Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Петлякова Ц. Э.
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
tcagana.petlikova@gmail.com

Селивановская О. А.
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
seliv.olg@yandex.ru

Использование мобильных технологий при обучении английскому языку в ДОУ: взгляды родителей и готовность дошкольников


В статье описывается современное состояние оценки знаний обучающихся в образовательном пространстве. Представляется опыт ученых, исследующих тему оценки знаний обучающихся на онлайн занятиях во время проведений контрольных мероприятий, использование дистанционной технологии при преподавании информатики, а также средства оценки знаний. Предлагается решения задач в системе оценивания онлайн курсов информатики.
Ключевые слова: дистанционное обучение, информатика, онлайн курсы, оценка знаний

Petlyakova Ts. E
HSPUR,
St. Petersburg, Russia

Selivanovskaia O. A.
HSPUR,
St. Petersburg, Russia

Using mobile technologies in teaching English to pre-school children: parents’ views and children’s proficiency

The article deals with the problem of using mobile technologies in English language teaching to pre-school children. We describe the results of research conducted in order to study conditions for implementing mobile technologies in early language education in Russia. The first part of research was aimed at parent`s views on using mobile devices in learning process at kindergarten. The second part of research was aimed at assessing pre-school children`s skills of using mobile technologies.

Мобильные технологии, которые представляют собой цифровые устройства с расширенными возможностями, способствуют развитию мобильного обучения, в том числе обучения английскому языку с помощью различных программ и мобильных приложений. В современной литературе существует термин MALL (Mobile-Assisted Language Learning) – это изучение иностранного языка посредством использования мобильных устройств, которое можно осуществлять в любое удобное время и в любом удобном месте (1).

Современная система дошкольного образования России не может игнорировать сложившийся факт взаимозависимости информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и образования. Популярность применения мобильных технологий в образовании растет, поэтому в дошкольном образовании нужно разрабатывать эффективные методики обучения английскому языку с применением мобильных технологий. Кроме того, нужно искать новые стратегии и способы для того, чтобы эффективно использовать мобильные технологии в достижении целей, которые мы ставим в обучении детей английскому языку в ДОУ.

Мобильное обучение английскому языку в ДОУ имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения. В мобильных приложениях, с помощью которых и происходит обучение, применяется мультимедийный контент, т.е. дошкольники имеют возможность воспринимать учебную информацию в разных формах: текстовой, графической, звуковой. Интерактивная подача материала обогащает процесс обучения дошкольников – делает его насыщенным и интересным, поэтому новая информация быстрее запоминается и усваивается, повышается мотивация детей дошкольного возраста к изучению английского языка.

Приложения для мобильных технологий по обучению английскому языку дошкольников содержат игровые задания. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно в игре формируется и развивается личность ребенка. Дошкольники получают знания, умения и индивидуальный опыт путем самообучения в процессе игры. Мобильные игры и упражнения учат старших дошкольников преодолевать трудности, заставляют их сфокусироваться на учебной задаче, при этом запоминая условия и правила игры.

У детей дошкольного возраста нет психологического барьера перед мобильными технологиями. Марк Пренски определил современное поколение детей, как “digital natives”, т.е. “коренной житель цифрового общества” (2). Дети проявляют большой интерес к мобильным технологиям, сначала они относятся к ним как к привлекательной игрушке, затем как к средству получения информации. Но для этого педагог и родители должны правильно позиционировать используемые гаджеты.

Интеграция мобильных технологий в процесс обучения дошкольников английскому языку невозможна без изучения отношения родителей (законных представителей) обучающихся. Поэтому нами было проведено анкетирование родителей детей дошкольного возраста. Всего в анкетировании приняли участие 27 родителей. Анкетирование проводилось в письменной и электронной форме. Опрос родителей был анонимным.

По результатам опроса родителей, мы выяснили, что 50% респондентов согласны с использованием обучающих мобильных приложений для планшетов в детском саду, т.к. необходимо с детства учить ребенка воспринимать планшет как средство обучения, а не развлечение и игрушку. 40% опрошенных считают, что использование планшетов на занятиях в детском саду должно быть ограничено. 10% отметили, что не согласны с использованием планшетов на занятиях в ДОУ.

Что касается вопроса о перспективных способах применения мобильных приложений для планшетов в ДОУ, то 10% родителей считают, что планшеты нужно использовать в ДОУ в качестве дополнительных заданий, 10% считают, что планшеты хорошо использовать в качестве домашних заданий для закрепления пройденного на занятии материала. 20% респондентов отметили, что планшеты нужно использовать в качестве альтернативного метода усвоения нового материала. 60% родителей считают, что планшеты нужно использовать как наглядность, игру и нестандартный подход к обучению

Основным моментом в интеграции мобильных технологий в процесс обучения дошкольников английскому языку является степень владения дошкольниками навыками работы с мобильными устройствами. Для того, чтобы пользоваться обучающим мобильным приложением ребенок должен обладать определенными навыками. На основе анализа обучающих мобильных приложений для дошкольников (3, 4, 5, 6, 7, 8) были выделены основные операции, которые необходимо уметь выполнять ребенку для успешной работы с приложением:
• включение\выключение устройства;
• идентификация и запуск нужного приложения;
• поиск и запуск нужного уровня;
• включение/отключение звука;
• повторение какого-либо предыдущего действия.

Выделенные нами основные навыки работы с мобильными устройствами мы попросили дошкольников продемонстрировать на планшете в ходе индивидуальной беседы. В беседе приняло участие десять детей старшего дошкольного возраста.

В результате опроса выяснилось, что 85% детей могут включить и выключить планшет, 100% детей умеют запускать и выключать выбранное приложение, 80% детей могут регулировать громкость. 50% детей умеют выполнять такие функции как: «прослушать диктора еще раз» и «перезапустить уровень».

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста, в целом, обладают навыками, необходимыми для использования обучающих мобильных приложений. Следует отметить, что в ходе эксперимента дети проявляли интерес к теме беседы, с легкостью и удовольствием демонстрировали свои практические навыки пользования планшетом. Кроме указанных выше навыков старшие дошкольники показали, что могут ориентироваться в меню, делать фотографии и снимать видео, открывать и листать фотографии.

Таким образом, согласно результатам анкетирования родителей и беседы с детьми, можно констатировать заинтересованность и готовность к применению мобильных приложений в процессе обучения дошкольников английскому языку.

Литература:
1. Титова С.В., Авраменко А.П. Мобильные устройства и технологии в преподавании иностранных языков: Учебное пособие / С.В. Титова, А.П. Авраменко. – М.: Издательство Московского университета, 2013. – 224 с.
2. Marc Prensky, Teaching Digital Natives—Partnering for Real Learning. Corwin Press, 2010.
3. Приложение для планшетов: Английский для детей с busuu, - busuu.com
4. Приложение для планшетов: Bebop Band, - www.macmillaneducationapps.com/bebop/
5. Приложение для планшетов: Story Central and The Inks 1, - macmillaneducationapps.com/story-central-and-the-inks
6. Приложение для планшетов: Fun English Learning, - studycat.net/apps/fun-english/
7. Приложение для планшетов: English with Benny, - www.osc-apps.com/
8. Приложение для планшетов: Vocab-a-splat, - vocab-a-splat.android.informer.com/

Комментарии

  • Здравствуйте. Достаточно интересная статья. Цитирую: "У детей дошкольного возраста нет психологического барьера перед мобильными технологиями. Марк Пренски определил современное поколение детей, как “digital natives”, т.е. “коренной житель цифрового общества” (2). Дети проявляют большой интерес к мобильным технологиям, сначала они относятся к ним как к привлекательной игрушке, затем как к средству получения информации. Но для этого педагог и родители должны правильно позиционировать используемые гаджеты". Абсолютно верный анализ, тезисы понятны и очевидны...Обратную сторону медали не рассматриваете...Скоро уже и в школу и в университет будут приходить школьники и студенты, которым проще общаться с преподавателем в чате или по скайпу, абсолютно отвыкшие от живого общения, погруженные в виртуальный цифровой мир... В первую очередь, разговор должен идти не о правильном позиционировании, а о здоровье ребенка...Требуется понять не вредно ли на данном этапе его развития использование таких технологий...Поднимите статистические данные и увидите, насколько прогрессируют офтальмологические заболевания у младших школьников, детей чуть ли не ясельного возраста...и это еще до конца не изучен момент психологического влияния на неокрепшее сознание ребенка "гаджет-мании"...Желание родителей понятно, в том возрасте когда мозг ребенка впитывает все как губка - максимально его насытить знаниями...естественно во благо высокой цели и ради становления его личности, может быть даже воспитания будущего "гения"...Вопрос заключается в том, а не отнимают ли они тем самым у ребенка детство? Стоит ли идти таким путем?

Оставьте свой комментарий