Тел.: (812) 643-77-67| Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Пашкин С.Б.
РГПУ имени А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
sergejjpashkin@mail.ru
Румянцева П.В.
РГПУ имени А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
polinarum@gmail.com

О психологизации культуры информационной деятельности студентов

Pashkin S.B.
HSPU
St. Petersburg, Russia
Rumyantseva P.V.
HSPU
St. Petersburg, Russia

How to make students’ information activity more psychologically oriented

The paper addresses the problems concerning to future specialists’ training improving via interdisciplinary connections development, and including more elements of psychological culture into students’ information activity. The necessity of new interdisciplinary elective integrative courses development and introducing is argued.

Психологическая культура - сложное интегративное образование, процесс, свойство, состояние и явление в структуре общей культуры. Развитие психологической культуры – сложный научно-обоснованный процесс генезиса цивилизации. Культура информационной деятельности является частью психологической культуры и выступает одним из главных компонентов последней.

В стенах вуза особое значение придается подготовке специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в современном информационном обществе. В государственных образовательных стандартах определены соответствующие компетенции для разных направлений и специальностей будущих выпускников.

Между психологами и IT-специалистами есть некоторые расхождения в понимании культуры информационной деятельности. В частности, первые делают упор на психологические методы, а вторые на формально-технологические. Не случайно, в учебных планах подготовки бакалавров и специалистов появляются такие интегративные дисциплины, как «Социальная информатика», «Психолого-информационные технологии в образовании», «Культура информационной деятельности психолога» и др., которые ставят перед собой цели сведения воедино обоих подходов, «психологизацию» технологии.

Культура информационной деятельности подразумевает овладение компетенциями целенаправленной работы с информацией, использование для этого всех современных средств и методов, в том числе психологических.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать и психологической, и информационной культурой, как составляющих общей культуры. Психологизация культуры информационной деятельности представляется нам как процесс их поэтапной конвергенции и взаимного дополнения и обогащения.

Вот и на нашей конференции рассматриваются новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве, вынесены вопросы электронных ресурсов, коммуникативного поля, стратегий педагогической деятельности, инфраструктуры образовательного взаимодействия в высокотехнологичной образовательной среде. И ни слова о психологии, психологизации данных процессов. Поэтому позволим себе небольшое отступление и приведем некоторые постулаты основ психологической культуры.

Составляющие психологической культуры личности [6]:
1. Психологическая грамотность и компетентность.
2. Компоненты (рефлексивно-перцептивный, когнитивный, эмоционально-чувственный, ценностно-смысловой, коммуникативный, регулятивный, поведенческий).

Модель психологической культуры [1]:
1. Компоненты (когнитивный, эмоционально-оценочный, процессуально-деятельностный, ценностно-смысловой).
2. Основные показатели (отношение к себе, отношение к другим, отношение к природе, отношение к культуре).
3. Уровни проявления (психологическая грамотность, аутопсихологическая компетентность, социально-психологическая зрелость).

Психологическая культура социума рассматривается через [3, 7]:
1. Культуру различных социумов:

  • Этносов (связана с национально-психологическими особенностями разных народов, в том числе мигрантов).
  • Политических партий (идеология, цели, средства достижения и т.д.).
  • Организаций (организационные культуры государственных органов власти и управления, силовых структур и образовательных организаций).
  • Объединений (профессиональных, формальных и неформальных).
  • Религий.
  • Государств, областей, территорий, полисов и др.
  • Семей.

2. Культуру социально-психологических явлений: мнений, традиций, взаимоотношений, настроений, конформизма (нонконформизма), лидерства и руководства, соперничества, эмпатии, авторитета, самоутверждения, групповых санкций, группового давления, групповых норм и ценностей и других социально-психологических явлений.

Психологическая культура деятельности рассматривается через культуру отдельных видов деятельности [3, 7]:

  • учебной;
  • информационной;
  • познавательной;
  • коммуникативной;
  • специфически-профессиональной (педагогической, служебной, воинской, операторской и др.);
  • повседневной, в т.ч. бытовой;
  • исследовательской;
  • других видов деятельности.

Психологическая культура подлежит диагностике, обучению, воспитанию, формированию, развитию, коррекции, консультированию, совершенствованию.

Формирование и развитие психологической культуры (на примере субъектов образовательного процесса) проходит поэтапно [4]:

  • знания, умения, навыки, профессионально-важные и социально-значимые качества, компетенции →
  • психолого-педагогическое мастерство →
  • психолого-педагогическая культура.

Результаты становления психологической культуры:

  • позитивные изменения в отношении человека к себе и миру (к природе, другим людям, культуре своего народа, к труду0);
  • воспроизведение нравственных форм поведения;
  • гармонизация эмоциональной сферы;
  • повышения чувства ответственности;
  • повышения чувства эмпатии;
  • повышение уровня интернальности;
  • расширение диапазона психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания, образного мышления);
  • изменение экологического сознания;
  • успешное прохождение социально-психологической адаптации.

Знание и применение компетенций психологической культуры должно «наслаиваться» на информационную культуру будущих IT-специалистов и пользователей Internet. Думается, что результативность и грамотность их профессиональной деятельности значительно возрастет.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Для повышения качества подготовки будущих выпускников необходимы разработка и внедрение новых междисциплинарных интегративных курсов.
2. Этому может способствовать создание системы общеуниверситетских конвергенциональных элективных курсов (примером может служить курс «Основы психологической культуры», читаемый в РГПУ профессором Пашкиным С.Б.).

Литература
1. Егорова Т.Е. Психологическая культура: теоретический анализ и практика становления: Монография. Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2006.
2. Егорова Т.Е. К вопросу о психологической культуре будущих специалистов // http://www.sudexp.org/publ/21-1-0-977 (дата обращения 19.2.2017).
3. Пашкин С.Б., Семикин В.В. Психологическая и педагогическая культура личности и ее формирование в вузе / ВИ(ИТ). – СПб., 2015. – 54 с.
4. Пашкин С.Б., Подкользин А.Я. Психолого-педагогический словарь офицера / ВИ(ИТ) ВА МТО имени А.В. Хрулева. – СПб., 2016. – 139 с.
5. Пашкин С.Б., Семикин В.В. Формирование индивидуального стиля деятельности как основа развития психолого-педагогической культуры будущего профессионала в вузе // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2016. - С. 557-564.
6. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека. – СПб.: Изд-во «Союз», 2002.
7. Семикин В.В., Пашкин С.Б. Психологическая и педагогическая культура личности будущего профессионала и ее развитие в образовательной среде // Известия Иркутского университета. – 2014. - №10. – С.80-88.


Комментарии

  • Здравствуйте. Интересная междисциплинарная статья...Из названия не совсем понятно чего или кого психологизируют авторы...Ничего не имею против психологизирования как такового, это личное дело каждого, пусть это будет предметом глубокого исследования...Но все же, выражу свое частное, субъективное мнение - не стоит никого психологизировать, потом еще не ровен час начнете социализировать...Дайте этим естественным (в рамках общества) процессам идти своим чередом... Из статьи также не ясно что это может дать в технологическом плане? Только теоретическое абстрактное трудноприменимое узкоспециализированное знание?

Оставьте свой комментарий