Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Кузмичева М. В.
РГПУ им. А.И.Герцена,
г.Санкт-Петербург,
kmaria2212@yandex.ru

Междисциплинарные связи при обучении бакалавров художественного образования (профиля Дизайн и компьютерная графика)


Kuzmicheva M. V.
HSPU of Russia,
Saint-Petersburg,
kmaria2212@yandex.ru

Interdisciplinary communication in teaching of bachelors of arts education (profile Design and computer graphics)

Interdisciplinary communication in the learning process designers artists play an important role. Modern designers need to acquire and develop competence in several related directions (in the field of history and theory of art, in the psycho-pedagogical issues).

«В современном мире широкую популярность приобрела концепция единства технической, экономической и культурной креативности. Эта концепция стала одной из ведущих в решении проблем развития современного высшего образования. Однако она может быть успешной только при условии состоявшегося единства гуманитарных знаний как базы развития и сохранения интеллектуального и нравственного потенциала современности. Не случайно в последнее десятилетие актуализировалась проблема междисциплинарности вузовских гуманитарных программ, получившие актуальность именно потому, что отразила отдельные, весьма значительные кризисные процессы. Сегодня она широко обсуждается на научных конференциях, анализируется в научных публикациях, между тем ее решения пока нет». [1, с.11]

Междисциплинарные связи в процессе обучения художников-дизайнеров играют важную роль. С повышением технического прогресса возрастают и современные художественно-профессиональные требования к специалистам данной профессии. Чтобы сегодня достичь высокий уровень профессионализма в области искусства, и в частности дизайне, необходимо приобретать и осваивать компетенции сразу в нескольких смежных направлениях (например, в области истории и теории искусства, в психолого-педагогических вопросах и т.д.). Так, например, РГПУ имени А.И.Герцена готовит художника-дизайнера-педагога, и студентам необходимо обладать знаниями, умениями не только в компьютерных программах, но в живописи, рисунке, иметь хорошую подготовку по теории композиции, цветоведению, искусствоведению, психологии, педагогике. Только серьезный комплексный (системный) подход в подготовке художников-дизайнеров формирует творческую личность высокого профессионального уровня, который способен в дальнейшем создавать интересные художественно-эстетические проекты. А отличительная черта выпускника педагогического вуза состоит еще и в том, что он не только может создать высоко профессиональный дизайн-проект, но и обладает методикой преподавания, с помощью которой способен передать другим художественно-дизайнерские знания и умения.

В данной статье используются понятия: «психология искусства и педагогика искусства», без их однозначного определения. Действительно, «психология искусства» есть раздел психологии, но одновременно и раздел искусствознания. Также как «педагогика искусства» является разделом педагогики – науки «о сущности развития и формирования человеческой личности». [2, с. 424] Объединить в одной формулировке понятия, в которых органично и неслиянно включены такие разные науки о человеке как психология, искусствознание и педагогика, скорее всего, не выполнимо даже в обозримом будущем.

Все это подводит к поиску концепции, которая основывается на следующих положениях:
- взаимодействии наиболее эффективных психолого-педагогических подходов и методов в формировании и совершенствовании профессиональных качеств художников-дизайнеров (одни из основных: системный подход, дидактический, индивидуально-личностный и др.);
- междисциплинарная целостность (взаимосвязь образовательных программ: художественно-творческих дисциплин, истории и теории искусства, педагогики, психологии);
- моделирование методической системы обучения художественно-творческих дисциплин (например, живописи и композиции) в подготовки художников-дизайнеров, отвечающей современным требованиям.

Таким образом, для повышения уровня профессиональной подготовки художника-дизайнера-педагога следует создавать новые стимулы, формировать мотивацию к познанию и приобретению знаний, умений и навыков, соответствующих современному рынку труда. Поэтому сегодня остается актуальным рассмотрение и выделение тех педагогических подходов, которые ориентированы на формирование и развитие у студентов-дизайнеров самостоятельной художественно-творческой личности. А так же рассмотрение вопросов, посвященных:
- стилю педагогического общения «Преподаватель – студент» на практических занятиях по живописи, композиции;
- мотивации в личностно-ориентированном обучении и воспитании художника-дизайнера;
- дидактические вопросы эвристического обучения и многие другие.

Междисциплинарным связям не всегда отводится должного внимания. Нередко художники-педагоги, искусствоведы, преподаватели психолого-педагогических дисциплин не интересуются, что изучают студенты-дизайнеры на других смежных предметах, а порой не находят «точек соприкосновений», действуя в некоторых вопросах достаточно обособленно.

По сути дела на практических занятиях (по живописи, рисунку) художник-педагог со студентами обсуждает не только законы изобразительной грамоты, композиции, перспективы, цветоведения и изучают техники живописи, но и часто проводится композиционно-искусствоведческий анализ произведений знаменитых художников, различных направлений в искусстве, студенческих работ из методического фонда и т.д. А искусствоведы нередко на своих занятиях уделяют значимое внимание технике исполнения того или иного живописца (мастера), материалам, композиции, колориту и другим аспектам создания произведения искусства. Педагоги и психологи затрагивают не только возрастную психологию и методологию, знание которых необходимо всем будущим учителям, но и рассматривают некоторые вопросы психологии искусства, особенности воздействия цвета и другие важные темы. Преподаватели кафедры «Художественного образования и прикладного искусства», многие задания проводят в дизайнерско-цифровых форматах, которые также основываются на знаниях в области композиции, цветоведения, психологии. Поэтому можно говорить о том, что «основы композиции» включают единые законы, композиционно-структурные схемы и средства, одинаково применяемые как на практических занятиях по живописи, рисунку, композиции, так и при искусствоведческом анализе произведений искусства, и при работе в проектно-дизайнерской деятельности.

Можно сделать вывод, что часть вопросов по истории и теории искусства, психологии и педагогике художественного творчества, так или иначе, затрагиваются на многих дисциплинах. При этом дисциплины одного модуля логически связаны с другим и в целом они являются взаомоподчиненными, взаимодополняющимися в системе художественного образования. Однако на практике учебные программы междисциплинарных предметов не всегда согласуются. Хотя, одни и те же аспекты художественного творчества можно подробнее изучать и исследовать на практических и психолого-педагогических дисциплинах, но под «призмой разных углов». И чаще приводить студентам примеры, факты междисциплинарных взаимодействий. Например, по дисциплине «основы цветоведения» студенты-дизайнеры знакомятся с цветовым спектром, триадами цветовых гармоний и многое другое. Весь материал изучается для того, чтобы студенты понимали теплохолодность, противоположные и гармоничные цветовые отношения, и на основе полученных знаний выстраивали разнообразные декоративные композиции на занятиях по живописи. А также эти знания применяли при искусствоведческом анализе произведений живописи, рассуждая о колорите картины, а также при выполнении любого дизайнерского проекта (в цифровых программах, макете, ДПИ и т.д.). И, конечно же, на педпрактике – для проведения занятий с учащимися или студентами первых курсов.

Таким образом, выстраивается сложная взаимоподчиненная связь смежных дисциплин, которая напрямую сказывается на профессиональный уровень будущих специалистов, в частности художников-дизайнеров-педагогов. Современный дизайнер должен обладать не только навыками компьютерных технологий, но и компетенциями в области живописи, композиции, цветоведения, искусствоведения, психологии, а соответственно быть развитой личностью, способным к генерированию новых идей.

Литература:
1. Горбунова Т.В. О междисциплинарности гуманитарных образовательных программ: к постановке вопроса // Искусство и диалог культур IX Международная межвузовская научно-практическая конференция. Вып.9: Сборник научных трудов / Под ред. С.В.Анчукова, Т.В.Горбуновой. О.Л.Некрасовой-Каратеевой – СПб, 2016.
2. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Соврем. Слово», 2005. – 720 с.

Комментарии

Оставьте свой комментарий