Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Доронина Е.В.
МБОУ «СОШ № 1», учитель информатики
г. Коркино,
doronina-ek@mail.ru

Роль практико-ориентированных заданий при изучении школьного курса программирования


Doronina E. V.
MBOU "SOSH № 1"
Korkino

The role of practice-oriented tasks in the study of school course of programming

Practice-oriented tasks play an important role in teaching programming. They allow you to get away from the boring creation of programs and to show students how to use their knowledge in real life, to understand the role of programming in the modern world. Such tasks increase motivation to learning, contribute to the development of self-education skills.

Главной задачей Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года является обеспечение инновационного характера образования, в том числе: обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений [1].

Целью образования сегодня является не просто получение учащимися фундаментальных знаний, а способность обучающегося применять полученные знания на практике, находить личностный смысл в обучении, проводить саморефлексию своей деятельности, освоить межпредметные понятия и универсальные учебные действия [2]. Поэтому изменения, коснувшиеся российского образования, направлены, прежде всего, на смену модели образования, где обучение должно ориентироваться на саморазвитие и самореализацию личности учащегося.

В достижении поставленных целей помогают практико-ориентированные задачи, которые имеют насыщенное содержание, связь с жизнью, реализуют интеграцию предметов, а также, позволяют находить личностный смысл в обучении. Они активно внедряются в обучение по разным предметам, в том числе и информатике.

Практико-ориентированные задания в информатике дают отличную возможность для оптимального сочетания теоретического и практического материала. С помощью таких заданий можно наглядно продемонстрировать возможности IT технологий в бытовой, повседневной и профессиональной деятельности [4].

В информатике практико-ориентированные задания чаще всего встречаются в разделах информационных технологий, а такой сложный для учащихся 9-11 классов раздел, как Программирование, содержит их небольшое количество. С одной стороны программирование и так можно считать практико-ориентированным, т.к. для решения какой-либо задачи составляется программа в среде программирования. С другой стороны, не каждая задача в программировании имеет насыщенное содержание, связь с другими предметами или может применяться в жизни.

Чаще всего школьные уроки по программированию сводятся, по сути, к изучению конструкций языка программированию и составлению программ с данными конструкциями. Школьники с разным успехом и разным интересом изучают базовые алгоритмы, типы данных, синтаксис операторов и постигают приемы программирования, но многие не умеют применять их для решения встречающихся на практике задач.

Задачи по программированию обычно математические, они лишены наглядности. У школьников создается впечатление о программировании как о скучном и нудном занятии. Они часто задают вопросы «Для чего это нам? Где это мне пригодится?»

Для того чтобы решить проблему «скучного» программирования, я активно внедряю практико-ориентированные задачи на уроках в 9-х и 10-11 классах (профильный курс).

Такие задачи должны удовлетворять следующим требованиям:
1. Приближенность к жизни и действительности, предоставление возможности установить связь с полученными знаниями и опытом, осознать необходимость применения полученных знаний в будущем.
2. Наличие проблемы или противоречия.
3. Решаемость задачи в пределах отведенного времени и в условиях индивидуальных знаний, умений и способностей учащихся.
4. Возможность различных способов решения.
5. Эффективность и целесообразность создания программного продукта.

Структура практико-ориентированного задания следующая: стимул, задачная формулировка, источник информации и инструмент проверки.

Стимул представляет собой мотивирующую ситуацию, которая включает учебные, познавательные, соревновательные, внешние мотивы. Стимул обеспечивает практико-ориентированную жизненную ситуацию, мотивируя при этом учащегося на выполнение задания, устанавливает личностный смысл получения знаний, отвечает на вопрос «Где мне это может пригодиться?». Таким образом, стимул позволяет получить учащимися личностные результаты обучения.

Задачная формулировка представляет собой конкретный вопрос или описание деятельности учащегося для решения задания. Каждый вопрос, включенный в состав задачной формулировки, должен быть нацелен на оценку достижения конкретных планируемых результатов. Источник информации содержит данные, необходимые для успешной реализации программы. Так как часто практико-ориентированные задачи по программированию требуют интегрированных знаний из смежных предметов и жизненных ситуаций, то эти межпредметные понятия должны присутствовать в источнике информации.

Инструмент проверки определяет критерии оценивания решения задачи. Чаще всего инструментом проверки задач по программированию является набор тестов – исходных данных, для которых известен результат.

Условно практико-ориентированные задачи можно разделить на три типа: межпредметные, из различных областей профессиональной деятельности человека, из общественной жизни.

Рассмотрим примеры заданий:
1. Межпредметные.
Задача «Корни квадратного уравнения», тема «Условный оператор», раздел «Программирование на языке Pascal», 8-9 класс:

Стимул На математике вам часто приходится решать квадратные уравнения. Иногда вы допускаете ошибки при вычислениях. Вы хотели бы иметь средство проверки правильности ваших ответов.
Задачная формулировка Составить программу, которая по заданным коэффициентам a, b, c квадратного уравнения  будет находить корни или сообщать, что корней нет.

Источник информации

Условный оператор в Pascal
If условие then оператор1 else оператор2; (если условие то оператор1 иначе оператор2)
Нахождение корней квадратного уравнения:

Если d<0 то корней нет. Если d=0, то один корень.

Инструмент проверки

Входные данные

Выходные данные

5 -6 3

Корней нет

2 -6 3

x1=0,63 x2=2,34

1 -2 1

X=1

 

В зависимости от уровня учащихся источник информации и инструмент проверки может отсутствовать, тогда учащиеся должны сами вспомнить необходимые знания и продумать набор тестов для проверки. Такое задание будет говорить о повышенном уровне знаний учащихся.

2. Из различных профессиональных областей:
Задача «Индекс массы тела», тема «Компоненты формы», раздел «Объектно-ориентированное программирование», 11 класс (профильный курс):

Стимул

Часто врачам для выяснения причин заболеваний необходимо определить степень дефицита массы тела или ожирения. Врач попросил вас автоматизировать его расчеты.

Задачная формулировка

Составить приложение, позволяющее по введенному росту (м) и весу (кг) человека определить его степень дефицита массы тела или ожирения.

Рис. 1. Примерный вид формы

Источник информации

(Информация о компонентах формы и их свойствах размещается в отдельном приложении)
Индекс массы тела вычисляется по формуле:
ИМТ = вес (кг) : {рост (м)}2


Индекс массы тела

Соответствие между массой человека и его ростом

16 и менее

Выраженный дефицит массы

16—18,5

Недостаточная (дефицит) масса тела

18,5—25

Норма

25—30

Избыточная масса тела

30—35

Ожирение первой степени

35—40

Ожирение второй степени

40 и более

Ожирение третьей степени

Инструмент проверки

Входные данные

Выходные данные

вес=58, рост=1,55

Норма

вес=92, рост=1,7

Ожирение первой степени

вес=42, рост=1,68

Выраженный дефицит массы

 

Объектно-ориентированное программирование (ООП) визуализирует результаты вычислений, скрывая при этом программный код. Поэтому продукты, созданные программистами с помощью этого вида программирования, применяются людьми разных профессий, а также в жизненных ситуациях. Таким образом, изучая ООП на примере практико-ориентированных заданий, учащиеся получают элементы профессиональных знаний.

3. Из общественной жизни.
Задача «Чашка чая», тема «Цикл с предусловием», раздел «Программирование на языке Pascal», 10 класс (профильный курс):

Стимул

Бабушка любит зеленый чай. Для сохранения полезных свойств зеленый чай необходимо заваривать водой при 700. Через сколько минут после кипячения воды, необходимо заварить чай? Автоматизируйте расчеты бабушки.

Задачная формулировка

Составить программу для решения данной задачи: через сколько минут кипяток (1000) остынет до 700, если температура воздуха – 200.

Источник информации

Цикл с предусловием


While условие do begin
Операторы;
end;

пока условие делай начало
Операторы;
конец;

Приближенно можно считать, что скорость охлаждения горячего чая, налитого в стакан, пропорциональна разности между его температурой и температурой воздуха. За 1 минуту температура чая примерно снижается на 3% от разности этих температур.

Инструмент проверки

Входные данные

Выходные данные

---

17

Часто после изучения определенной темы программирования учащимся предлагается составить свою практико-ориентированную задачу, что позволяет ему увидеть потенциальные возможности использования полученных знаний в практической деятельности человека, научиться действовать в конкретной жизненной ситуации.

Решение практико-ориентированных задач по программированию способствует получению не только предметных результатов в виде сформированной системы знаний и умений по данной теме, но и метапредметных результатов. Урок с применением практико-ориентированных заданий необходимо построить таким образом, чтобы у учащихся формировались умения ставить цель самостоятельно, составлять план решения задачи, контролировать и корректировать свои действия.

Практико-ориентированные задачи в программировании способствуют повышению мотивации к обучению, эффективному получению предметных знаний и формированию практических навыков, развивают систему ценностей учащихся, профессиональных позиций и жизненных установок.

Литература:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.mari.ru/ou_respub/sh14/commondocs/Концепция%20развития%20образования%20%20РФ%20до%202020%20%20г.pdf (дата обращения: 10.03.2017)
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf (дата обращения: 10.03.2017)
3. Алферьева М.К. Практико-ориентированный подход в обучении информатике. – Саратов, 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://saratov.ito.edu.ru/2013/section/206/92368/ (дата обращения: 10.03.2017)
4. Макарова Н.В. Моделирование средствами языка программирования как технология системно-деятельностного подхода в обучении / Макарова Н.В. Нилова Ю.Н. // Педагогическое образование в России. – 2012 - №5

Комментарии

  • CurtisMet пишет:

    Мы ценим ваше время и делим с вами общие цели. Ваши продажи для нас главный приоритет. заказать продвижение сайта логин скайпа SEO2000 оращайтесь договримся есть примеры работ логин скайпа SEO2000

Оставьте свой комментарий