые педагогом задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. Поэтому методы обучения реализуются здесь особым способом - методами электронной образовательной среды, в которую отчуждается профессиональный опыт педагога.

Попробуем дать определение.

Педагогические методы электронной образовательной среды (ЭОС) это методы организации самостоятельных образовательных взаимодействий обучающихся с электронной образовательной средой (ее ресурсами и пользователями), в процессе которых достигаются запланированные педагогом цели обучения. Эти методы планируются и реализуются педагогом через создаваемые ЭОР и организуемые электронные образовательные коммуникации в решении запланированных задач обучения.

Центром практической реализации этих методов становится не педагог, как это происходит в аудитории, а обучающийся, самостоятельно вступающий во взаимодействия с ресурсами среды и ее субъектами в решении запланированных задач обучения. Важными условиями эффективности таких взаимодействий выступает сформированность свойств и качеств субъекта учебной деятельности, его ИКТ-компетенции, а также мотивация в учебно-познавательной деятельности.

Классификация педагогических методов ЭОС. Как показано в работе (3), электронная образовательная среда выстраивается на пересечении трех предметных областей знаний: педагогики, психологии и информатики. Общими научными концептами этих областей знаний являютсят: информация (передаваемый опыт, запечатленный в электронных образовательных ресурсах), коммуникация (информационные обмены по каналам телекоммуникаций), управление (учебно-познавательной деятельностью).

Выделение научных концептов построения ЭОС позволяет определить следующие группы педагогических методов. Это методы, реализуемые через электронные предметно-содержательные ресурсы среды - информационные методы. Методы, реализуемые через электронные коммуникации - коммуникационные методы. Методы организации управления (самоуправления) учебно-познавательной деятельностью – методы управления. Последняя группа методов, в свою очередь, реализуется через ресурсы и коммуникации электронной среды.

Информационные методы ЭОС. Информационные методы ЭОС реализуются педагогом через проектирование и создание предметно-содержательных электронных ресурсов. Через эти ресурсы не просто транслируется подлежащее усвоению предметное содержание, но и организуются, на базе аппаратно-программных средств, алгоритмы учебных действий субъекта, позволяющие управлять формированием знаний и первоначальных умений их использовать. В их основе лежат приемы самостоятельной работы с учебником. В электронной среде они обогащаются, трансформируются за счет использования программно-аппаратных средств: возможностей мультимедиа, средств дополненной и виртуальной реальности, интерактивного человеко-машинного взаимодействия и пр.

Следовательно, современному педагогу предстоит освоить новые возможности ИКТ-инструментов, чтобы через педагогическое проектирование ЭОР научиться организовать учебную деятельность субъекта целостно, в единстве мотивационного, операционного и контролирующего аспектов, используя группы методов обучения выделенных Ю.К. Бабанским.

Коммуникационные методы ЭОС. Эти методы реализуются педагогом, организующим в электронной среде взаимодействий информационные обмены и коммуникационные взаимодействия между участниками образовательного процесса в решении планируемых задач обучения, формировании умений, навыков, компетенций. Используя педагогические ИКТ-инструменты, коммуникационные ресурсы, педагог задает определенные алгоритмы действий обучающихся в решении поставленных задач. Эти методы становятся ведущими на этапе обучения, когда базовые знания усвоены и начинается этап их использования на практике. В решении учебных задач, когда необходима коммуникация с партнерами по интерпретации знаний, их использованию в различных условиях. При формировании навыков командной работы, осуществлении творческой, исследовательской деятельности, формировании профессиональных компетенций в решении ситуационных задач и пр.

Совместно с информационными и коммуникационными педагогическими методами в ЭОС используется третья группа методов - это методы контроля и самоконтроля за ходом и результатами учебно-познавательной деятельности.

Методы контроля и самоконтроля ЭОС. Это методы, организуемые педагогом в электронной образовательной среде с помощью педагогических ИКТ-инструментов путем реализации алгоритмов количественного и качественного анализа процесса и результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся. Реализация этих методов предполагает создание электронных ресурсов управления и замыкание разнообразных и разноплановых обратных связей в электронной среде взаимодействий. Особую роль в этой среде играют процессы самоорганизации, самоуправления деятельностью со стороны обучающегося. В организации совместной сетевой учебной деятельности возрастает роль взаимоуправления со стороны партнеров по обучению.

Заключение. Методы обучения в классической аудиторной практике есть способы достижения поставленных целей средствами педагогического общения. Центром реализации этих методов выступает профессиональная деятельность педагога, вокруг которого выстраиваются образовательные взаимодействия с обучающимися.

При использовании синхронных коммуникаций в электронной среде взаимодействий, например, использовании скайпа, видеоконференсвязи и других коммуникационных сервисов, средством реализации методов обучения остается педагогическое общение. Происходит определенная редукция методов обучения, поскольку коммуникация технически опосредована. Центром реализации методов обучения в этих технологиях остается педагог.

Использование в электронной среде асинхронных коммуникаций в корне изменяет ситуацию реализации методов обучения. Достижение поставленных целей осуществляется педагогом инструментальными средствами - с помощью педагогических ИКТ-инструментов. Отчуждая свой профессиональный опыт в электронные образовательные ресурсы среды, педагог передает ей свои обучающие функции. Поэтому аудиторные методы обучения педагога здесь трансформируются в педагогические методы электронной образовательной среды.

Педагогические методы электронной образовательной среды предлагается разделить на следующие классы: информационные, коммуникационные и методы управления учебно-познавательной деятельностью. Реализация этих методов требует формирования новых компетенций педагогов ХХ1 века.

Литература:
1. И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин. Дидактика средней школы. М., 1975
2. Ю.К.Бабанский. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М. : Просвещение, 1985
3. Т.Н.Носкова Психодидактика информационно-образовательной среды. СПб, РПГУ, 2007

Комментарии

  • Шутов пишет:

    В условиях развития высокотехнологичных сред коммуникации представляется актуальной проблема соотношения форм, методов и средств обучения. В статье прослеживается динамика электронного обучения как категории дидактики - от технических средств обучения, через формы его организации к обоснованию методов электронной образовательной среды.

  • По моему мнению, в статье рассматривается актуальная проблема, которая касается непосредственной организации деятельности педагога и обучающегося в ЭОС. Представляется интересным и обоснованным подход автора к определению понятия "педагогические методы электронной образовательной среды", а также к классификации педагогических методов ЭОС.

Оставьте свой комментарий