Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Швецов Г.В.
РГПУ им. А.И. Герцена,
программист отдела информатизации образования,
г. Санкт-Петербург
shvetzoff.german@yandex.ru

Система веб-ресурсов для управления учебным процессом в университете


Shvetsov G.V.
HSPU,
St. Petersburg, Russia

System of web-resources for managing the educational process at the university

The article describes the purposes, classes of users and tasks related to the management of the educational process at the university. As an example, the article provides the web-resource system developed by the author.

Требования к наличию электронной информационно - образовательной среды (ЭИОС), предназначенной, в том числе для обеспечения открытости информации о различных аспектах образовательного процесса в университете, сформулированы в нормативных документах Министерства образования и науки, ФГОС ВО. При этом состав и назначение электронных образовательных ресурсов как компонентов среды не уточняются, такие решения принимаются вузами самостоятельно, в соответствии с внутренними потребностями и имеющимся ресурсным обеспечением. Закон об образовании определяет особый статус педагогических работников, предоставляемые им «права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач» [1].

Согласно такому подходу, в РГПУ им. А. И. Герцена была создана интегрированная информационная система управления учебным процессом (ИСУП – http://oio.herzen.spb.ru). Наполнение базы данных ИСУП обеспечивается оперативным формированием целостной, без дублирования информации, основанной на многопользовательской, сетевой работе подразделений университета, связанных с организацией и управлением учебным процессом. В структуру ИСУП входит более 30 информационных систем, приложений к базе данных, установленных в подразделениях университета, разработанных на основе использования современных средств информационных технологий, обеспечивающих формирование информации в базе данных ИСУП [2]. Кроме того в системе задействован ряд веб-ресурсов, ориентированных на представление актуальной информации о различных аспектах образовательного процесса как для преподавательского состава и руководства, так и для контингента студентов.

В соответствии с общим трендом развития средств ИТ, ориентированным на максимальное использование потенциала Интернет-технологий, актуальной представляется задача разработки системы веб – ресурсов для управления учебным процессом, которая будет включать комплекс программ, реализующих доступ к информации из единой базы данных ИСУП. Задача предполагает: анализ рынка информационных технологий, формулирование требований к функционалу и интерфейсу, выбор технических средств.

Опишем инструменты и соответствующие классы задач, решаемые с помощью этих инструментов, выявленные на основе проведенного автором анализа средств создания веб – ресурсов. Данный анализ позволил сделать вывод о том, что, согласно статистике, наиболее распространенными, хорошо документированными и сопровождаемые средами для решения различной сложности задач, являются следующие классы инструментов, которые могут быть использованы при разработке:
I. СУБД:

  • язык SQL – запросов в синтаксисе языка Firebird обеспечивает выборку из базы данных соответствующей информацией об образовательном процессе [4];
II. Реализация взаимодействия интерфейса и пользователя:
  • язык HTML – разметки и верстки Internet – страниц;
  • прототипно – ориентированный сценарный язык программирования — JavaScript – предоставляет доступ к объектам форм страниц [3]. В браузере JavaScript умеет делать всё, что относится к манипуляции со страницей, взаимодействию с посетителем и, в какой-то мере, с сервером:
    • 1. Создавать новые HTML-теги, удалять существующие, менять стили элементов, прятать, показывать элементы и т.п.
    • 2. Реагировать на действия посетителя, обрабатывать клики мыши, перемещения курсора, нажатия на клавиатуру и т.п.;
    • 3. Посылать запросы на сервер и загружать данные без перезагрузки страницы (эта технология называется "AJAX")[4].
    • jQuery — библиотека JavaScript, ориентированная на взаимодействие JavaScript и HTML [5], предназначена для получения доступа к любому элементу структуры HTML - страницы и упрощения взаимодействия с DOM (Document Object Model — «объектная модель документа»). Более прозрачная логика загрузки страниц (вместо цепочки вызовов записывается набор функций, что несомненно сокращает код);
    III. Backend (внутренняя реализация) приложения, архитектура и функционал:
    • объектно - ориентированный язык PHP — для представления результатов SQL - запросов на страницах HTML, создания сценариев на web – сервере [4];
    • php фреймворк «Laravel» — каркас из набора библиотек, облегчающий разработку программного продукта. Фрэймворк оснащен полезными функциями, такими как шаблоны, механизмы управления сеансами и библиотеки доступа к базам данных. Использование такого средства повышает гибкость в ходе разработки сайта и позволяет сэкономить много времени.

    Выделим компоненты ИСУП, которые на взгляд автора целесообразнее, в первую очередь, реализовать в Интернет - среде:
    • «Индивидуальный план работы преподавателя». Данный ресурс позволит преподавателю в дистанционном режиме осуществлять редактирование персональной информации и производить ввод данных о различных видах работ;
    • «Расписание занятий». Система предназначена для создания корректного расписания занятий, зачётов, экзаменов и государственных аттестационных испытаний (ГАИ), основанные на рабочих планах и распределении нагрузки преподавателей. Модуль обеспечит диспетчеров возможностью оперативной корректировки расписания для обеспечения достоверных данных, просмотра расписания в удаленном доступе;
    • «Электронный мониторинг». Предполагается, что ресурс позволит ответственным за информатизацию получать доступ к информации об электронных учебных курсах, реализуемых в рамках дисциплин, которые ведут преподаватели на соответствующем факультете, редактировать информацию о курсах, просматривать и выполнять заявки на создание электронных учебных курсов от преподавателей;
    • «Справочная система для руководителя» обеспечивает формирование сводных данных об аспектах образовательного процесса (информация о нагрузках кафедр, профессорско - преподавательского состава, контингента студентов), позволит руководству принимать эффективные решения, основываясь на такой информации в оперативном доступе.

    В первом приближении модель системы веб-ресурсов может быть описана следующим образом: при авторизации каждый класс пользователей имеет доступ к соответствующим приложениям, например, диспетчеры факультетов/институтов/филиалов имеют доступ к программе «Расписание», ответственные за информатизацию факультетов/институтов/филиалов – «Электронный мониторинг». Система предполагает наличие адаптивного интерфейса, что обеспечит удобную работу не только на ПК, но и на мобильных устройствах. Описанная выше система доступа пользователей отражена на рисунке 1.

    Рисунок 1. Схема авторизации пользователей в системе веб – ресурсов

    Работы выполняются в соответствии с перспективным планом работ отдела информатизации образования, в логике Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена 2016-2020.

    Литература:
    1. Баранова Е.В., Симонова И.В. Модели инновационных информационных образовательных ресурсов и их реализация в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 167. С. 147-158.
    2. Баранова Е.В. Реализация информационной открытости образовательного процесса в вузе на базе корпоративных информационных систем и WEB-ресурсов // сборник: Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научной конференции, 2015 — С. 10-13.
    3. Введение в JavaScript [Электронный ресурс]//URL: https://learn.javascript.ru/intro (дата обращения: 27.02.2017).
    4. Швецов Г.В. Электронные образовательные ресурсы «Декан-онлайн» и «Проректор-онлайн. Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научной конференции 1 – 13 апреля 2016 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 250 с.

    Комментарии

    • Здравствуйте. Интересная статья. Приведена стандартная каркасно-модульная клиент-серверная организация с многоуровневым доступом...Не сомневаюсь в ее работоспособности, сам с 2011 года делаю такие ресурсы и иду похожим путем, даже инструментарий использую аналогичный... Есть ряд технологических вопросов: сколько администраторов и пользователей могут одновременно работать с системой? Характеристики сервера? Ну и под конец немного философии: а Вы уверены, что описываете именно систему управления обучением? То что я увидел больше похоже на систему сопровождения или поддержки обучающего процесса! А это разные вещи...

    Оставьте свой комментарий