Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Тумалева Е.А.,
Шутов И.Н.

РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург

Высокотехнологичная среда в корпоративном обучении работников массовых профессий


В докладе рассматриваются: примеры использования электронных средств обучения, опыт применения компьютерных классов и виртуальных тренажеров для создания высокотехнологичной образовательной среды развития корпоративной компетентности в процессе подготовки работников массовых профессий.

Tumaleva E.A.,
Shutov I.N.

HSPU
St. Petersburg, Russia

Hi-tech environment in corporate training of mass trades workers

The article justifies the examples of using e-learning tools, experience in the use of computer classes, virtual simulators for creating a hi-tech intellectual environment development of corporate competence in the process of training workers in the mass professions.

Современные технологии производства требуют подготовки высококвалифицированных сотрудников массовых профессий. Квалификация персонала рассматривается в информационном обществе как важнейшее условие эффективности технологических процессов.

Профессиональное обучение осуществлялось во всех общественных формациях «из рук в руки» от ремесленника к подмастерью, что требовало отбора лучших рук как с одной, так и с другой стороны процесса. Развитие средств производства потребовало широкого воспроизводства рабочих кадров для конвейерных технологий. Промышленная революция привела к созданию учебных подразделений – участков, цехов, центров и т.п.

Последовательное усложнение производственных процессов потребовало формирования корпоративных компетенций, что привело к появлению ремесленных, фабрично-заводских, а затем и профессионально-технических училищ. В современных условиях крупные производители стали открывать корпоративные университеты, в которых проходит профессиональная подготовка, переподготовка, обучение вторым и смежным профессиям, а также повышение квалификации работников. Корпоративные компетенции в таких университетах развиваются в условиях высокотехнологичной обучающей среды, дидактическим средством в которой становятся электронные образовательные ресурсы [1].

В рамках магистерского исследования Шутова И.Н. «Дистанционная поддержка развития корпоративных компетенций в процессе непрерывной подготовки работников ОАО «Российские железные дороги» определены основные аспекты отбора содержания и разработана структура высокотехнологичной интеллектуальной образовательной среды, разработана, реализована и апробирована информационно-образовательная среда, обеспечивающая развитие корпоративных компетенций, проявляющихся в способности работников оценить конкретную ситуацию, предложить решение и действовать с использованием наименьших ресурсов. Созданы сайты бэкофисы с выходом на портал-агрегатор холдинга «РЖД» и одновременно внутренний форум, корпоративную «википедию», по запросам пользователей на платформе Google сконструирована среда, обеспечивающая взаимовоздействие обучающихся.

Важным элементом среды подготовки работников массовых профессий являются тренажеры. Например, подготовка машинистов осуществляется на виртуальных тренажерных комплексах «Торвест-видео». Эти тренажеры оснастили приборами безопасности, что позволило приблизить работу на тренажере к работе машиниста в реальных условиях. В корпоративных учебных центрах на сети железных дорог распространяется передовой опыт Юго-Восточной железной дороги, в учебном центре которой обучающиеся отрабатывают особенности ведения поезда на закрепленных за локомотивными бригадами участках. Работа тренажерных комплексов стала возможной в режиме виртуальной реальности после оснащения видеосьемкой всех железнодорожных ходов. Занятия на тренажерных комплексах проводятся ежедневно в течение полного дня, потому что обучающимся предоставлена уникальная возможность: виртуальный тренажер имитирует и воспроизводит реальные условия по вождению грузовых поездов локомотивами серии ВЛ-80с, пассажирских поездов локомотивами серии ЧС-4т и ЭП-1 и пригородных электропоездов серии ЭД-9. Виртуальный тренажер также позволяет отработать правильные действия машиниста в различных нестандартных ситуациях: например, перекрытие светофора с разрешающего на запрещающий сигнал, внезапное препятствие для движения и т.д. Также на тренажере появляется возможность обнаружить неисправности локомотива и определить причины их возникновения, а также просмотреть после окончания поездки скоростемерные ленты в электронной и обычной версии. Важно, что особенностью данного тренажера является использование 3D-графики и возможность добавления большого количества нестандартных и экстремальных ситуаций, например: обрыв струнки крепления контактной сети, нахождение человека на пути, появление на пути другого подвижного состава и т.п.

Именно такой подход используется при подготовке машинистов для высокоскоростных поездов «Сапсан» и «Аллегро» в корпоративном центре подготовки персонала, занимающегося обслуживанием скоростных и высокоскоростных поездов. Здесь осуществляется подготовка по следующим основным профессиям – помощник машиниста и машинист, экипировщик поездов и слесарь по ремонту подвижного состава, бортинженер, проводник и стюард. Программа подготовки персонала включает в себя изучение теоретического материала в центре и практическое обучение на поездах Северо-Западной дирекции скоростного сообщения. В теоретическом блоке изучают нормативные документы ОАО «РЖД», инструкции по движению поездов и обслуживанию подвижного состава. Обучение проводится на виртуальном тренажерном комплексе, оборудованном двумя тренажерами – один имитирует работу поезда «Сапсан», второй – поезда «Ласточка». Виртуальный тренажер в точности повторяет кабину управления поезда «Сапсан». Применение компьютерной графики обеспечивает детальную визуализацию железнодорожного пути, создается имитация как внешних, так и внутренних шумов, что создает обстановку конкретной ситуации на высокоскоростной магистрали. Компьютерная программа позволяет имитировать аварийные ситуации от технических неисправностей самого поезда до плохих погодных условий (облачность, дождь, снег, туман, песчаная буря и др.). Также преподаватель имеет возможность создавать для обучаемых неожиданные проблемы с инфраструктурой железной дороги (снятие напряжения контактной сети, нарушение в содержании пути, действии сигнализации и т.п.). Виртуальный тренажерный комплекс позволяет смоделировать любые железнодорожные участки с полным соответствием реальным условиям. Таким образом, компьютерный высокоинтеллектуальный тренажер становится незаменимыми инструментом подготовки машинистов высокоскоростных поездов.

Тренажерный комплекс также предусматривает возможность организации интерактивного обучения. В учебном классе оборудована станция наблюдения, которая снабжена четырьмя мониторами, дублирующими мониторы на пульте инструктора. Обучающиеся могут следить за движением поезда, оценить действия машиниста непосредственно при выполнении им упражнения. Кроме станций наблюдения тренажерный комплекс оснащен устройствами поиска и устранения неисправности. Эти устройства используются для отработки навыков правильных действий машинистов в аварийных ситуациях, для чего машинисту необходимо понимать алгоритм процесса сигнализации, сдать нормативы поиска и обнаружения неисправностей. Такие высокотехнологичные средства обучения позволяют выработать у машиниста высокоскоростного поезда точную реакцию на неожиданно возникающие в пути следования ситуации.

Нам представляется, что информатизация обучения массовым профессиям, точнее сказать внедрение высокоинтеллектуальной технологической образовательной среды, становится условием эффективной работы корпоративных учебных центров. Высокоинтеллектуальной среда считается потому, что в ней обеспечивается взаимовоздействие между обучаемыми, а технологической потому, что это взаимодействие обеспечивается средствами современных цифровых технологий обработки информации [2].

Современное поколение развивается и воспитывается в информационно насыщенной среде. Основными инструментами формирования общественного сознания становятся электронные средства коммуникации. Человек, особенно в мегаполисе, не представляет свою жизнь без сети Интернет, который становится наиболее предпочтительным источником получения информации. Ценностью обучения становится не просто знание, а именно новейшие, наиболее прогрессивные технологии, прежде всего информационные [3].

Так, для обучения проводников пассажирских вагонов и билетных кассиров, которые работают непосредственно с пассажиром, в рамках исследования создана высокотехнологичная интеллектуальная образовательная среда. В этой среде обеспечивается взаимовоздействие участников на трех уровнях корпоративных компетенций: от рядовых исполнителей – работников контактной зоны взаимодействия с пассажиром, через специалистов, обеспечивающих непосредственное руководство исполнителями, до руководителей подразделений, корректирующих деятельность подчиненных. Разрабатанный ресурс образовательной среды по организации пассажирских перевозок имеет модульную структуру для пользователей по уровням 1) исполнителя – билетного кассира, проводника пассажирского вагона; 2) специалиста – старшего билетного кассира, начальника пассажирского поезда; 3) руководителя – начальника производственного участка по оформлению проездных документов; инструктора или начальника резерва проводников.

В среде предусмотрено использование кейс-задач различных уровней сложности для обеспечения взаимовоздействия обучающихся. Уровень участия выбирает сам обучающийся. Для исполнителей предлагаются задачи, составленные по жалобам пассажиров. Например, отказали в посадке на поезд суворовцу, причем действовали по инструкции, т.к. мальчик не предъявил справку. Родители обращаются с просьбой изменить инструкцию. На уровне специалистов предлагаются задачи по нарушению технологии оформления проезда. Например, допущена двойная продажа билетов вследствие ошибки оператора при сверке схемы прибывшего поезда. Для решения руководителями предусмотрены задачи по ситуациям, которые имели серьезные последствия в кадровом и финансовом аспектах. Например, пропущенная исполнителями информация по увеличению тарифов на проезд в фирменных поездах стала причиной миллионных потерь.

Электронные ресурсы образовательной среды становятся доступными обучающимся в течение всего жизненного цикла, который может быть достаточно длительным. Затем информационные ресурсы сохраняются в виде архива. Выполненные задания обсуждаются участниками в группе «УЭР-ПП» (управление эксплуатационной работой – пассажирские перевозки) социальной сети «ВКонтакте» http://vk.com/club5252717, комментарии участниками различных ровней обучения выкладываются на страницах блога «Проблемы пассажирских перевозок» http://spb-shutov.blogspot.ru/, а также получают интегративную оценку на сайте «Организация пассажирских перевозок» https://sites.google.com/site/rzdfpkinfo/. Все перечисленные электронные ресурсы образовательной среды взаимосвязаны через сайт.

В современных условиях условием устойчивого функционирования железнодорожного комплекса становится переход от информационных технологий к информационно-управляющим, а затем к полностью управляющим системам железных дорог. Российские комплексы информационных систем обеспечивают управление движением на полигонах во взаимодействии с устройствами диспетчерской централизации, оптимизируют выполнение графика движения поездов, помогают сократить непроизводительные затраты. Для обучения дежурных по станции, операторов в техникуме железнодорожного транспорта открыта лаборатория управления движением на средства Октябрьской железной дороги. Виртуальный полигон железной дороги включает три диспетчерских круга по три станции в каждом. Студенты изучают в этой лаборатории порядок действий оперативного персонала службы перевозок при нормальных условиях эксплуатации и в нестандартных ситуациях.

Интеллектуальная обучающая система представляет собой набор мультимедийных роликов и тестовых задач. События в системе происходят на фоне пульт-табло железнодорожной станции, на котором смоделирована работа всех устройств. Действие на экране сопровождает имитация звука реальных устройств, фотографии, флэш-анимация и закадровый текст, поясняющий нештатную ситуацию, и установленный порядок действий работников хозяйства перевозок и смежных служб, которые участвуют в устранении возникшей нестандартной ситуации. Также имитируется ведение студентом поездной и технологической документации. Интеллектуальная обучающая система производит анализ действий студента на рабочем месте, переводит его на следующий шаг, либо корректирует его действия, определяет, что сделано неправильно и к каким последствиям такие нарушения приводят в реальной ситуации. По результатам анализа допущенных нарушений система отсылает к изучению нормативных документов и инструкций.

Важно подчеркнуть, что основным результатом внедрения информационных технологий управления считается поддержка принятия решений в сложных ситуациях. В таких условиях на первый план выходит подготовка специалистов, обладающих соответствующими компетенциями.

Социальный аспект работы с информацией в сети Интернет объясняет необходимость его использования в сфере образования, где всё больше уделяется внимание не только вопросам размещения учебной информации и технологиям удалённого проведения учебных занятий, но и созданию сетевых сообществ учащихся и преподавателей, в структуре которых реализуется образовательный процесс.

В среде, созданной в рамках магистерского исследования обеспечивается:
• Формирование компетенций социального взаимодействия.
• Изменение сознания обучающегося, как условие сдвигов в мотивации действий (системное, критичное, гибкое, образное представление о своих компетенциях).
• Самоорганизация субъектов обучения.
• Запуск механизмов взаимообучения работников: по горизонтальным связям на уровне сформированных компетенций и по вертикальным связям с руководителями и подчиненными.

Литература:
1. Воробьев, В.К. Корпоративное обучение персонала: компетентностный подход. монография / В.К. Воробьев, А.В. Кирьякова. – М.: Дом педагогики, 2011. - 229 с. - Библиогр.: с. 211-229 (218 назв.)
2. Сетевая образовательная среда: электронные ресурсы: Учебно-методическое пособие / Под. ред. Т.Н. Носковой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 114 с
3. Носкова, Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Анализ отечественных и зарубежных подходов к построению передовых образовательных практик в электронной сетевой среде // Интеграция образования – 2016 г. – № 4

Комментарии

Оставьте свой комментарий