й Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Витухновская А.А.
доцент, канд.пед.наук,
г. Петрозаводск,
allavit@sampo.ru

Марченко Т.С.
ПетрГУ,
доцент, канд.пед.наук,
г. Петрозаводск,
m-positive@onego.ru

Этапы проектирования информационной образовательной среды компьютерного урока в оценке учителей


Vitukhnovskaya A.
Petrozavodsk, Russia

Marchenko T.
PetrSU,
Petrozavodsk, Russia

Designing of the Information and educational environment of computer-supported lesson in teachers evaluation

The article is devoted to the author's approach of the designing of the information and educational environment of computer-supported lesson. It describes the results of the analysis of teachers' opinion on the proposed designing technology (content of the stages, their sequence and importance).

Интегрирование средств ИКТ в школьное образование предполагает проведение отдельных уроков (или их цикла) с использованием компьютера. Такие уроки с компьютерной поддержкой (computer based lesson или computer-supported lesson) мы называем «компьютерными уроками», понимая при этом, что компьютер используется не на всем уроке, а на каком-либо его этапе (3, с.49).

Готовясь к конкретному уроку, учитель планирует не только его содержание, но и средства, методы и формы, которые целесообразно использовать для организации познавательной деятельности учащихся по теме урока. Для обозначения всего этого дидактико-методического комплекса мы используем термин «информационная образовательная среда урока», определяя его по аналогии с ИОС учебного заведения, как системно организованную совокупность информационных образовательных ресурсов, технического обеспечения и системы педагогических технологий (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования), отобранного учителем для проведения конкретного урока (цикла уроков) по определенной теме в определенном классе. Информационные образовательные ресурсы делятся на два вида: ресурсы на традиционных носителях и электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Информационное обеспечение ИОС компьютерного урока, как правило, включает в себя электронные образовательные ресурсы.

Для формирования ИОС компьютерного урока учителю необходимо выполнять последовательность процессов от осознания необходимости использовать компьютер на конкретном этапе обучения до непосредственного проведения занятия в аудитории (будь то кабинет информатики и вычислительной техники или обычный учебный класс), анализа и корректировки результатов.

Весь этот сложный технологический процесс разработки ИОС компьютерного урока можно назвать проектированием (Проектирование – это «процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов» (Российская социологическая энциклопедия)) ИОС, поскольку проведение самого компьютерного урока невозможно без создания его проекта. Настоящее исследование посвящено проектированию ИОС компьютерного урока с использованием именно электронных образовательных ресурсов, среди которых можно выделить ЭОР простой структуры (например, обучающие презентации, компьютерные задания, видеофайлы и др.) и ЭОР сложной структуры (педагогические программные средства, учебно-развивающие программные среды, системы управления обучением и создаваемые на их основе электронные учебные курсы) (Подробнее о многоаспектной классификации ЭОР см. авторскую монографию (3)).

Предлагаемый нами подход к проектированию ИОС компьютерного урока описан в ряде наших публикаций (см., например, 1 – 3). Он включает в себя одиннадцать этапов:
1. Логико-дидактический и методический анализ изучаемого содержания урока (темы).
2. Обоснование необходимости (целесообразности) использования ЭОР.
3. Проектирование комплекса целесообразных ЭОР в соответствии с поставленной целью обучения.
4. Проведение поиска требуемых ЭОР с использованием имеющихся источников.
5. Анализ ЭОР для принятия решения о целесообразности его использования в обучении.
6. Проектирование и самостоятельная разработка недостающих и/или альтернативных ЭОР.
7. Составление инструкции для учащихся по работе с ЭОР.
8. Определение уровня компьютерной грамотности учащихся, необходимой для их работы с ЭОР.
9. Подготовка кабинета информатики и вычислительной техники к проведению урока.
10. Проведение урока с использованием отобранного набора ЭОР.
11. Анализ и корректировка процесса и его результатов.

Очевидно, что все учителя, использующие компьютер и интернет в обучении, планируют свою работу, осуществляют определенную деятельность по формированию ИОС компьютерного урока, выбирая те или иные электронные ресурсы или создавая собственные. Однако, нам бы хотелось выяснить мнения учителей о предлагаемой нами технологии проектирования ИОС компьютерного урока, как последовательности взаимосвязанных этапов, выполнение которых, по нашему мнению, позволяет прийти к оптимальному варианту (оценка целесообразности использования компьютера на том или ином этапе, выбор адекватных ЭОР из множества имеющихся и т.д.), а также об отдельных его этапах, их последовательности и значимости.

С этой целью в процессе нашего исследования был проведен опрос учителей-предметников и учителей начальных классов из республики Карелия и Мурманской области. Учителям предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Выберите, пожалуйста, ненужные, с вашей точки зрения, этапы (укажите номера).
2. Назовите номера самых важных этапов.
3. Укажите этапы, к выполнению которых Вы считаете себя готовыми.
4. Назовите, пожалуйста, номера тех этапов, которые Вы выполняли при использовании ЭОР в обучении.

Приведем результаты исследования по этой группе вопросов и анализ ответов респондентов.

Таблица 1. Мнения учителей о технологии проектирования ИОС компьютерного урока с использованием ЭОР

Содержание этапа Ненужность этапа Важность этапа Готовность к выполнению этапа Выполнение этапа
Логико-дидактический и методический анализ изучаемого содержания урока (темы) 12 70 88 96
Обоснование необходимости (целесообразности) использования ЭОР. 8 19 69 73
Определение требуемого набора целесообразных ЭОР в соответствии с поставленной целью обучения 4 46 85 81
Проведение поиска требуемых ЭОР с использованием имеющихся источников 12 58 77 88
Анализ ЭОР для принятия решения о целесообразности его использования в обучении 8 19 58 73
Проектирование и самостоятельная разработка недостающих и/или альтернативных ЭОР 15 12 69 73
Составление инструкции для учащихся по работе с ЭОР 15 35 73 62
Определение уровня компьютерной грамотности учащихся, необходимой для их работы с ОЭР 19 0 58 58
Подготовка кабинета информатики и вычислительной техники (ИВТ) к проведению урока 30 12 54 46
Проведение урока с использованием отобранного набора ЭОР 12 65 85 85
Анализ и корректировка процесса и его результатов 6 42 65 69

На основе анализа ответов учителей можно предположить, что они в основном согласны с предложенными этапами и их последовательностью. «Ненужным» этапом треть учителей считает «подготовку кабинета ИВТ к проведению урока», что представляется вполне объяснимым, так как учителя считают, что этот вид работы должны выполнять лаборанты, инженеры или учителя информатики. Пятая часть учителей не согласна, что заранее нужно определять уровень компьютерной грамотности учащихся, необходимой для их работы с ЭОР (можно предположить, что они и так его знают из повседневного общения с учащимися).

Существенно, что учителя высоко оценивают важность первого этапа, и, как показывает анализ результатов опроса, их признание важности этого этапа подтверждается тем, что почти все они этот этап обычно выполняют. Отрадно, что половина опрошенных признает важность таких этапов, как «определение требуемого набора целесообразных ЭОР в соответствии с поставленной целью обучения» (46 %) и «проведение поиска требуемых ЭОР с использованием имеющихся источников» (58%). С другой стороны, приходится с сожалением констатировать, что вторая половина учителей эти же этапы не признает важными.

Не слишком важными учителя считают «обоснование необходимости (целесообразности) использования ЭОР» (19%) (правда, при этом всего 8% считают этот этап ненужным), хотя на этом этапе решается важная методологическая задача – установление того, стоит ли (и, если да, то зачем) использовать компьютер именно на этом уроке.

Другой, не менее существенный для проектирования ИОС урока этап, значимость которого не признается пятой частью педагогов - «анализ ЭОР для принятия решения о целесообразности его использования в обучении» (и тоже только 8% считают этот этап ненужным). Остановимся на этом этапе более подробно. Для того, чтобы принять решение о целесообразности использования выявленного ресурса в обучении (и на каком этапе), его нужно тщательно проанализировать. Если это простой ЭОР, такое знакомство проходит достаточно быстро, как в силу того, что многие из них доступны в открытых коллекциях, так и потому, что они содержат небольшой объем учебной информации по одной-двум темам. Сложнее обстоит дело с педагогическими программными средствами (даже, если они доступны для использования). Они обычно содержат большой объем учебного материала по целому курсу или отдельным разделам и имеют сложную структуру, - и для знакомства с ними требуются большие затраты времени и усилий.

Наиболее значимыми учителя признают первый (мы это уже отмечали) и предпоследний этап - «проведение урока с использованием отобранного набора ЭОР» (65%), то есть начало процесса подготовки любого урока и его результат. Для сравнения: значительно менее важными учителя считают промежуточные этапы, которые предусматривают работу с самими электронными ресурсами, и требуют от педагогов соответствующих умений – анализа, экспертизы, проектирования, разработки, описания. При этом больше половины учителей считают себя подготовленными к выполнению не только первого и последних этапов, но и тех, которые они не признали важными (в т.ч. названных выше).

Кроме подготовки кабинета ИВТ, большинство учителей в своей практической деятельности выполняли все этапы проектирования ИОС урока. Как правило, процент учителей, выполнявших тот или иной этап в своей практической деятельности выше, нежели процент учителей, считающих себя готовыми к его выполнению. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, с одной стороны, учителя не обладают достаточным уровнем специальной ИКТ-компетентности для осуществления определенных действий, а с другой, – им в реальности приходится их выполнять.

На основе проведенного анализа можно судить о том, что учителя в основном согласны с предложенным взглядом на содержание деятельности учителя по формированию ИОС компьютерного урока. При этом, к сожалению, некоторые из важных этапов проектирования ими недооцениваются (это касается тех этапов, которые связаны с непосредственной работой с электронными образовательными ресурсами).

Литература:
1. Проектирование технологии подготовки к обучению младших школьников с использованием компьютера //Информатика и образование. 2004. № 8. С. 83 – 89.
2. Витухновская А.А., Марченко Т.С. Структура специальной ИКТ-компетентности учителя-предметника//Герценовские чтения. Начальное образование. Том. 1. Начальное образование в современной России: материалы Всероссийской науч.-практ. Конф. (6-7 апреля 2010 года). СПб.: Издательство ВВМ, 2010. С. 282 – 288.
3. Витухновская А.А., Марченко Т.С. Электронные образовательные ресурсы в информационной образовательной среде школы. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ. 2016. 122 с.

Комментарии

  • Уважаемый Александр Павлович, большое Вам спасибо за общую оценку статьи, замечания и рекомендации. Мы их будем иметь в виду на следующих этапах нашего исследования. В течение ряда лет мы проводим исследование по проектированию уроков с компьютерной поддержкой (как мы называем - информационной образовательной среды урока). В результате определили и описали этапы проектирования ИОС урока с использованием электронных образовательных ресурсов. В ходе многолетнего общения с учителями и знакомства с их опытом мы регулярно получали информацию о том, как они используют ЭОР в обучении, однако, только на данном (описанном в статье) этапе исследования мы впервые поставили цель изучить отношение учителей к разработанным нами этапам проектирования ИОС урока и их последовательности. Анкетирование было анонимным. С уважением, А.А.Витухновская и Т.С.Марченко.

  • Уважаемая Алла Александровна, искренне желаю Вам удачи и наискорейшего завершения многолетнего эксперимента! Надеюсь еще увидеть результаты Ваших трудов...

  • Здравствуйте. Очень интересная и актуальная статья, но есть, естественно, и ряд упущений! НЕ СОВСЕМ ПОНЯТНО, АНОНИМНО ЛИ ПРОХОДИЛО ТЕСТИРОВАНИЕ? К сожалению, в рамках данного опросника отсутствует шкала "лжи", как следствие достоверность такого тестирования сомнительна...Кто-то мог просто отвечать "под настроение"...Это общая проблема таких опросов! Неужели Вы исключаете, что некоторое число респондентов хотело при ответе на вопрос казаться в профессиональном плане лучше? Это естественно...Требуется серия опросов, тогда что-то можно будет анализировать и предполагать! На самом деле, в принципе, Вы могли бы ограничится попарной экспертной оценкой, результат был бы более достоверным...

Оставьте свой комментарий