Тел.: (812) 643-77-67| Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Кульчицкий В.В.
д.т.н., профессор, научный руководитель Центра ДИПО
РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина,
г. Москва, centrDIPO@gubkin.ru

Технология дипо-вахта – инновационная методика подготовки буровых супервайзеров

Исследовано на основе образовательно-производственного эксперимента становление инженеров-буровиков, обучающихся по технологии ДИПО и получивших распределение в тот же производственный коллектив, где прой-дены производственные и преддипломные практики, стажировки на инженер-ной должности бурового супервайзера.

Kulchitskiy V.V.
dr. of Technical Sciences, professor,
scientific Director of Centr DIPO
Gubkin Russian State University of oil and gas,
Moscow, centrDIPO@gubkin.ru

Technology dipo-watch is an innovative methodology of training of drilling supervisors

Studied on the basis of educational-industrial experiment, the formation of engineers, drillers, students in technology, DIPO and received a distribution in the same production team, which completed the practice, internships as an engineer and drilling supervisor.

Достигнув предела эффективности от внедрения новых техник и техно-логий нефтегазовые компании переходят к освоению главного ресурса пост-индустриального общества – культуры производства как основы роста производительности труда. «Сейчас по такому показателю, как производительность труда, мы значительно отстаем от ведущих стран», – отмечает В.В. Путин. За предстоящее десятилетие надо увеличить производительность труда в минимум в 2 раза, а в ключевых отраслях российской экономики – в 3-4 раза. Необходимо модернизировать производство, переходить к новым технологиям, заниматься обучением персонала, качественно менять саму структуру рынка труда, создавая высокотехнологичные и хорошо оплачиваемые рабочие места» [1]. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 596: «…Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на достижение следующих показателей: увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года…» [2].

Нефтегазовое производство в условиях раздельного сервиса представляет собой кооперацию (культура производства) на производственной площадке – кустовом основании месторождения десятка и более предприятий, от слаженной работы которых обеспечивается плановая добыча нефти производительность труда).

Предоставляемые традиционно знания, умения и навыки в системе вузовского нефтегазового образования, в том числе повышения квалификации и дополнительного профессионального образования, в новых условиях становятся малоэффективными. Переучить специалиста, проработавшего на производстве более 10 лет (студент до 1980-90 года рождения), и тем более перевоспитать в новых форматах компьютерного, виртуального мышления сложно и в большинстве случаев невозможно.

Гармоничное виртуальное мышление формируется у нового поколения граждан России, родившихся в среде всеобщей компьютеризации общества и прошедших ознакомление с гаджетами начиная с детского сада. Это поколение 21 века, которое только входит в студенческую и трудовую жизнь, и именно оно способно радикально изменить экономику страны, в том числе за счет высокой культуры производства и производительности труда.

Нефтегазовое дело как вид образования напрямую связано с приложением полученных теоретических знаний к производственной практике на нефтегазодобывающих и буровых объектах. Причем, подготовка магистров, не имеющих производственного опыта инженерных работ, кратно снижает эффективность подготовки специалистов и является браком продукции вуза. Существующая система обучения предполагает высокую загруженность студентов на первых курсах и не способствует интенсификации обучения на старших курсах или сокращению сроков обучения, а, напротив, поощряет факультативные курсы. Студенты при освоении специальных дисциплин конспектируют и заучивают лекции, довольно успешно сдают экзамены, но по-настоящему не овладевают этим предметом, т.к. без периодического закрепления теоретических знаний практическими навыками инженерного труда не может формироваться понятийный аппарат будущего специалиста. Руководитель магистерских программ должен быть широко мыслящим профессионалом, участвующим в реализации сегодняшних значимых нефтегазовых проектов, знающим современное состояние и тенденции развития своего профиля нефтегазового дела и способным передавать научно-практические факты в учебные курсы. Нехватка таких креативных преподавателей в техническом вузе и сложность их привлечения из других сфер деятельности образует существенный неиспользуемый резерв в обучении на старших курсах [3].

Более двух трети бакалавров старших курсов во время учебного процесса работают и, в основном, не по профилю своего образования, т.к. размер стипендии и слабая учебная загруженность толкают значительную часть студентов на поиск приработка и освоение других сфер деятельности. Единственно правильно − обучать бакалавров старших курсов и магистрантов по технологии ДИПО-вахта: один месяц на месторождении чередуется с месячным обучением в вузе. Так интенсифицируется обучение студентов, решаются его финансовые проблемы, пополняются трудовыми ресурсами предприятия, идет процесс закрепления на производстве уже квалифицированных специалистов до окончания вуза.

Для планирования и прогнозирования учебного процесса на профильных кафедрах необходимо знать: какие специалисты нужны сегодня и понадобятся в будущем, какую необходимо вести альтернативную образовательную программу доступными финансовыми средствами с уже имеющимся потенциалом и рычагами управления системой образования вуза? Основным приоритетом в развитии вуза следует считать соответствие содержания обучения и его уровня технологическим и экономическим проблемам, которые топливно-энергетический комплекс страны должен решить в среднесрочный период 10-20 лет. В большинстве существующая система подготовки магистров имеет достаточно низкий КПД:

1. Состав лекторов тот же, что и в бакалавриате, т.к. профессоров с большим сегодняшним практическим опытом и в возрасте до 60 лет в вузе единицы.
2. Поступающие в магистратуру не имеют опыта работы на инженерных должностях, а перетекают, минуя производство, из бакалавриата этой же кафедры.
3. Лекторы в основном читают тот же самый курс лекций, что и в бакалавриате.
4. При подаче материала нет прямой связи с сегодняшними технико-технологическими, горно-геологическими, организационно-управленческими проблемами нефтяных и буровых предприятий, для которых готовят магистрантов.
5. Отсутствует единое информационное поле вуз-предприятие.
6. Невозможно привлечь специалиста из промышленности за мизерное вознаграждение. Отсутствует система стимуляции в нефтегазодобывающих предприятиях на поощрение такой деятельности ведущих специалистов.

Автором разработан и внедрен метод дистанционного интерактивно-производственного обучения (ДИПО), решающий вышеперечисленные проблемы и наглядно демонстрирующий преимущества образовательной технологии ДИПО-вахта [4]. Нефтегазовые компании подтверждают эффективность технологии ДИПО-вахта как средство реализации новой политики непрерывного улучшения и повышения эффективности создания нефтегазовых мощностей − скважин, включающей:

  • обучение персонала, задействованного в процессе бурения скважин, принципам и инструментам бережливого производства и системы непрерывного улучшения,
  • сокращение затрат и сроков строительства скважин.

Исследуем на основе образовательно-производственного эксперимента становления инженеров-буровиков, обучающихся по технологии ДИПО и получивших распределение в тот же производственный коллектив, где они проходили производственные и преддипломные практики, стажировки на инженерной должности бурового супервайзера. Рассмотрим буровых супервайзеров, работающих на месторождениях ООО «Газпромнефть-Хантос». Молодые специалисты – выпускники кафедры Бурения нефтяных и газовых скважин, прошедшие школу бурового супервайзинга по образовательным технологиям ДИПО, продолжают работать в супервайзинговом предприятии АО «НИПЦ ГНТ», за 2-3 года прошли 4 ступени повышения, достигли наивысших разрядов и стали наставниками стажеров-магистрантов [5].

ФИО, год рождения

Работа по специальности Профессиональный рост Другие достижения

Кожемякин
Федор
Георгиевич (1987)

07.2011 БС-стажер  
2012 младший БС  
2013-2014 БС 2-ой категории диплом I ст. НПК АО «НИПЦ ГНТ»
2015 БС 1-ой категории молодежная Губкинская премия (2015)
2016 наставник  

Якунин
Сергей
Анатольевич (1989)

2010 техник стипендия им. Э.И. Тагиева
2011 инженер-проектировщик дипломы 64-67 международных СНК «Нефть и газ» (2011-2013), 9-й Всероссийской НПК молодых ученых, специалистов АО «Газпром» (2011)
2012 инженер по авторскому надзору разработчик самого большого в России по объему проекта на строительство скважин (Российская книга рекордов и достижений)
победитель Всероссийского конкурса «Инженер года 2012»
07.2013

специалист 1 кат. управления бурения АО «РИТЭК»

молодежная Губкинская премия (2013)
2014   аспирант РГУНГ им. И.М. Губкина

Гузоев
Альберт
Исхакович (1990)

07.2013 БС-стажер  
2013 младший БС дипломы 64-67 международных СНК «Нефть и газ» (2011-2013)
2014 БС 2-ой категории  
2015 БС 1-ой категории диплом II ст. НПК АО «НИПЦ ГНТ»
2016 наставник молодежная Губкинская премия (2015)

Юр
Дмитрий
Николаевич (1990)

07.2013 БС-стажер дипломы 65-67 международных СНК «Нефть и газ» (2011-2013)
2013 младший БС  
2014 БС 2-ой категории диплом III ст. НПК АО «НИПЦ ГНТ
2014 БС 1-ой категории 1 место Всероссийского кон-курса НГСП России и НТО НГ «Лучший дипломный проект..»
2015    
2016 наставник молодежная Губкинская премия (2015)

Райхерт
Алексей Александрович (1989)

2012

техник-
проектировщик

разработчик самого большого в России по объему проекта на строительство скважин (Российская книга рекордов и достижений)
дипломы 66-67 международных СНК «Нефть и газ» (2012, 2013)
стипендия им. Э.И. Тагиева
2013 инженер-проектировщик молодежная Губкинская премия (2013)
02.2014 БС-стажер диплом III ст. НПК АО «НИПЦ ГНТ
2015 БС 2-й категории аспирант РГУНГ им. И.М. Губкина

1 место Всероссийского конкурса НГСП России и НТО НГ

«Лучший дипломный проект...»
01.2016 БС 1-й категории  

Зайков
Дмитрий Леонидович (1991)

04.2014 БС-стажер дипломы 67-68 международных СНК «Нефть и газ» (2013, 2014)
2014 младший БС стипендия им. Э.И. Тагиева
2015 БС 2-ой категории диплом НПК АО «НИПЦ ГНТ»
2016 наставник аспирант РГУНГ им. И.М. Губкина
2017 главный специалист по техничеcкому пределу (полевой)  

Анисименков Андрей
Игоревич (1991)

07.2012 техник, инженер-проектировщик дипломы 66-67 международных СНК «Нефть и газ» (2012, 2013)
разработчик самого большого в России по объему проекта на строительство скважин (Российская книга рекордов и достижений)
2013 инженер по авторскому надзору молодежная Губкинская премия
2014 БС-стажер 2 место Всероссийский конкурс НГСП России и НТО НГ «Лучший дипломный проект»
2015 младший БС  
2016 БС 2-ой категории  
2017 главный специалист по техническому пределу (полевой)  

Мухаметзянов
Ильдар
Раисович (1992)

2013 инженер по телеметрии “Бейкер-Хьюз” Мастер спорта по боевому самбо (2013)
2015 БС-стажер  
младший БС
2016 БС 2-ой категории 1 место Всероссийский конкурс Нефтегазстройпрофсоюза Рос-сии и НТО НГ «Лучший дипломный проект» 

 

Следует вывод, что цель производственно-образовательной технологии ДИПО-вахта выполнена, так как основана на закреплении теоретических знаний на буровом объекте, полученных стажерами во время аудиторных занятий, приобретении ими профессиональных компетенций путем непосредственного участия в деятельности супервайзингового предприятия при обеспечении техно-логических процессов бурения скважин на месторождениях нефтяной компании «Газпромнефть-Хантос», приобщении молодых инженеров к социальной среде сервисного предприятия АО «НИПЦ ГНТ» и приобретении ими социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.

Согласно решения совместного совещания НК «Роснефть-Юганскнефте-газ» и АО «НИПЦ ГНТ» от 08.02.2017 предоставлено 4 вакансии для недельной стажировки с последующей работой по авторскому методу ДИПО-вахта млад-шими супервайзерами молодых специалистов АО «НИПЦ ГНТ», бакалавров по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин» (направление «Нефте-газовое дело»), продолжающих обучение в магистратуре РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, в т.ч. по дисциплине «Супервайзинг бурения нефтяных и газовых скважин», читаемой автором.

Литература:
1. Отчёт о деятельности Правительства Российской Федерации за 2010 год. Выступление Председателя Правительства России В.В. Путина в Государственной Думе ФС РФ. 20.04.2011.
2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике.
3. Кульчицкий В.В. Дистанционное интерактивно-производственное обучение нефтегазовому делу. Методическое пособие. М.: Недра. 2007. 210 с.
4. Кульчицкий В.В. Повышение роли супервайзера при управлении строительством скважин и ЗБС в условиях раздельного сервиса. Материалы 9-й корпоративной конференции по снижению аварийности при строительстве скважин и ЗБС в ОАО «НК «Роснефть» за 2015 год. Нижневартовск. 21-22.05.2015.
5. Kульчицкий В.В., Щебетов А.В., Загайкевич Г.Ю. Подготовка инженерных кадров для нефтегазовой отрасли по специальности «Буровой супервайзинг». Материалы Научно-практического семинара «Международное научно-техническое сотрудничество 2015». Фуджейра (ОАЭ). 28.05-4.06.2015.


Комментарии

Оставьте свой комментарий