Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Савинова Л. Ю.
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
ludmila.savinova@gmail.com

Использование ИКТ в работе социального педагога: новые возможности


Savinova L.U.
HSPU,
Saint-Petersburg, Russia

Using ICT in the social teacher`s work: new opportunities

The article is devoted to the description of the possibilities of various web resources in the social teacher`s work. ICTs used in diagnosis, individual and group work, collaboration with parents, presentations of the results of their activities to the professional community are described.

Информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в систему работы современного учителя. Не исключением является и социальный педагог. Использование ИКТ позволяет быстро и эффективно собирать, обрабатывать, передавать, анализировать и обобщать информацию.

Большая часть работы социального педагога связана с диагностикой с целью выявления социальных и личностных проблем школьников. Изучение социальной микросреды, условий воспитания обучающихся, выявление проблем, потребностей, социальных рисков требует тщательности в подготовке материалов исследований, конфиденциальности при проведении, достаточного количества времени для проведения диагностик. Анкеты, опросы и тесты социально-психологического содержания удобно оформлять в Google Forms. Это ускоряет процесс получения данных, позволяет быстро обработать и сохранить результаты. Эффективными в таком виде работы могут быть и сервисы Survio.com, Testograf.ru, Surveymonkey.com, Anketolog.ru. Освоение этих ресурсов не является сложным и трудоемким, позволяет создать удобный банк диагностик, ссылки на которые можно пересылать ученикам и их родителям, другим педагогам, которые в свободное время могут пройти анкетирование или опрос.

Следующим этапом работы социального педагога становится планирование и проектирование программ и моделей социально-педагогической поддержки обучающихся. В этом процессе, а также в фиксации результатов социального педагогической деятельности в целом и индивидуальных особенностей динамики развития каждого ребенка, помогут ленты времени предлагаемые такими сервисами как Dipiti, Timeline,TimeToast. Возможность с помощью этих ресурсов совместно планировать, визуализировать результаты своей работы, дополнять комментариями, фотографиями и видео, сохранять и распространять опыт социальных акций и проектов, делает увлекательным происходящее для школьников. Уже созданные ленты времени могут стать основой для планирования деятельности социального педагога в похожих воспитательных ситуациях, для того, чтобы делиться опытом с коллегами, организовывать совместное планирование социально-педагогической деятельности для повышения ее эффективности.

Достаточно большой объем работы социального педагога связан с разработкой и проведением мероприятий по профилактике и воспитанию социально-одобряемого поведения, мероприятий, направленных на приобретение обучающимися актуального социокультурного опыта самореализации в социальной практике, организации творческих занятий, направленных на формирование у обучающихся социальной компетентности, знаний о социальной действительности, способах решения социальных проблем. Приложения Learning Apps, Edmondo, Classtools и др. созданы для поддержки образовательного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Эти онлайн-сервисы позволяют создавать обучающие модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен ими между педагогами, организовывать работу обучающихся (в том числе, и по созданию новых модулей). Шаблоны сгруппированы по функциональному признаку:
• выбор – упражнения на выбор правильных ответов;
• распределение – задания на установление соответствия;
• последовательность – на определение правильной последовательности;
• заполнение – упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах;
• онлайн-игры – упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками.

Задания, созданные с помощью этих приложений, позволяют охватить большее количество школьников, дают возможность присоединить к процессу социально-педагогической работы детей, которые получают образование на дому, дистанционно.

Значительным потенциалом обладают технологии, связанные с применением видеоматериалов. Прежде всего полезным будет просмотр и обсуждение материалов с сайтов Youtube, Yandex видео и др., посвященных классическим и современным социальным экспериментам - особому жанру, в котором авторы видеосюжета специально устраивают различные нестандартные ситуации и снимают реакцию людей. Наблюдение и обсуждение таких социальных экспериментов как «Помощь бездомному», «Спасение самоубийцы», «Кража ребенка», «Брошенный хлеб» и другие имеют высокий воспитательный эффект.

Эффективно и интересно может быть организована работа по самостоятельному созданию видеосюжетов детьми на темы, актуальные для современных школьников и связанные с социально-педагогической проблематикой. В этом помогут такие сервисы как VideoToolbox, FileLab Video Editor, Animoto, Life.Film и др.

Школьники могут также самостоятельно создавать комиксы, мультфильмы, видеопрезентации, носящие агитационный характер или рассказывающие результаты их деятельности в рамках социально-педагогического направления. Для этого подойдут сервисы PowToon, Moovly, DigitalFilms.com, Scratch, Pivotanimator.net, ToonDoo, ComicMaster и др.

В социально-педагогическом просвещении детей и их родителей значительную помощь окажут виртуальные цифровые доски Padlet, Lino, FlockDraw, Popplet, Rizzoma, Scrumlr, Twiddla, WikiWall и другие, на которых можно хранить большое количество разнообразной информации. Такие сервисы позволяют делиться собранными материалами, дополнять их вместе с другими педагогами, детьми, родителями, включая всех в процесс социально-педагогической работы. «Стены» могут содержать информацию по отдельным темам «Безопасность на дороге», «Правонарушения», «Предотвращение вредных привычек», «Компьютерная зависимость» и др. по профилактике социальных девиаций и социальной реабилитации обучающихся, совершивших правонарушения, имевших проявления девиантного поведения.

Кроме того на «стенах» может быть необходимая информация по списку и правилам заполнения документов, ответы на часто задаваемые вопросы и т.д.

Организуемая социальным педагогом работа предполагает сетевое взаимодействие, направленное на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ. Для этого удобными будут уже ставшие традиционными сервисы:
• вики-системы, блоги, Web-чаты, теги, закладки;
• социальные сети уже существующие или созданные организаторами сетевого взаимодействия (например, www.dnevnik.ru и www.educationalnetworking.com);
• видео- и телеконференции учебного назначения;
• учебные форумы для дискуссий, проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических и других форм учебных Web-проектов;
• средства, предоставляемые сервисами поисковых систем (Google,Yandex);
• средства прямых речевых и визуально-речевых контактов (например, Skype).

Хорошие результаты показали и новые сервисы, например, SchoolCircle.

Для студентов бакалавриата института детства в 2016-17 учебном году был организован курс, позволяющий освоить ИКТ технологии будущим социальным педагогам. В начале курса студенты испытывали трудности в освоении некоторых ресурсов, неустойчивое желание обучаться новым навыкам, боязнь неправильно выполнить задания из-за неверного использования ресурса, но по мере освоения курса их мотивация возросла, появилось желание самим искать новые возможности, делиться разработанными материалами, обсуждать эффективность и перспективы использования новых ресурсов, что подтверждает значительные возможности ИКТ в организации эффективной социально-педагогической деятельности.

Комментарии

  • пишет:

    Александр Павлович, спасибо Вам за интерес к моей статье и столько важных вопросов! К сожалению, сегодня в школах отдельной ставки школьного психолога нет, а социальный педагог есть. Его функции - социально-педагогическая поддержка, воспитание и адаптация обучающихся. Он консультирует родителей, детей, педагогов, держит связь с социальным отделом района - у учителей школы совсем нет на это времени. Что касается социального эксперимента, то, конечно, эта проблема есть. Подготовить и провести социальный эксперимент, а главное проанализировать его результаты - это очень большая работа! На занятиях мы используем уже снятые социальные эксперименты и всегда обсуждаем ПОЧЕМУ люди так поступают и что нужно сказать детям,чтобы они поступали по-другому. Это основная цель, ведь главное - не осудить, а помочь.

  • Здравствуйте. Поясните пожалуйста чем принципиально и функционально социальный педагог отличается от школьного психолога? Какова специфика предметной области каждого из них? Насколько остро в рамках научно-педагогического сообщества стоит вопрос об этичности социальных экспериментов? Знаю, что психологическим сообществом такие эксперименты не приветствуются и постоянно ведутся жаркие дискуссии на эту тему!!! Способны ли обучаемые самостоятельно грамотно поставить социальный эксперимент? Есть ли здесь определенные риски при его натурном проведении?

  • Очень познавательная статья. Людмила Юрьевна Савинова провела сложную, но увлекательную работу, которая может улучшить и упростить деятельность социального педагога. Являясь студенткой было интересно изучать новые формы работы социального педагога. При работе с различными ресурсами появлялись трудности, но Людмила Юрьевна помогала с ними справляться. Действительно, использование современных компьютерных технологий полезно не только для социальных педагогов, но и для всех работников образовательной системы.

Оставьте свой комментарий