Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Невзорова Е.Н.
МБОУ «СОШ №1»
г.Коркино, Челябинской обл.
Nevzorova_chel@mail.ru

Использование программы Adobe Captivateв проектной деятельности школьников


Nevzorova E.N.
Secondary school №1
Korkino, Chelyabinsk region, Russia
Nevzorova_chel@mail.ru

Using Adobe Captivate in the project activity of schoolchildren

This article describes the use of the Adobe Captivate program in the organization of educational, research and project activities of schoolchildren.

Введение ФГОС во многом меняет подход к образованию школьников. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На ступени основного общего образования у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся два основных вида — это проект и исследование. К тому же новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера[1].

Рассмотрим использование программы Adobe Captivate в организации проектной деятельности школьников.

Специализированная программа Adobe Captivate предназначена для создания учебных мультимедийных ресурсов. С её помощью можно создавать электронные учебные курсы по любым предметам: создание видео-уроков, симуляций приложений, учебных презентаций, тестов. Программа Adobe Captivate позволяет импортировать и использовать изображения, видео, аудио, добавлять переходы, субтитры. Имеется возможность повторного использования имеющихся учебных материалов и создание на их основе новых. Сгенерированные клипы можно преобразовать в формат МР4 и загружать на сайты видеохостинга. Также можно применять программу для конвертирования презентаций в формат Flash, PDF, SWF. Используя программное обеспечение Adobe Captivate можно быстро создать профессиональный контент для электронного обучения с улучшенной интерактивностью, не имея навыков программирования и работы с мультимедийными продуктами. Интерфейс программы Adobe Captivate достаточно понятный[2].

Рассмотрим использование программы Adobe Captivate для создания практико-ориентированных проектов. Эти проекты отличает четко обозначенный результат деятельности участников, этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику [3].

Организуя проектную деятельность школьников, чётко обозначаем результат деятельности (презентация, тест, видео-урок и т.д.). Разрабатываем структуру, на данном этапе можно использовать шаблоны и процессы совместной работы учащихся. Создаём продукт, при этом, результатом совместной работы может быть электронная рабочая тетрадь, пособие, сочетающие в себе ситуационное моделирование, обучение на основе сценариев, тестовые задания. Готовый продукт внедряем в практику, т.е. используем на уроках. Совместная деятельность над проектом помогает каждому ученику внести свой особый индивидуальный вклад, обменяться знаниями. Работа в команде открывает большие возможности для кооперирования, возникновения познавательной коллективной деятельности учащихся. Общаясь и помогая друг другу, при создании проекта, учащиеся быстрее получают нужный результат.

Так, работая над проектом, мои учащиеся совместно создают интерактивную рабочую тетрадь по факультативному курсу «Логика». В неё входят презентации и тесты в формате SWF. Тестовые задания предусматривают наличие теоретического материала, вопросы с выбором одного варианта ответа из нескольких предполагаемых, ввод ответа в пустое поле, определение порядка действий, проверку ответов и подсчёт общего количества баллов. В тестовых заданиях есть возможность просмотра ошибок с пояснениями. Можно выполнить более лёгкие задания затем перейти или вернуться к сложным заданиям. Целесообразно применять теоретические пояснения перед началом тестирования, это могут быть правила, примеры решения подобных задач. Данное электронное учебное пособие может применяться в нескольких вариантах: на уроках для объяснения материала, во внеурочной деятельности, на факультативных курсах, а также для самостоятельного изучения учащимися в виде дистанционного курса. Учебное пособие было апробировано на учащихся 5 классов. Использование данного пособия экономит время на уроке, увеличивает количество выполненных заданий учащимися самостоятельно.

Рис.1 – разработка теста «Общие утверждения» в программе Adobe Captivate

Рис. 2 – тестовое задание с выбором одного варианта ответа из нескольких предполагаемых

Рис.3 – тестовое задание на установление соответствия

Рис.4 – тестовое задание с вводом ответа в пустое поле

Оптимальный вариант обучающих курсов, разработанных с использованием программы Adobe Captivate - практикумы с элементами теории, объединяющие тренировку работы на тестовых заданиях с теоретическими пояснениями. Качественно созданные электронные учебные пособия в программе Adobe Captivate становятся эффективным средством обучения.

Проектная деятельность направлена на формирование основных ключевых компетентностей. Использование программы Adobe Captivate в организации проектной деятельности школьников будет являться эффективным средством формирования высокого уровня общественной культуры и образования школьников, активизации самостоятельной деятельности ребёнка, создания собственного, личностно-значимого электронного продукта. Задача педагога заключается в грамотной организации и профессиональном психолого-педагогическом сопровождении проектной деятельности обучающихся.

Литература:
1. Брославская, Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО / Т.Л. Брославская// Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 5-6
2. Березовский, В.С. Создание электронных учебных ресурсов и онлайновое обучение: учебное пособие/ В.С. Березовский, И.В. Стеценко. - Изд. группа BHV, 2013. — 176 с
3. Виды и типы творческих работ и проектов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tvorcheskie-proekty.ru/node/70 - Практико-ориентированные проекты - (Дата обращения:11.03.2017)
4. Карасёва, И.В. Организация групповой работы в совместной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / И.В. Карасёва.- Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/104728/ (Дата обращения:11.03.2017)
5. Обзор возможностей инструмента Adobe Captivate [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/309698/ - Обзор возможностей инструмента Adobe Captivate - (Дата обращения:11.03.2017)

Комментарии

  • Здравствуйте. Спасибо за очень интересную статью, прочитал с большим удовольствием. Безусловно такие технологии должны быть задействованы...Обычно в педагогической практике описанные Вами технологии используются для подготовки студентов ВТУЗов (будущих инженеров, технологов и конструкторов) в рамках технических семинаров. Но думаю, что и в школе данные технологии будут полезны. Возникает один вопрос, а педагогическое сообщество обладает надлежащими ИКТ компетенциями, чтобы качественно и на должном уровне сопровождать данныи творческий процесс?

Оставьте свой комментарий