Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Заболотная В.В.
ПГУ им. Т.Г. Шевченко, г. Рыбница,
Приднестровская Молдавская Республика
victoria13_89@mail.ru

Электронный образовательный ресурс как средство поддержки и контроля самостоятельной работы студентов


Zabolotnaya V. V.
PSU named after T.G. Shevchenko, Rybnitsa,
The Pridnestrovian Moldavian Republic

Electronic educational resources as a means to support and control the independent work of students

The article discusses the question of what to move to a new system of organization and control of independent work of students (ISW) at the University must be created the necessary conditions, one of which involves the introduction in educational process of modern educational and information technologies, including electronic educational resources (EER). Also provides an example of the implementation of electronic educational resources (EER) for the organization of the ISW in support of independent work of students of the specialty "automation of technological processes and productions" in the field of information technology, the basic requirements to the structure of the EER, considers various ways of implementing this structure.

С введением новых образовательных стандартов изменениям в целом подвергается организация учебного процесса. Соответственно актуальной в результате перехода становится проблема активизации самостоятельной работы студентов. Под активизацией самостоятельной работы студентов (СРС) вуза понимается не простое увеличение ее объема, которое выражается во времени, отводимом на самостоятельную работу, а эффективность качества подготовки специалистов для достижения новых целей образования, направленных на формирование профессиональной компетенции студентов. Вследствие усиления значения СРС в образовательном процессе, приобретает новый смысл деятельность не только студента, но и преподавателя.

По мнению Б.П. Есипова: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий».

В экономической сфере существует такое понятие как «Принцип Паретто», который заключается в следующем: 20% причин определяют 80% эффектов в системе. И наоборот, остальные 80% причин определяют 20% эффектов. Принцип 20/80 используется в менеджменте и маркетинге и акцентирует наше внимание на том основном, что определяет поведение системы.

Действие этого принципа связано с тем, что сложные системы содержат в себе огромное количество связей и, как правило, удивительно устойчивы по отношению к различным воздействиям. Система действует, как прочная упругая сеть: если сместить какой-либо ее элемент, она будет оставаться в новом положении лишь до тех пор, пока к нему прикладывается усилие. Как только Вы отпустите элемент, он тут же вернется к прежнему состоянию. Но если найти подходящую комбинацию воздействий, то система может внезапно перейти в качественно другое состояние.

На наш взгляд рассматриваемый принцип применим и к методике организации самостоятельной работой, так как педагог, организуя СРС, в основном, только руководит работой студентов, направляет их в индивидуальном поиске знаний. Можно сказать, что 20% усилий педагога, определяют 80% результата.

Также с введением новых образовательных стандартов, процесс обучения, организованный в высшем учебном заведении, обусловлен созданием электронной информационно-образовательной среды (ИОС) и доступа к ней каждого обучающегося. Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство просвещения Приднестровской Молдавской республики определяет функциональную структуру ИОС следующим образом:
- возможность доступа к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей) и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам;
- возможность контроля результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
- возможность проведения всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, осуществление которых предусмотрено с использованием электронного обучения;
- возможность формирования электронного портфолио обучающегося;
- возможность осуществления взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет [4].

Таким образом, в связи с массовым внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс и созданием электронной информационно-образовательной среды, различными вузами не только РФ и ПМР, но и всего мира, профессор А. А. Андреев в работе «Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика» [1] предлагает ввести новое понятие — «электронная педагогика» — научное изучение, описание и прогнозирование процессов в любых ИКТ-насыщенных образовательных средах, предполагая, что педагогика как наука эволюционирует в электронную педагогику (э-педагогику), сохраняя присущие научному знанию критерии и преемственность. При этом А.А. Андреев считает, что в настоящее время уже нет смысла говорить об образовательных процессах на всех уровнях образования без применения ИКТ.

Мы полностью разделяем такую позицию, поскольку без применения электронного обучения невозможно осуществить эффективную реализацию ряда требований, приведенных в ФГОС [5]. Так, например, в государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Автоматизация технологических процессов и производств» (квалификация «Бакалавр») содержатся определенные требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата, которые могут быть решены при использовании средств электронного обучения. А именно, реализация компетентностного подхода в подготовке студентов должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Основой электронного обучения центром ИОС становится электронный образовательный ресурс (ЭОР), существующий изначально параллельно традиционным учебным материалам, а сегодня постепенно вытесняющий бумажные учебники и учебные пособия. Вытеснение происходит не только по экономическим причинам, но и прежде всего за счет большей функциональности и расширенных методических возможностей ЭОР.

Таким образом, можно сказать, что для перехода к новой системе организации и контроля СРС в вузе должны быть созданы необходимые условия, одно из которых предполагает внедрение в учебный процесс современных образовательных и информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и электронных учебных курсов (ЭУК). Авторы статьи [3] отмечают, что в настоящее время для обучения студентов разработано недостаточно ЭОР, обладающих высокой степенью интерактивности, позволяющих существенно обогатить самостоятельную работу студентов.

Для организации, проведения и контроля СРС мы разрабатываем модель электронного ресурса для поддержки самостоятельной работы студентов в области информационных технологий.

К структуре ЭОР предъявляется ряд основных требований:
1. Идентификация пользователя (преподаватель, администратор, студент)
2. Интерфейс студента, который может включать:

  • раздел «Учебные материалы», содержащий теоретический материал (лекции преподавателя в текстовом и видео форматах);
  • практические и лабораторные работы по изучаемой теме;
  • материалы для самостоятельной работы, в том числе, компетентностные (интегрированные) задания в форме интерактивных учебных моделей, тестовые задания, примеры эссе и рефератов по изучаемой теме и др.);
  • описание системы оценивания по разделам изучаемой дисциплины;
  • раздел, позволяющий оперативно связаться с преподавателем для выяснения возникающих вопросов по ходу выполнения задания и получить консультацию у любого преподавателя вуза;
  • раздел, содержащий отчеты с результатами выполнения самостоятельной работы по заданиям с характеристикой ответов студентов.
3. Интерфейс преподавателя позволяет просматривать информацию о работе студентов и может включать:
  • возможность ответа студентам на возникающие вопросы;
  • просмотр оценок студентов за выполненные задания по теме.
4. Интерфейс открытого доступа предназначен для предоставления информации неограниченному кругу лиц и может содержать:
  • новостной контент;
  • графики сдачи промежуточных результатов.
5. Интерфейс администратора предполагает добавление и удалением им страниц ЭОР, файлов и каталогов.

Для реализации данной структуры существуют системные платформы, такие как Moodle, Diasoft Framework и др. Открытая среда Moodle, например, обладает широким набором возможностей: формирование и представление учебного материала; проверка знаний и контроль успеваемости; оценивание работ в баллах; организация модульного подхода в обучении; удобная обратная связь для педагога и студентов. В хранилище учебных материалов AContent, взаимосвязанной с LMS ATutor для преподавателя разработаны стандартные схемы занятий, предполагающих сочетание аудиторной и неаудиторной самостоятельной работы студентов [2,3].

Рассматриваемую структуру ЭОР также можно реализовать на основе языков программирования. В этом случае существует возможность учесть элементы, которые отсутствуют в готовых системах, характерные для образовательной среды конкретной дисциплины. Появляется возможность оперативно обновлять разработанный инструментарий.

Ранее в статье мы писали о том, что для организации самостоятельной работы студентов в области информационных технологии нам необходимо размещение материалов для самостоятельной работы, которые находятся во взаимосвязи, как со всеми дисциплинами информационного цикла учебного плана бакалавров, так и направленных на активизацию профессиональных компетенций инженеров. Также в ЭОР для поддержки СРС необходим раздел, позволяющий оперативно связаться с преподавателем для выяснения возникающих вопросов по ходу выполнения задания и получить консультацию у любого преподавателя вуза и раздел, содержащий отчеты с результатами выполнения самостоятельной работы по заданиям с характеристикой ответов студентов.

В связи с этим рассмотрим образовательный ресурс, разработанный при участии автора статьи, на базе ПГУ им. Т.Г. Шевченко (http://atpp.rfpgu.ru/). Перечислим ряд технологических решений. Web-ресурс создан с использованием языка программирования PHP. После обзора и сравнительного была выбрана программная платформа Yii. По результатам тестирования Yii показал самую лучшую производительность. В Yii присутствует встроенный валидатор. Класс CModel использует метод CModel::rules() для задания правил валидации. Правила возвращаются в виде массива. В качестве СУБД была выбрана свободная реляционная система управления базами данных – MySQL. Одной из причин выбора именно этой системы является то, что она, как и PHP, является продуктом свободного распространения. В качестве локального сервера был выбран сервер XAMPP. В программном продукте поддерживаются основные сценарии использования:

Основные сценарии преподавателя: создание/редактирование курса, наполнение содержимым, общение с учащимися.

Основные сценарии пользователя: просмотр доступных курсов, запись на курс, прохождение курса, изучение лекции, выполнение тестовых заданий, выполнение упражнений, сдача лабораторных работ, прохождение финального тестирования по курсу, общение с преподавателем.

В соответствии со сценариями база данных рассматриваемого программного продукта взаимосвязанные таблицы. Например, такие как: хранение вопросов пользователей, хранение ответов преподавателей, хранить личные сообщения пользователей, хранить информацию о курсе и т.д.

Основной задачей при разработке интерфейса было максимально упростить работу с сервисом.

ЭОР ориентирован на контроль самостоятельной работы бакалавров по направлению «Автоматизация технологических процессов и производств». В рассматриваемом образовательном ресурсе представлена возможность создания преподавателями курсов различной тематики. В каждом курсе может быть несколько разделов, в каждом из разделов может быть от одной до нескольких уроков. Также в каждом разделе присутствует возможность сдачи лабораторной работы (загрузки на сервер для просмотра преподавателем) и обсуждения темы на форуме.

После изучения каждой темы курса представлена возможность тестового контроля знаний учащихся. Система из списка доступных по предмету вопросов формирует для пользователя тест исходя из критериев, которые установлены для курса, это количество вопросов в тесте и количество времени для прохождения тестирования по курсу. Просмотр результатов тестирования студентами представлен в профиле.

Для студентов в рассматриваемом образовательном ресурсе уже представлена возможность оперативно связаться с преподавателем для выяснения возникающих вопросов по ходу выполнения задания и получить консультацию у любого преподавателя вуза и раздел, содержащий отчеты с результатами выполнения самостоятельной работы по заданиям. Преподаватель же может просматривать информацию о работе студентов, оценки за выполненные тестовые задания по теме.

В заключение подчеркнем, что в нашем исследовании рассматривается вариант применения электронного обучения в комплексе с традиционными (лекционными, практическими, лабораторными) формами проведения занятий по дисциплинам, формирующим компетенции студентов в области информационных технологий. Мы можем сделать вывод о том, что основным условием повышения эффективности СРС в электронной среде является использование интерактивных методов и технологий, которые будут способствовать активному взаимодействию субъектов учебной деятельности.

Литература:
1. Андреев, А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика / А. А. Андреев // Высшее образование в России. – М., 2011. – № 11. – С. 113–117
2. Баранова Е.В., Симонова И.В. Разработка и использование сетевых образовательных ресурсов в педагогическом вузе /В сборнике: Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. Реализация образовательных программ в образовательной среде вуза сборник статей по материалам научной конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, НИИ непрерывного педагогического образования. 2014. С. 96-104
3. Баранова Е.В., Симонова И.В. Модели инновационных информационных образовательных ресурсов и их реализация в вузе //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 167. С. 147-158
4. Письмо Минобрнауки России от 20.08.2014 № АК-2612/05 «О феде-ральных государственных образовательных стандартах»
5. Старшинова, Т.А. Применение средств электронного обучения для формирования информационной компетентности / Т.А. Старшинова, С.В. Маклецов // Вестник Казанского технологического университета. – Казань, 2012. – Т. 15, №17. – С. 330–333

Комментарии

  • GeorgeDrash пишет:

    http://oldbikecafe.it/forum/viewtopic.php?f=1&t=32513 http://community.checkinpro-hotel-software.com/viewtopic.php?f=8&t=817378 http://www.architecte-construction.com/forum/viewtopic.php?f=38&t=181413 http://terminaleplatniczeforum.pl/viewtopic.php?f=6&t=358565 http://stxoutdoor.com/forum/viewtopic.php?f=9&t=356802 http://www.prowforum.pl/viewtopic.php?f=11&t=94998 http://www.esmaravilloso.com/ffrk/index.php?topic=34670.new#new http://www.fenaduanah.hn/foro/viewtopic.php?f=1&t=91453 http://forum.xn--80aauneuk5f.com/index.php?topic=71182.new#new http://myfavchoice.com/renotopia/forum/index.php/topic,734624.new.html#new http://www.barmyarmy.com/forum/viewtopic.php?f=6&t=104894 http://forum.anbsoft.com/viewtopic.php?f=19&t=51105 http://theshotokanway.com/tswforum/phpBB2/viewtopic.php?f=19&t=4489 http://paniqo.org/viewtopic.php?f=105&t=77391 http://northkoreabbs.com/viewtopic.php?f=23&t=89137

  • Robertric пишет:

    http://paniqo.org/viewtopic.php?f=98&t=70276 http://i-house.gq/forum.php?mod=forumdisplay&fid=2 http://forum.xn--80aauneuk5f.com/index.php?topic=68418.new#new http://imdbcommunity.com/community/viewtopic.php?f=20&t=265314 http://hookah-zone.com/forums/index.php?topic=394480.new#new http://fplafactionbeta.fr/FORUM/viewtopic.php?f=12&t=52444 http://www.symfoguide.com/forum/viewtopic.php?f=12&t=693 http://forums.bloodiedsteel.com/viewtopic.php?f=7&t=11265 http://paniqo.org/viewtopic.php?f=11&t=85034 http://oldbikecafe.it/forum/viewtopic.php?f=7&t=33217 http://www.zdorovie-ok.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=6438 http://forum-ravon.ru/viewtopic.php?f=43&t=189565 http://northkoreabbs.com/viewtopic.php?f=12&t=87013 http://conchi.hopto.org/Forum/viewtopic.php?f=7&t=87761 http://www.fenaduanah.hn/foro/viewtopic.php?f=4&t=90777

Оставьте свой комментарий