Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Орлова А.В.
РГПУ им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург
id.favorina@gmail.com

Электронная поддержка студентов-иностранцев по математике и её роль в повышении качества довузовской подготовки


Orlova A.V.
HSPU
St. Petersburg, Russia

Electronic support of foreign students in mathematics and its role in enhancing the quality of pre-university training

The article deals with electronic support in mathematics for foreign students. Two groups of students are analyzed. Electronic support was provided with experimental group, and the traditional class was held in the control group. The results of a comparison of these two groups are presents.

В настоящее время компьютер является важной частью повседневной жизни обучающегося. Это, в настоящее время неизбежно, ведь методы обучения должны включать в себя компоненты электронного обучения, которые основаны на компьютерной среде и включают в себя надлежащую подготовку учащегося 21-го века, для которой требуется "новая педагогика". Эта новая педагогика, в том числе при обучении математике, активно использует цифровые средства и передовые технологии, тем самым предоставляя различные среды с динамичным, интерактивным, нелинейным доступом к широкому спектру информации, а также расширяет возможности самообучения и онлайн-коммуникации (электронная почта, чат, форум).

Как связь электронного и традиционного обучения выступает, так называемое смешанное обучение. И как его разновидность, рассмотрим перевёрнутое обучение, которое «переворачивает» представление о традиционном обучении, в котором обычно преподаватель сообщает сначала новую тему, а затем ученики решают задачи в основном дома. В перевёрнутом же обучении ученик самостоятельно знакомится с новой темой, а затем на занятии происходит обсуждение возможных вопросов и решение задач. Как пример использования перевёрнутого обучения, рассмотрим электронную поддержу дисциплины математика, и покажем эффективность её применения.

Использование электронной поддержки при изучении математики для иностранных студентов на этапе довузовской подготовки преследует одновременно несколько целей на пути повышения эффективности образовательного процесса [3], собственно образовательные и организационные (см. рис.1).

Рис. 1. Задачи электронной поддержки

Электронная поддержка по дисциплине «Математика» для иностранных студентов создавалась на платформе электронной среды Moodle Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого. В статье представлены результаты освоения первого блока дисциплины в экспериментальной и контрольной студенческих группах. Эксперимент проводился со студентами 2016-2017 учебного года обучения. Экспериментальная группа изучала дисциплину с использованием электронной поддержки (21 испытуемых), а контрольная – традиционным образом (28 испытуемый). Традиционно, первый блок дисциплины, введение в математику, изучается в среднем 2 месяца. В блоке рассматриваются следующие темы: «Множество натуральных и целых чисел», «Множество рациональных чисел», «Действия с обыкновенными и десятичными дробями», «Пропорция», «Проценты», «Степень и корни».

После изучения вводного курса в математику проводилось итоговое тестирование по изученным темам. Оно разбивалось на две части: теоретическую и практическую составляющие. Теоретическая часть включала вопросы и задания, направленные на знание математических терминов и символов, а также проверку умений читать математические выражения, а вторая часть включала практические задачи по математике по пройденным темам. Сравнительные результаты представлены на рисунках 2 и 3.

Тестирование в контрольной группе проводилось в письменной форме в виде традиционной контрольной работы, в экспериментальной группе онлайн-тестированием в созданном электронном курсе по математике. Результаты онлайн тестирования платформа Moodle выполняла автоматически. Результаты тестирований у другой группы студентов подсчитывались исходя из оценок, которые получали студенты в ходе решения письменных заданий и контрольных работ.

Рис. 2. Средний процент верно выполненных теоретических заданий

Рис. 3. Средний процент верно выполненных практических заданий

Сравнение данных позволило сделать следующие выводы (см. рис. 2-3).

1. Примерно на одинаковом уровне усвоения материала находятся следующие темы: «Множество натуральных чисел», «Множество целых чисел» и «Пропорция».

2. Студенты контрольной группы показали лучшие результаты по сравнению с экспериментальной группой при решении задач по теме «Проценты».

3. С наибольшим успехом с помощью применения электронной поддержки были решены следующие темы: «Множество рациональных чисел» на 13% лучше в теоретической части, «Множество действительных чисел» на 22% лучше в теоретической части и на 10% лучше в практической, «Числовые промежутки» на 39% лучше в теоретической и на 26% в практической, «Степень» на 38% лучше в теоретической и на 10% лучше в практической частях, «Корни» на 32% лучше в теоретической части.

4. Итоговое задание по всем темам с первого раза, написали значительно лучше студенты, изучавшие материал с электронной поддержкой. Успеваемость в области теоретических заданий была на 31% лучше, а в области решения задач на 15%.

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что на занятиях с применением электронной поддержки, взаимодействуя с преподавателем и другими учащимися и выполняя задания, получая советы, рекомендации и замечания, которые помогают ему переходить от темы, к теме, что способствует лучшему понимаю сути изучаемой дисциплины, повышению успеваемости, а также успешному формированию целого ряда компетенций [2], а именно общекультурной и коммуникативной (взаимодействие со студентами из группы и самим преподавателем), информационной и учебно-познавательной (рефлексивная работа с учебным материалом), самообразование (расширение возможностей организации и проверки самостоятельной работы студента).

В целом, применение электронной поддержки по математике для иностранных студентов имела позитивное влияние на успеваемость, в отличии только от занятий в традиционной форме. Дальнейшее развитие смешанных и флипп – методик обучения, в том числе и на платформе Moodle требует изучения функционала базовой системы электронного обучения и расширения предлагаемых возможностей за счет технологий web-2, поскольку необходимо сделать акцент на развитии прозрачного дизайна и простоте изложения материала, организации удобных тестовых заданий, что приведет к развитию интереса к предмету и росту мотивации к учению.

Литература:
1. Фирсова Н.М. Электронная поддержка очного обучения в высших учебных заведениях. – Международная конференция «Инновационные подходы к решению технико-экономических проблем». – 2014. 258-262 с.
2. Грибкова Е.В. Сетевой электронный ресурс как средство поддержки внеаудиторной работы студентов в ВУЗе. – «Евразийское научное объединение». - №7, 2015 г. 126-128 с.
3. Костылёва Н.В. Цели и задачи обучения математике студентов-иностранцев на этапе предвузовской подготовки / Н.В. Костылёва // Секция 3. Особенности методики преподавания спецдисциплин для иностранных учащихся. – [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// science/seminar/rusfil/doc/sbornik2_3.doc.
4. Shulamit K., Yossi E. Learning and teaching with Moodle-based E-learning environments, combining learning skills and content in the fields of Math and Science & Technology. – Rehovot, Israel: 1st Moodle Research Conference, 14-15, 2012. – 10 p.

Комментарии

  • Автор пишет:

    Здравствуйте, Анна Сергеевна! Можно перед самим занятием увидеть заходил ли студент в систему, и что он выполнял. Если задаётся лекция, то в моём случае я её разбиваю на части, и каждая часть открывается студенту после верного ответа на вопрос по предыдущей части.

  • Автор пишет:

    Здравствуйте, Татьяна Андреевна, спасибо за вопрос. В таком случае следует, как я думаю давать дополнительные задания (возможно и усложнённого типа) тем, кто уже прошёл азы по той или иной теме.

  • Уважаемый автор, очень заинтересовалась Вашим исследованием в сфере перевёрнутого обучения. Хотелось бы уточнить, предусмотрен ли какой-нибудь контроль, изучили ли студенты материал самостоятельно перед занятием или нет? Или самостоятельную подготовку студентов можно отследить только по результатам контрольных точек? С уважением, Кочнева Анна Сергеевна

  • Уважаемая Алёна Валентиновна, с интересом прочла Вашу статью, т.к. моё исследование тоже связано с использованием электронных средств в обучении. После прочтения возник вопрос, как, на Ваш взгляд, изменяется деятельность преподавателя в случаях, когда часть студентов уже ознакомилась с материалом заранее, а часть, возможно, менее мотивированная для самостоятельной внеаудиторной работы, ещё нет? Является ли проблемой в перевёрнутом обучении то, что те, кто уже изучил материал дома самостоятельно и успешно выполнил проверочные задания, будут вынуждены повторно проходить тот же материал, только с преподавателем на очном занятии? Не снижает ли этот фактор их мотивацию к заблаговременному самостоятельному изучению темы?

  • Уважаемый автор! Несколько раз с интересом перечитала текст статьи и не смогла найти для себя ответы на вопросы: 1. Благодаря чему электронная поддержка (курс, разработанный в среде Moodle), оказалась более эффективным средством обучения? Только ли "перевернутость", то есть возможность студентам самостоятельно знакомиться с теоретическим материалом и решать задачи в аудитории? Это можно обеспечить и традиционными средствами. Или с помощью каких-либо элементов курса в Moodle были разработаны ресурсы (например, тренирующие), которые позволили получить "лучшие результаты"? 2. Почему тестирование в контрольной группе проводилось другим способом - в письменной форме в виде традиционной контрольной работы? С уважением, Алла Александровна.

  • Автор пишет:

    Здравствуйте, Александр Павлович, спасибо за вопрос. Рассматривала только иностранных студентов, так как моя деятельность связана с преподаванием математики иностранцам на подготовительном факультете.

  • Автор пишет:

    Здравствуйте, Алла Александровна. Постараюсь ответить на Ваши вопросы: 1. Традиционное обучение мы не пытаемся полностью отменить для студентов-иностранцев, а лишь пытаемся его дополнить электронной поддержкой, т.е. эффективно будет для их обучения и повышения успеваемости сочетать эти два вида. Студенты могут ознакомиться с новой темой и на традиционном занятии, и в случае возникновения вопросов и трудностей обратиться к электронной поддержке, в которой также есть теоретический материал по данной теме. Также тесты, разработанные в системе Moodle в сочетании и с решением задач на уроке помогают студентам правильно научится решать различные задания, как теоретические так и практические. Решая тест в Moodle студент по итогам теста может увидеть свои результаты, оценить их, увидеть свои ошибки и понять, что у него получается, а что нет и в дальнейшем уделить внимание определённым типам заданий. 2. Экспериментальную группу оценивала по результатам тестирования система Moodle. В контрольной группе проводились традиционное занятия, поэтому и использовалась традиционная контрольная работа. Спасибо за вопросы!

  • Здравствуйте. Спасибо большое за интересную и содержательную статью. Вы провели основательную работу, представили солидную статистическую "базу". Единственный вопрос...Не совсем понятно только почему рассмотрены именно иностранные студенты? Математический язык - универсален, следовательно аспекты языкового барьера отпадают.

Оставьте свой комментарий