Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Николаева Д.С.
РГПУ им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург
55voiceover55@gmail.com

Проектная деятельность на уроках информатики в выпускном классе средней школы


Nikolaeva D.S.
HSPU
St. Petersburg, Russia

Project activity of graduate class student within computer science course

The article analyses pedagogical experience of organization jo students’ project activity within computer science course at graduate class, main characteristics of educational projects in high school and methodological issues for teacher.

ФГОС для старшей школы рассматривает проектную деятельность учащихся как одну из обязательных форм работы в рамках уроков: “В учебном плане ДОЛЖНО быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов)”; “Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного”[1].

Введение ЕГЭ как нового формата экзаменов, предполагает большую, чем ранее, степень специализации учащихся старших классов. Выпускники ориентированы на углублённое изучение тех предметов, которые они выбрали в качестве выпускных/вступительных экзаменов, мотивация же к изучению остальных предметов, как отмечают практикующие педагоги, значительно снижается[2]. Исследователи выявляют существенный разрыв между уровнем знаний, требуемых для успешной сдачи ЕГЭ по информатике и поступления в вуз, и школьной программой[3].

Проблему преподавания информатики в выпускном классе можно сформулировать следующим образом: как выстроить курс информатики, ориентированный на личные потребности каждого учащегося, при этом обеспечивающий достижение требований ФГОС.

Анализ собственного педагогического опыта показывает, что использование метода учебных проектов на уроках информатики в выпускных классах является одним из эффективных способов решения этой проблемы.

В течение 2 лет проводился сравнительный анализ двух групп обучающихся в выпускном классе: учащихся, занимавшихся разработкой и выполнением индивидуального или коллективного проекта на уроках информатики, и учащихся, обучавшихся по традиционной схеме (теоретические и практические учебные задания). Первая группа учащихся продемонстрировала более высокий уровень знаний (средний балл районных диагностических работ по информатике 3,8 и 2,9 баллов соответственно). Кроме того, участники проектных групп по результатам школьного анкетирования значительно более позитивно оценивали изучение информатики в частности и обучение в школе в целом.

Проанализируем выявленные нами особенности учебной проектной деятельности на уроках информатики в старшей школе.

Педагоги-практики рассматривают следующую схему современного подхода к преподаванию информатики в старших классах: “Информационные технологии должны помогать ученику, особенно старших классов:
● при изучении всех предметов в школе при систематизации знаний;
● при оформлении творческих, индивидуальных работ, проектов и для получения новых знаний.”[4]

Такой подход обусловлен преобладающей долей межпредметных проектов в старших классах по сравнению с монопредметными, что характерно в особенности для практико-ориентированных учащихся[5]. Анализ собственного педагогического опыта показывает, что наиболее часто создавались проекты, использующие средства информатики и ИКТ для решения практических задач в таких предметных областях, как физика, математика, английский язык, история, искусство.

Педагогическая практика показывает, что в 11 классе значительная часть учащихся имеет некоторые представления о своей предполагаемой будущей профессии или, по крайней мере, о продолжении образования. Таким образом, многие выпускники уже способны выбрать интересующую их область для проектной деятельности. В этих случаях роль учителя на этапе выбора темы состоит в конкретизации проблемы, сужении области исследования, помощи с формулированием темы проектной работы. Для учащихся, не предполагающих продолжение образования, или слабо мотивированных к выбору какой-либо темы, должен быть предусмотрен список заранее заготовленных тем проектов, из которых они могут выбрать значимую для себя тему[6]. Важно отметить, что темы проектов должны согласовываться с содержанием курса информатики. Наиболее распространёнными темами учебных проектов стали разработка собственного сайта (разделы “Обработка графической информации”, “Коммуникационные технологии”), интерактивного ресурса(раздел “Коммуникационные технологии”), обучающей компьютерной игры (раздел “Основы алгоритмизации и программирования”), физических и химических моделей(раздел “Моделирование и формализация).

По сравнению со средней школой, когда проекты выполняются в течение 6 месяцев - года, в старших классах время работы в соответствии с требованиями ФГОС увеличивается до 1-2 лет. В связи с этим особое внимание следует уделить организации адекватного промежуточного контроля: необходимо разбиение каждого выполняемого проекта на небольшие шаги, или этапы, с чётко определёнными ожидаемыми результатами на каждом из них. Такое разбиение предлагают сами учащиеся в рамках этапа планирования проекта, учитель при необходимости корректирует его. Например, во время разработки сайта целесообразно выделить примерно по 2 недели на разработку каждого отдельного раздела, в конце каждого из этих периодов осуществлять контроль проведённой работы.

По сравнению со средней школой более строгие требования предъявляются к конечному продукту, полученному школьником: актуальность и новизна полученного продукта, самостоятельность проведённого исследования являются важнейшими критериями оценки результатов проектной деятельности. Следует отметить, что ФГОС не предъявляет требования актуальности и новизны к учебным проектам школьников: “Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности”[1]. Однако, практика показывает, что только проекты, обладающие новизной, могут быть высоко оценены на уровне района и города. Заметим, что актуальность в рамках учебного исследования может быть обоснована, например, личной заинтересованностью учащегося. В том, что касается новизны работы, мы обосновывали её проводимыми учащимися практическими исследованиями: компьютерные эксперименты, социологические опросы, компьютерные модели.

На этапе подготовки к защите проекта учителю необходимо помочь учащимся с оформлением работы и презентации. Практика показывает, что очень небольшая доля учащихся, даже в старших классах, имеет чёткое представление о правилах оформления текста исследовательской работы, подготовке текста презентации и наглядных материалов к ней. Учителю необходимо предложить учащимся удачные примеры работ в качестве образца.

Говоря об оценке проектов, нельзя не упомянуть о том, что в оценочных процедурах учитель не должен быть единственным действующим лицом. Для адекватной оценки результата проекта и для достижения максимальной эффективности метода проектов необходимо учитывать также мнение одноклассников, учителей по другим предметам, а, возможно, ещё каких-либо участников образовательного процесса. В нашем случае, при разработке проекта проводилась не только презентация конечного продукта, но и социологические исследования: анкетирование одноклассников, учителей, родителей с целью выявления достоинств и недостатков полученного конечного продукта. Результат проектной деятельности учащегося должен быть сохранён в личном портфолио. Таким образом мы не только получаем инструмент оценивания достигнутых учащимся результатов, но и создаём банк удачных проектных работ, которые впоследствии могут служить образцами для учащихся.

Суммируя вышесказанное, нами были выделены методические задачи для учителя по организации проектной работы на уроках информатики в выпускном классе:
1. Сформировать “Банк проектов” - список возможных тем проекта, опираясь на содержание курса информатики
2. Помочь сформулировать тему: конкретизировать, сузить область исследования
3. Помочь обосновать актуальность работы (значимость для учащегося и его социальной группы) и внести в неё элементы новизны (практическая часть проектной работы)
4. Спланировать достижение намеченного результата: разделить проект на этапы, определить время выполнения каждого из них, осуществить промежуточный контроль
5. Помочь подготовиться к защите: предложить ряд удачных работ, которые могут служить образцами
6. Сохранить результаты проектной деятельности учащегося в его портфолио

Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён Приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 17 мая 2012 г. № 413)//Сайт министерства образования и науки Российской Федерации (минобрнауки.рф/документы/2365)
2. Емцова Е.В. Основные возрастные характеристики при определении учебной мотивации у школьников (Электронный ресурс. URL: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/02/13/osnovnye-vozrastnye-kharakteristiki-pri-opredelenii-uchebnoy)
3. Максимова Г.М. Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике (Электронный ресурс. URL: https://videouroki.net/razrabotki/mietodika-podghotovki-uchashchikhsia-k-iege-po-informatikie.html)
4. Небесная М.Ю. Проектная деятельность на уроках информатики (Электронный ресурс. URL: https://infourok.ru/material.html?mid=120288)
5. Симонова И.В. Модели обучения практико-ориентированных учащихся/в сб. Методические аспекты реализации гуманитарного потенциала математического образования: 53 Герценовские чтения. Сборник научных работ. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, научный редактор: доцент В. В. Орлов. Санкт-Петербург, 2000
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат - М., 2000г

Комментарии

Оставьте свой комментарий