Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Аканова А.С.
СПбГУ,
г. Санкт-Петербург,
akerkegansaj@mail.ru

Современное состояние системы оценки знаний обучающихся на онлайн курсах информатики


В статье описывается современное состояние оценки знаний обучающихся в образовательном пространстве. Представляется опыт ученых, исследующих тему оценки знаний обучающихся на онлайн занятиях во время проведений контрольных мероприятий, использование дистанционной технологии при преподавании информатики, а также средства оценки знаний. Предлагается решения задач в системе оценивания онлайн курсов информатики.
Ключевые слова: дистанционное обучение, информатика, онлайн курсы, оценка знаний

Akanova A.
St. Petersburg State University,
St. Petersburg, Russia

Current state of student knowledge assessment system on online courses of informatics

Article describes the current state of student knowledge assessment in educational environment. It presents experience of scholars, who are studying the subject of student knowledge assessment system on online courses during control activities, use of remote technologies while teaching informatics, and also means of knowledge assessment. It also presents problem solving in the assessment system of online computer training courses.
Key words: distance learning, informatics, online courses, knowledge assessment

В силу развития и интенсивного внедрения средств информационной технологии в область образования современное общество часто сталкивается с терминами «Дистанционное обучение», «e-Learning», «электронное обучение», «оnline», «offline», «кейсы», «сетевое обучение» и другие термины, которые описывают работу образовательной деятельности педагога, его взаимодействия с обучающимся посредством коммуникационной и компьютерной технологии на расстоянии.

Дистанционное обучение существует еще с середины 19 века, ранее ему предшествовал термин «корреспондентское обучение», которое осуществлялось посредством корреспонденции, пересылки заданий обучающимся по почте [12], [6]. Интенсивное развитие средств информационной и мобильной технологии позволило расширить функциональные возможности в области обучения на расстояний, развивая и применяя кейсовую и сетевую технологию, офлайн и онлайн режимы, вебинары, Интернет ресурсы, которые позволяют взаимодействовать педагогу и обучающимся в реальном режиме времени [9],[10],[13].

Итак, для осуществления дистанционного обучения существуют масса систем, используемых образовательными учреждениями. Обзор рынка систем дистанционного обучения (СДО) на данный момент показывает, что лидирующими системами являются Moodle, WebTutor, Sakai, IBM, Competentum.Инструктор, Прометей, eLearningServer 3000, Adobe Conneсt Training, Blackboard Learn, iSpring Online, eLearning Server, iWebinar и другие программы, посредством которых можно обеспечить качественное обучение дисциплин [1],[18]. Одной из неотъемлемой части СДО, и достижением мировых разработчиков последнего десятилетия является технология позволяющая проводить занятия в реальном времени, в онлайн режиме, для проведения занятий с применением дистанционных образовательных технологии.

В настоящее время онлайн курсы широко распространены и по данным исследования Университета Флориды процент обучающихся, выбирающих онлайн курсы в 2000 году составлял 5,9 %, а к 2012 году вырос до 32,1%, а также 8,5% студентов выбрали полностью онлайн курсы [13]. Это только по данным одного университета, мы наблюдаем о возрастании популярности оnline курсов среди обучающихся. В наше время онлайн курсы стали мировым трендом в открытом образовании. В российской образовательной среде активно внедряются открытые онлайн курсы, 8 российских ведущих вузов объединили усилия и создали национальную платформу, которая позволит студентам осваивать качественные онлайн-курсы [15]. По мнению ученых Московского института электроники и математики (МИЭМ) НИУ ВШЭ, онлайн курсы дают больше возможности для взаимодействия преподавателя и обучающегося на занятии: разбор примеров и выполненных работ, проведение мастер классов, демонстрация оборудования, обсуждение сложных задач [16] и другие способы достижения образовательных целей в совместной деятельности [8]. Онлайн курсы в высших учебных заведениях, так же как традиционные курсы, включают в себя основные формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, семинарские, лабораторные и другие [10]. Каждый вид занятия состоит из давно известных нам, компонентов: цели, содержания, формы, методов, средства обучения и соответственно результата обучения (текущий, промежуточный, рубежный и итоговый контроль). Результат обучения рассматривается как ожидаемые и измеряемые знания обучающегося, приобретенные в процессе учебной деятельности. Как правило, результат обучения выражается в ее оценке, то есть в степени усвоения знаний, умений и навыков. Оценка знаний и достижений обучающегося стимулирует его к приобретению новых знаний, умений, навыков и их совершенствованию, к личностному росту, самообразованию, углублению своих знаний. На основе исследования выявления динамики успеваемости обучающегося на разных этапах обучения, в частности при проведении промежуточного и рубежного контроля, был реализован математико-вероятностный инструментарий, что способствовал эффективности адаптивной технологии контроля оценки результатов обучения обучающихся [2]. В целях эффективного роста качества знаний обучающихся, на основе пошагового контроля формирования компетенций, была разработана и внедрена в учебный процесс модель оценки качества дистанционного обучения в вузе, раскрывающая оценку, как универсальную систему, применимую к изучению любой дисциплины, установлены критерии оценки, по которым можно судить о достижении результата дистанционного обучения в вузе, разработана технология реализации оценки качества обучения в вузе [5]. Во многих исследованиях ученых, оценка качества знаний дистанционного обучения сопровождается средствами контроля, что акцентируется на использовании программного обеспечения, позволяющий провести контроль и оценивание, и в частности контроль представляется в форме теста, который используется как способ объективного оценивания знаний обучающихся [17]. Разработчики программ дистанционного обучения в настоящее время не предложили иной вариант контроля, поэтому большинство выше перечисленных СДО оснащены модулями тестирования, что является средством автоматизированного оценивания и контроля знаний обучающихся [1],[18]. В случае автоматизированной оценки знаний используется критерий по условию которого определяется уровень знания обучающегося. Проведенные исследования ученых, говорят об особенностях оценки знаний обучающихся в онлайн режиме, особенно при проведении контрольных мероприятий: экзаменов, письменных работ, где были использованы метод обратной связи со сверстниками для оценки знаний, приложение для оценки электронного портфеля преподавателя и обучающегося на онлайн занятиях [11],[14] в том числе и тестирование. Отсюда, учеными были исследованы в частности форма контроля и его оценивание для всех дистанционных курсов. Но следует отметить, что каждая дисциплина, имеет свои особенности, как в традиционном обучении, так и при онлайн обучении, поэтому оценка знаний обучающихся на онлайн курсах информатики требует детального изучения и исследования.

Оценка качества знаний это результат освоенных знаний, который определяется путем применения различных видов контроля знаний: предварительного, текущего, промежуточного, рубежного, итогового. Учитывая специфику организации онлайн курса информатики (программирование, выполнение задач с прикладным программным обеспечением и т.д) целесообразно использовать все виды контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный, самоконтроль, так как онлайн курс может рассматривать, как обучение с группой лиц, так и индивидуальное обучение. Но на онлайн курсах информатики возникают сложности оценивания знаний обучающихся традиционными методами, так как курс дисциплины охватывает широкий спектр тем, которые тесно взаимосвязаны с программными обеспечениями и требуют индивидуальную работу обучающегося. Сложность проведения оценки знании на онлайн курсах информатики обуславливается отсутствием методики оценивания онлайн курсов информатики, основанной на использовании систем дистанционного обучения, контрольных материалов для построения индивидуальных траекторий оценивания.

Отсюда актуальность исследования определяется необходимостью инновационных решений в системе оценивания онлайн курсов информатики, связанных с повышением качества обучения студентов и применением новых методов и критерий оценивания.

Таким образом, эффективность и объективность оценивания знаний обучающихся будет результативным если:
- дать теоретическое обоснование системе оценивания качество знаний обучающихся на онлайн курсах информатики
- разработать методику оценивания знаний обучающихся на онлайн курсах информатики
- построить индивидуальную траекторию оценивания знаний обучающихся, содержащий перечень критериев оценки задания
- организация онлайн курса информатики для эффективного и объективного оценивания знаний обучающихся

Литература:
1. Батаев А.В. Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире. Молодой ученый, №17(97), сентябрь, 2015 г.
2. Заславский А.А., Методика дифференцированного обучения информатике в системе среднего профессионального образования, основанная на использовании телекоммуникационной базы учебных материалов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, апрель, 2014 г.
3. Грек В. Формирование у школьников умений использовать дистанционные технологии в самостоятельной учебной деятельности при обучении информатики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург, апрель, 2015
4. Кошелева Н.Н. Адаптивная технология контроля и оценки результатов обучения студентов вуза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тольятти, октябрь, 2006.
5. Курицына Г. В., Содержание и организация оценки качества дистанционного обучения в вузе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, ноябрь, 2015
6. Маслакова Е. С. История развития дистанционного обучения в России. Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Mеждунар. науч.конф. — СПб.: Свое издательство, декабрь, 2015. — vi, 84 с.
7. Носкова Т. Н., Педагогическая сущность виртуальной образовательной среды. Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - СПб., 2014. - N 167. - С. 183-194.
8. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения. Москва, 2006 – 400 с.
9. Туманова О. А., Методика организации сотрудничества учащихся на уроках информатики на основе интернет сервисов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, апрель, 2016
10. Akanova A. , Ospanova N., Abildinova G., Ulman M., Assessment tools for evaluating knowledge of online students – Prague, 2-3 june, 2016.
11. Cheng K-H., Liang J-Ch., Tsai Ch-Ch., Examining the role of feedback messages in undergraduate students' writing performance during an online peer assessment activity. The Internet and Higher Education, Volume 25, April 2015, Pages 78-84
12. Moore M.G., Handbook of Distance Education. 3rd Edition. USA – UK, 2013
13. Justin C. Ortagus, From the periphery to prominence: An examination of the changing profile of online students in American higher education. Internet and Higher Education, September, 2016.
14. Wang L., Integrating communities of practice in e-portfolio assessment: Effects and experiences of mutual assessment in anonline course. The Internet and Higher Education, Volume 13, Issue 4, December 2010, Pages 267-271.
15. https://iq.hse.ru/news/177665094.html
16. https://iq.hse.ru/news/177665094.html
17. http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31055 /
18. http://rekuklet.ru/blog/information_systems/1735.html

Комментарии

  • Здравствуйте. Тема статьи очень интересна, но раскрыта плохо, много нестыковок… Только самое основное приведу: 1) Забыли указать еще stepik.org – в инженерных кругах очень популярный дистанционный образовательный ресурс, такой же популярный, как и Мудл. 2) Цитирую: «Оценка знаний и достижений обучающегося стимулирует его к приобретению новых знаний, умений, навыков и их совершенствованию, к личностному росту, самообразованию, углублению своих знаний». В корне неверный тезис. В рамках обучения при предоставлении обучаемому адаптивных (критерий сложность) заданий, то есть тех которые ему по силам – мотивирует его на продолжение обучения. То о чем Вы пишите не мотивирует…Получил студент 2, потом еще одну, Вы ему задаете те задания которые он выполнить не может и он по вашему будет совершенствоваться, саморазвиваться??? 3) Цитирую: «Во многих исследованиях ученых, оценка качества знаний дистанционного обучения сопровождается средствами контроля, что акцентируется на использовании программного обеспечения, позволяющий провести контроль и оценивание, и в частности контроль представляется в форме теста, который используется как способ объективного оценивания знаний обучающихся [17].» В корне неверный тезис. Нет объективной оценки в принципе…тот кто считает иначе, либо умышленно льстит себе (а преподаватели любят говорить, что их-то оценка самая объективная), либо глубоко и, видимо уже окончательно, ошибается…Тест тоже оценивает знания субъективно, так как в нем заложена субъективная составляющая оценки его разработчика! Правильнее было бы говорить о непредвзятости (беспристрастности) теста. Если у преподавателя есть симпатии/ антипатии, поло-возрастные предпочтения, то у теста этого нет…Но не путайте объективность и предвзятость… 4) Не ясно из статьи тесты какого типа вы используете для контроля знаний и организации обратной связи…А это очень важный вопрос, влияющий на достоверность, адекватность, эффективность. 5) Какие критерии адаптации применяете или рекомендуете применять? 6) Как решается задача минимизации вероятности угадывания и списывания при дистанционном мониторинге знаний…от этого существенно зависит достоверность ваших педагогических измерений. 7) В выводах пишите про повышение эффективности, но не представлен критерий эффективности обучения! Что это будет, скорость подготовки (сокращение времени на подготовку) или повышение среднего балла по группе обучаемых на некоторую заданную величину??? 8) Цитирую: «Отсюда актуальность исследования определяется необходимостью инновационных решений в системе оценивания онлайн курсов информатики, связанных с повышением качества обучения студентов и применением новых методов и критерий оценивания». Какой необходимостью? Вы что доказали статистически или логически, что действующие системы дистанционного адаптивного контроля знаний морально устарели? Нет не доказали…Так зачем их модернизировать??? 9) Ничего в выводах не сказали про инженерно-психолого-педагогическое понятие «Среда обучения», неужели Вы думаете, что без создания определенных психологических и технических условий успеваемость повысится?

Оставьте свой комментарий