Тел.: (812) 643-77-67 | Mail: fit.herzen.conf@gmail.com

Поиск по сайту

Авдонина Н.С.
САФУ им. М.В. Ломоносова,
г. Архангельск,
natalia.avdonina1987@gmail.com

Ресурсы Google для выполнения и контроля самостоятельной работы студентов-журналистов


В статье обсуждается вопрос о самостоятельной работе студентов (СРС), в особенности эффективность ресурсов Google в организации СРС. Приводя в пример читательский дневник и портфолио как формы СРС, автор приводит к выводу, что Google Диск позволяет такое образовательное пространство, которое более всего подходит для работы современного цифрового поколения. Google Диск мобилен, легок в освоении, интерактивен, мультимедиен и персонализирован.

Avdonina N.S.
NArFU named after M.V. Lomonosov,
Arkhangelsk

Google resources as a tool to do and check out independent journalism students’ work

The article discusses the independent work of journalism students (IWS), in particular the efficiency of resources of Google in organizing IWS. By giving examples of reading journal and portfolio as organizational forms of IWS, the author comes to the idea that Google Drive lets to create such an educational space that would be more appropriate for the new digital generation. Google Drive is mobile, easy to use, interactive, multimedia, and personalized.

С 1999 г. исследователи коммуникации, медиа и массмедиа стали активно использовать термин «медиатизация». У. Шульц понимает под медиатизацией процесс постоянно расширяющегося прямого и непрямого влияния медиа на различные сферы общества [1, 377]. Медиа следует рассматривать как канал коммуникации, как средства массовой коммуникации, к которым относятся и СМИ, и кино, и литература, и интернет. Интернет как коммуникативная среда характеризуется следующими признаками: отсутствие упорядоченного общения несмотря на интерактивность, отсутствие ограниченного пространства, роль пользователя как потребителя, отсутствие тайны личности, клиповое мышление, интерактивная среда. Преподаватели могут использовать в образовательном процессе разнообразные возможности виртуального пространства, ставшего средой обитания современной молодежи.

В данной статье автор обобщает опыт использования ресурсов Google для выполнения и контроля самостоятельной работы студентов. Современные учебные планы составлены таким образом, что треть часов обычно отводится на самостоятельную работу студентов. Например, в Северном (Арктическом) федеральном университете им. М.В. Ломоносова на направлении «журналистика» раскадровка баллов по некоторым дисциплинам выглядит так: 36 часов аудиторные, остальные 66 - СРС. Цель СРС должна вписываться в общую систему целей и задач курса, которые в свою очередь отражают зафиксированные в государственном образовательном стандарте компетенции. Общими целями СРС являются:
1)самостоятельное освоение и развитие студентами компетенций;
2)овладение знаниями по основным и дополнительным темам;
3)контроль и оценка преподавателем результатов учебной и научно-исследовательской деятельности студентов.

К принципам СРС можно отнести:
1) самостоятельность;
2) индивидуальность;
3) вариативность;
4) творческий подход;
5) практико-ориентированность.

К формам СРС можно отнести:
1) работа с лекционным материалом;
2) выполнение домашнего задания к занятию/домашней контрольной работы, решение задач и выполнение упражнений;
3) изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку;
4) подготовка к лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям;
5) подготовка к коллоквиуму;
6) подготовка к экзамену;
7) написание реферата;
8) составление портфолио;
9) выполнение расчетно-графической работы;
10) написание эссе, курсовых работ/проектов;
11) решение кейсов.

Google Диск позволяет реализовать все озвученные выше принципы и формы СРС. Например, по дисциплинам, предполагающим большой объем чтения, целесообразно предложить студентам вести читательский дневник на Google Диске. Для этого студентам и преподавателю необходимо иметь учетную запись Google, создать Google документ и предоставить преподавателю доступ с режимом комментирования. В начале курса студентам выдается задание для обязательного чтения (книга или серия статей) и определяется форма контроля. Это могут быть либо вопросы для обсуждения по каждой главе или необходимому объему страниц к определенной дате, либо трехчастный дневник Черила Форбса - любая форма, главное, чтобы студенты работали последовательно с дневником, а преподаватель имел возможность комментировать работу.

Читательский дневник используется в качестве дополнительного обучающего инструмента, выполняющего сразу несколько функций:
1) расширение фоновых и профессиональных знаний;
2) приобретение навыков аналитического и творческого мышления и письма;
3) приобретение навыков самоорганизации и самоконтроля;
4) мотивирующая функция.

Последний пункт связан с обязательным участием преподавателя в контроле самостоятельной работы студентов. Этот контроль выражается не только в оценке самого факта выполнения СРС, но и в комментировании студенческих записей. Особенно комментирование важно для первокурсников. Например, они копируют ответ на вопрос из учебника, и преподаватель может задать наводящий вопрос «почему…?», «что именно…?» и др., чтобы побудить студентов к размышлению и поиску нетривиальных, не лежащих на поверхности ответов. Особенно мотивирует поддерживающий комментарий.

Таким образом, можно сформулировать общие принципы ведения читательского дневника:
1) вариативность;
2) организованность (дневник будет оценен только в том случае, если он был заполнен до определенного срока, например, 18.00 каждой субботы, если занятие стоит в понедельник или вторник);
3) свобода (ответы не должны копировать учебник или быть только правильными ответами, в читательском дневник не может быть правильных/неправильных ответов).

Тот же Google документ можно использовать как основу будущего портфолио. Технология портфолио, как пишет Т. Дворникова, выполняет функцию информационного поиска, систематизации информации, подготовки материалов к печати и т.д [2]. Портфолио позволяет не только оценить знания и умения студента со стороны, т.е. преподавателем, но и оценить самих себя, т.е. развивает самооценку студентов. Например, для практико-ориентированных дисциплин портфолио может стать базой для выполнения самостоятельной работы. К примеру, по предметам «Новостная журналистика», «Интернет-журналистика», «Основы аналитики и публицистики» и другим подобным, где теория уступает место практике, правильно разработанная структура портфолио поможет студентам овладеть профессиональными навыками. Как и в случае с читательским дневником, к портфолио студенты также могут предоставить преподавателю доступ и ожидать конструктивных комментариев.

Новые образовательные стандарты внедряются с целью сформировать профессиональные компетенции студентов. Планомерное выполнение самостоятельной работы будет способствовать развитию компетенции самоменеджмента (Дворникова), коммуникации, формированию навыков различных видов чтения (аналитическое, изучающее, поисковое, ознакомительное, просмотровое) [4], необходимых профессиональных умений.

В результате такой формы выполнения самостоятельной работы новый смысл обретает деятельность преподавателя. Преподаватель выполняет функции не контролера, но ментора, наставника, советчика, человека, к которому всегда можно обратиться с вопросом и за комментарием. Все это возможно осуществить в том же Google документе, который позволяет общаться одному конкретному студенту с преподавателем. Если электронная почта или телефон может расцениваться как личное пространство, то читательский дневник или портфолио на Google диске посвящены учебному предмету и поэтому формируют образовательную среду как продолжение лекции или семинарского/практического занятия.

Л. Петрова, Е. Берестнева, А. Бригадин отмечают, что «роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентом общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности, а роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, формулировать проблему и находить оптимальный путь ее решения» [5, 508].

Затруднения в выполнении самостоятельной работы у студентов различных курсов могут быть связаны со следующим:
1) неумение распределять время на самостоятельную работу;
2) неумение выполнять конкретный вид работы, например, поиск, отбор и систематизацию информации, анализ прочитанного;
3) отсутствие интереса к самостоятельной работе.

Последний фактор можно нивелировать, если оценка за самостоятельную работу будет влиять на общую оценку по курсу.

В целом можно заключить, что облачные сервисы, каким является Google Диск, создают такое образовательное пространство, которое более всего подходит для работы современного цифрового поколения. Google Диск мобилен (в него можно заходить в любого устройства), легок в освоении, интерактивен, мультимедиен, персонализирован. Самостоятельная работа, выполняемая на подобных облачных сервисах, способствует овладению студентами профессиональными и социальными компетенциями. Во главу угла в данном образовательном процессе ставится студент, который всецело ответственен за эффективность и результативность обучения.

Литература:
1. Mediatization of communication / ed. by K. Lundby. Berlin: De Gruyter Mouton, 2014. 735 p.
2. Дворникова Т.А. Портфолио - технология накопления и систематизации ин-формации / Современные образовательные тенологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2016. - С. 155-168.
3. Кузнецова С.В. Ведение читательского дневник (reading journal) как способ совершенствования письменной и устной иноязычной речи студентов // Вестник Томского государственного университета. 2007. №297. С. 45-46.
4. Петрова Л.А., Берестнева Е.В., Бригадин А.А. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации ФГОС ВО // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2. С. 507-514.

Комментарии

Оставьте свой комментарий