Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Маслова Л.С.
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
lsm-2003@list.ru

Электронные ресурсы как средство развития и оценки профессиональной компетентности экономистов на занятиях по иностранному языку


В статье рассматриваются возможности использования современных информационных технологий на занятиях по иностранному языку в контексте меняющихся целей и задач высшего образования

Maslova L.S.
St. Petersburg, Russia

Electronic resources as a means for developing and evaluating the professional competence of economists at English lessons

The article discusses the potential of using modern information and communication technologies at English lessons with the regard to the changing objectives of higher education.

Проблема развития и оценки компетенций студентов является особенно актуальной в связи с переходом на компетентностную модель обучения и созданием единой зоны европейского высшего образования. Наряду с формированием компетенций особую значимость в качестве критериев качества обучения приобретают позиции, мотивации, установки субъектов в образовательном процессе [5].

Целью данной статьи является рассмотрение роли электронных ресурсов и информационных технологий на занятиях по иностранному языку в контексте меняющихся целей и задач высшего образования.

В современных научных исследованиях (И.Ю. Павловская, И.Г. Баканова, Е.И. Герасименко, Н.В. Сидакова, Е.О. Ускова и др.) отмечается, что дисциплина «Иностранный язык» является значимым средством профессиональной подготовки в вузе. С помощью дисциплины «Иностранный язык» развиваются личностно-значимые качества специалистов, мобильность, конкурентоспособность, компетентность. В свою очередь использование электронных ресурсов на занятиях позволяет наиболее полно реализовать данную функцию дисциплины, что обеспечивается за счет создания современной ресурсной базы («ресурсная избыточность»[5,с.172]), ведущей роли самоуправления или взаимоуправления (при реализации проекта) - персонификация и индивидуализация обучения, расширения коммуникационных связей, развития личностных смыслов обучающихся в решении образовательных задач т.е. в результате перехода от линейной, поточной групповой практики традиционных педагогических технологий к нелинейным, многовариантным практикам [5].

Для рассмотрения развития профессиональной компетентности ее структуру целесообразно рассматривать в составе трех компонентов и анализировать возможности использования электронных ресурсов на каждом этапе.

Для развития мотивационно-когнитивной составляющей профессиональной компетентности учебно-методический комплекс на занятиях по иностранному языку (в частности, электронный учебно-методический комплекс [2]) должен содержать тексты и задания, направленные на работу с терминологическим аппаратом, на получение профессионально-значимой информации из текста.

Составление корпуса предметной области (набор текстов разных жанров) для изучения лексических и грамматических явлений и выделение статистически значимой профессиональной лексики с использованием корпусных технологий является важным направлением в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку. Необходимость использования корпусных технологий связана с тенденцией большинства исследований в области лексической системы языка смещать фокус исследования от отдельного слова к словосочетанию и выделять таким образом в качестве единицы обучения профессионально-значимой лексике не отдельно взятое слово, а так называемое коммуникативно-значимое лексико-грамматическое единство.

Результаты исследования, приведенные в диссертации Гориной О.Г. [4] подтверждают эффективность использования корпусных технологий для отбора и изучения употребления статистически значимой профессиональной лексики. С точки зрения частотности употребления слов основное значение имеют только первые 2000 слов, далее частотность резко падает [4]. Добавление к словарному запасу обучаемого в 6 тыс. слов еще 4 тыс. увеличивает шансы встретить знакомые слова в тексте на 3%. С другой стороны, для специалиста в определенной области комфортным для чтения, понимания и полного погружения является уровень 97-98% знакомых слов в тексте. Следовательно, для того, чтобы увеличить долю знакомых слов, существенный уровень понимания профессионально-ориентированного текста необходимо сфокусировать обучение на текстах определенной тематики и использовать релевантную процедуру отбора терминов. Выделенные на основе корпусной процедуры отбора ключевые слова и понятия признаются самыми важными словами в тексте. Расширение словарного запаса студентов и изучение употребления лексических единиц, таким образом, идёт по линии использования корпусных технологий.

Корпусные ресурсы и программный инструмент Уордсмит Тулз 6.0 (Wordsmith Tools 6.0) (корпусный менеджер) позволяют преподавателям и студентам наблюдать «словарные облака» (визуальные изображения ключевых слов или коллокаций), конкорданс (строки сочетаемости) и строить лексико-грамматическую карту к выбранным словам и терминам (карту употребления слова), отмечая процесс сочетаемости слов на двух уровнях: коллигационном (морфосинтаксическом) и коллакоционном (лексико-фразеологического).

Важно отметить, что в контексте современных педагогических исследований тексты и задания должны содержать не только информационные знания, но и процедурные, рефлексивные, оценочные. В приложении к экономическим специальностям информационные знания включают основы экономической теории, менеджмента и финансов, банковского дела, правового и трудового регулирования предпринимательской деятельности. Процедурные знания, включая методологические, представляются принципами ведения бухучета, методиками расчета экономических показателей, способами организации функционирования предприятий. Рефлексивные и оценочные знания используются в процессе изучения студентами различных экономических теорий, концепций, обосновании собственных взглядов на изучаемые явления. Таким образом, подбор текстов корпуса для экономических специальностей подразумевает широкий доступ к онлайн ресурсам, электронным библиотекам, специальным базам данных. Работа с уже имеющимися в интернете корпусными ресурсами (например, Британский национальный корпус (British national corpus) и др.) предполагает наличие доступа к сети Интернет.

Для оценки развития мотивационно-когнитивного компонента компетентности используется компьютерное тестирование на знание терминов и их использование, грамматические задания, соединяющие языковые и профессиональные аспекты. Необходимым компонентом учебно-методического обеспечения являются в данном аспекте широко используемые программные платформы, такие как eLearning Server 4G, Moodle, Blackboard.

В данном контексте важно отметить также необходимость использования электронных ресурсов для статистической обработки тестовых данных, определения валидности, надёжности тестов, достоверности экспериментальных данных [1].

На этапе развития деятельностного и коммуникативного компонентов профессиональной компетентности экономиста в процессе выполнения компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) по специальности на занятиях по иностранному языку использование электронных ресурсов в системе eLearning Server 4G содержит следующие возможности:
- информационная база для преподавателя, сохраняющая ресурсы, созданные для определенного курса;
- предоставление информационных материалов для выполнения студентами компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ);
- оценивание в рамках процедур сопровождения проектной деятельности: возможность выполнения проекта в режиме онлайн с оценкой вклада каждого студента;
- создание портфолио выполненных продуктивных заданий;
- инструменты мотивации слушателей к обучению: бейджи, рейтинги.
- база вариативных тестовых заданий;
- квалиметрическая оценка компетентности студента: результаты выполнения тестов и КОЗ подвергаются количественной оценке, которая может быть интерпретирована качественно с использованием описания уровней развития компетентности [3,6];
- хранение результатов оценивания;
- возможность участия в вебинарах, онлайн конференциях;
- чаты, блоги, возможность общения с преподавателем и создание сообществ по интересам («коммуникационная масштабируемость, нелинейность, многовариантность» [5, с.172];
- мобильное обучение, включающее в себя как ориентацию курсов под мобильные устройства, так и дополнительные возможности для курсов, предполагающих интерактивность. Например, можно включать в курс задание на проверку произношения: студент может начитать текст на диктофон смартфона, сразу добавить запись к ответу, ответ попадает в систему обучения, и преподаватель оценивает правильность произношения.

Возможности платформы eLearning Server 4G позволяют также осуществлять квалиметрическую оценку компетентности персонала любой компании и, в частности, преподавательского состава университета с определением направления повышения квалификации. В системе есть дополнительные инструменты для мотивации студентов и преподавателей, такие как рейтинги успешности и бейджи, которые присваиваются автоматически или вручную в случае определенных достижений.

Таким образом, необходимость повышения эффективности обучения в процессе подготовки специалистов, в частности, экономистов, вызывает потребность в использовании современных технологий. Использование информационных технологий позволяет реализовать дидактические принципы наглядности, систематичности, профессиональной ориентированности, осуществления обратной связи, использование индивидуального подхода и самоконтроля, соблюдение эргономических требований, позволяет ориентироваться на самостоятельную продуктивную и творческую деятельность студентов и внедрять объективную систему оценивания результатов обучения.

Литература:
1. Актуальные вопросы языкового тестирования (Пять лет секции тестологии в рамках Международной филологической конференции СПбГУ): Коллективная монография / Под ред. И.Ю. Павловской. -СПб Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. -360с.
2. Балакирева Э.В., Власова Е.З. Электронный учебно-методический комплекс как средство обеспечения качества подготовки современных специалистов в вузе // Человек и образование. Академический вестник Института образования взрослых Российской Академии образования, № 4, 2012. – С. 75-80.
3. Бачина Т.В., Ерзылева А.А. Разработка методики оценки сформированности компетенций экономиста в рамках проведения итоговой государственной аттестации // Science Time. -№11(23). -2015. - С.43-50.
4. Горина О.Г. Использование технологий корпусной лингвистики для развития лексических навыков студентов-регионоведов в профессионально-ориентированном общении на английском языке. Автореферат дисс. на соиск. уч.ст.канд.пед.н.-Москва, 2014.
5. Носкова Т.Н. Черты новых образовательных технологий в виртуальной среде самостоятельной работы студентов//Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве:Сборник научных статей.-СПб.:Изд-во Политехнического университета, 2013. - С.168-173.
6. Сидорин А.В., Сидорин В.В. Метод оценки компетенций специалистов по технологии e-learning//Международный журнал экспериментального образования.-2015.- №3-4.- C.530-535. [Электронный ресурс].-URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metod-otsenki-kompetentsiy-spetsialistov-po-tehnologii-e-learning-1 .-[дата обращения 09.06.2016].

Комментарии

Оставьте свой комментарий