Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Яковлева О.В.
РГПУ им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург
o.yakovleva.home@gmail.com

Решение задач воспитания в электронной образовательной среде университета


В статье рассматриваются возможности использования электронной образовательной среды для решения задач воспитания в двух направлениях: воспитание через предмет и поддержка социально значимых проектов. Выделены группы задач, а также приведены примеры отражения степени активности студентов в решении этих задач в электронной среде.

Yakovleva O.
HSPU
St. Petersburg, Russia

Solving the problems of up-bringing in the electronic educational environment of the university

The article considers the possibilities of using the electronic educational environment for solving the problems of up-bringing in two directions: education through the subject content and support of social projects. Groups of problems for solving are selected, as well as examples of the reflection of students' degree of activity in solving these problems in the electronic environment.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии стали реалиями образования в 21 веке. Их применение уже вышло за рамки локальной поддержки образовательного процесса в конкретных образовательных учреждениях: сегодня активно развиваются массовые отрытые онлайн курсы (MOOCs), которые охватывают межнациональную и мультикультурную аудиторию разного возраста, социального статуса, уровня образованности. Современные университеты стремятся развивать свои электронные образовательные среды, и в настоящее время перспективы развития электронной образовательной среды связаны с условиями свободного информационного и коммуникационного выбора, стимулированием реализации личностно-ориентированных стратегий обучения, саморазвитием и самореализацией (Носкова, Лаптев, 2016).

Если говорить о приоритетах университетского образования, то, безусловно, в глобальном цифровом пространстве необходимо формировать профессионально значимые качества личности, принимающей ценности информационного общества, стратегии непрерывного образования. В условиях электронного обучения на данный момент мы можем судить преимущественно об эффективности решения задач обучения: профессиональные компетенции можно оценить, измерить с помощью реализуемых в электронных образовательных средах формализованных способов контроля и оценки. В то же время, задачи воспитания практически не ставятся в электронных курсах. Однако в условиях информационного пространства, глобального мультикультурного общества воспитательные задачи должны выходить на первый план. Возникает многочисленные риски, связанные с информационной безопасностью личности ребенка, подростка, взрослого - аддикциями, девиантным поведением в электронной среде. Внимание педагогов и психологов привлекают новые феномены цифрового пространства: кибербуллинг, защита персональной информации в социальных сетях, осведомленность о безопасном поведении в сети детей и подростков (Siphamandla, Dube, 2016). Во многом перечисленные проблемы обусловлены недостатком внимания к воспитательным аспектам – отсутствию опыта критического мышления у подростка, неумению ориентироваться в медиа среде и самостоятельно критически анализировать информацию. Возникает справедливый вопрос: каким образом в электронной образовательной среде можно ставить и решать задачи воспитания?

При определении целей воспитания основное внимание обращается на систему ценностей, принятых в обществе (Никандров, 1998), возбуждение стремления (и деятельности) к удовлетворению не только органических, но и духовных потребностей и потребности в самоактуализации. Б.Т. Лихачев среди ведущих ценностей называл «воля к жизни, любовь к природе, единение с человечеством, сознание духовного величия человека» (Лихачев, 1985). Следовательно, здесь можно выявить первое противоречие, связанное с расширением информационной и культурной среды и трудностью выявления ценностей, принятых в конкретном обществе. Ведь понятие «общество» становится все более широким. Это объясняется процессами глобализации, стирания культурных границ, миграцией народов в глобальном масштабе.

В условиях электронной образовательной среды воспитание необходимо рассматривать в контексте трансдисциплинарности: соединяя подходы информатики, педагогики, психологии. Информатика обогащает воспитание подходами к развитию ИКТ-компетенций, а также информационной культуры личности. Психология привносит понимание потребностей и ценностей, наивысшее место в которых занимает самореализация личности. Кроме того, мы начинаем говорить о направляемой социализации личности в электронной среде. Педагогика обогащает понимание воспитания системно-деятельностным подходом, а также идеями воспитания через сотрудничество, взаимодействие и решение задач.

Информационная среда привлекательна для молодежи пространственно-временной широтой, возможной анонимностью, множественностью контактов, мультимедиа эффектами, интерактивным контентом. Сегодня мировая информационная среда уже использует все самые передовые достижения психологии, маркетинга, рекламы для привлечения молодежи и формирования общественного сознания. И далеко не всегда эти передовые достижения «работают» на благо развития личности, проявления ее индивидуальности. Таким образом, изменяется характер социализации личности. Следовательно, возникает необходимость говорить о возможностях целенаправленно проектируемой электронной образовательной среды не только помогать человеку противостоять негативным влияниям широкой информационной среды, но и задавать векторы саморазвития.

С точки зрения содержания деятельности, характерных для высшей школы, можно выделить следующие основные направления: научную, художественно-творческую, предметную, социальную, профессиональную, спортивную и другие виды деятельности. Если говорить о воспитательных задачах в контексте вышей школы, то они находят отражение, прежде всего, в общекультурных компетенциях. В обобщенном виде эти компетенции подразумевают практическое применение основ научного мировоззрения, патриотизм, гражданскую позицию, ориентацию на конструктивное взаимодействие и сотрудничество, толерантность и культурную идентичность, правовое сознание.

В каждом из перечисленных направлений деятельности могут решаться задачи, связанные с развитием определенных качеств личности, принятием ценностей, овладением способами поведения. Наиболее широкие возможности для решения задач воспитания в процессе университетского образования, несомненно, связаны с воспитание в процессе предметной деятельности (воспитание через предмет). Эти задачи давно и успешно реализуются в традиционной образовательной среде, во взаимодействии «лицом к лицу». Например, изучение иностранных языков имеет широкие возможности для развития социокультурных компетенций, сравнения культурных традиций через аутентичные письменные, устные, аудиовизуальные тексты (Валеева). Дисциплины художественно-эстетического цикла способствуют формированию эстетических потребностей, вкусов, взглядов и суждений, дают представления об эстетике в целом через изучение мифологии, народного творчества (Виницкая, Шабалина, 2013). Университетские музеи и музейные комплексы активно реализуют просветительские программы (Мельникова, Гильманшина, 2015; Колосова, Свиридова, Федорова, 2008).

Следовательно, в электронной среде эти задачи также должны быть отражены. Однако нужно понимать специфику решения подобных задач: электронная среда в данном случае чаще всего выполняет функцию поддержки и интенсификации аудиторной практики и может способствовать повышению степени вовлеченности студентов в решения профессиональных и квазипрофессиональных задач. Данную идею можно представить в виде схемы, где отражены направления воспитательной деятельности и возможные уровни вовлеченности студентов в каждое из них.

Схема 1. Направления воспитательной деятельности, отраженные в электронной среде, и возможные уровни вовлеченности студентов.

Кроме того, электронная образовательная среда может решать и задачи поддержки внеучебной деятельности. В данном случае чаще всего речь идет об отражении в среде и популяризации социально значимых проектов, реализуемых студентами (Яковлева, 2015). Возможности электронной образовательной среды в данном случае не только в информационной поддержке. Важно, что интеллектуальные инструменты электронной среды (например, данные статистики) позволяют проводить анализ деятельности участников, наблюдать и видеть профили активности каждого конкретного субъекта, его социальные связи. Возможности электронной образовательной среды можно также представить в виде схемы.

Схема 2. Использование электронной образовательной среды для поддержки проектов внеучебной деятельности студентов.

В традиционной образовательной среде воспитательные влияния реализует преимущественно педагог, во взаимодействии лицом к лицу, используя свое мастерство и личностные качества. В электронной образовательной среде роль педагога играют электронные ресурсы. Именно в эти ресурсы преобразуется педагогический опыт, мастерство. Электронные ресурсы становятся источником нравственных ценностей, норм, стимулами развития информационной культуры и информационных компетенций. Освоение ценностей, а, следовательно, и достижение воспитательных эффектов становится возможным через организацию коммуникаций и управления образовательными взаимодействиями в электронной среде (Носкова, 2015). Таким образом, электронная образовательная среда становится комплексом условий для освоения ценностей, развития информационной культуры, освоения правил поведения в электронном пространстве, развития общекультурных компетенций. На базе электронных ресурсов, коммуникаций, а также системы управления самостоятельной деятельностью и взаимодействием участников электронной среды происходит решение воспитательных задач.

В электронной образовательной среде необходимо работать не только над учебными, но над воспитательными задачами. Электронная среда имеет возможности для решения задач воспитания благодаря обилию ИКТ-инструментов, масштабируемости коммуникаций, привлекательности и привычности для молодежи. Следовательно, необходимо обогатить эту среду не только информационным содержанием, но и ценностями, которые участники этой среды смогут понять, осознать и освоить.

Литература:
1. Malik A., Hiekkanen K., Dhir A., Nieminen M. Impact of Privacy, Trust and User Activity on Intentions to Share Facebook Photos // Journal of Information, Communication and Ethics in Society, 2016, 14(4), pp. 364-382
2. Siphamandla L., Dube L. Cyberbullying a desecration of information ethics: perceptions of post high school youth in a rural community // Journal of Information, Communication and Ethics in Society // Journal of Information, Communication and Ethics in Society, 2016, 14(4), pp. 313-322
3. Валеева Л.Д. О проблеме реализации принципа поликультурного образования на уроках иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6 С.919
4. Виницкая Н.В., Шабалина Е.П. Эстетическое воспитание студентов средствами искусства // МНКО. 2013. №1 (38) С.88-91
5. Колосова Е.М., Свиридова И.А., Федорова Н.М. Модель музейной образовательной среды как компонента гуманитарной среды вуза. Монография. СПб: Астерион. 2008. 66 с
6. Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Педагогическая деятельность в электронной среде: перспективы нового качества // Педагогика: Научно-теоретический журнал. — № 10. 2016. — С. 3-13
7. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. Москва: Просвещение, 1985 . 176 с
8. Мельникова Г.Ф., Гильманшина С.И. Музеи университета как фактор поликультурного воспитания молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4 С.225
9. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. № 3
10. Носкова Т.Н. Педагогика общества знаний. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 235 с
11. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с
12. Яковлева О.В. Электронная среда университета: Возможности поддержки внеучебной деятельности студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 177. С. 132-137

Комментарии

Оставьте свой комментарий